Путешествие со сказками. Конспект занятия по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей старшей группы (5–6 лет)

- 9:34ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Конспект занятия по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей старшей группы (5–6 лет).

 

Светлана ИОДА,
заместитель заведующего по основной деятельности
ГУО «Детский сад № 1 г. Дятлово»,
Гродненская область

 

Тема: «Путешествие со сказками»

Программные задачи:

– формировать умение детей самостоятельно составлять описательный рассказ о героях сказок с опорой на графическую схему;
– правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов и объектов, использовать имена прилагательные и наречия;
– совершенствовать умение грамотно изменять различные части речи, согласовывать прилагательные с существительными;
– подбирать слова, обозначающие свойства, качества, признаки предметов, используя в речи различные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные);
– совершенствовать артикуляционный и голосовой аппарат, используя в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи; умение внимательно слушать собеседника;
– воспитывать ценностное отношение к богатству русского языка, литературным произведениям, желание говорить правильно.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание картинок к сказкам; беседа «Из какой сказки герой»; дидактические игры «Назови сказочного героя», «Лабиринт по сказкам», «Составь предложение с помощью кубика»; чтение стихотворений-загадок о сказках; разучивание пальчиковых игр по сюжету сказок, игра «Кроссенс».

Материал и оборудование: кубики-игрушки с картинками, картинки со сказками, мнемотаблица для составления описательного рассказа «Мой любимый герой сказки», корзина с массажными клубочками-мячами, разрезные картинки по сказкам, задание «Лабиринт».

 

Ход занятия

 

Дети становятся в круг, воспитатель произносит приветствие «Доброе утро»

Воспитатель:

Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем привет и добрый день!
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.

Воспитатель: Ребята, давайте друг другу улыбнемся! Молодцы. Вы хотите узнать, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Узнать тему поможет волшебный домик, в котором спрятались картинки (показывает домик-кроссенс, в котором 8 ячеек – без картинок, а центральная ячейка – с карточкой «?»). Помогите мне вернуть картинки на свое место! Для этого, я буду загадывать загадки. Если вы правильно назовете отгадку – название сказки, то картинка с изображением эпизода вернется в свое окошко.

(По мере отгадывания загадок, в домик-кроссенс вставляются картинки-отгадки.)

Воспитатель:

Встретила девочка волка в лесу:
– Бабушке я пирожочки несу.
Их испекла моя мамочка, –
Хвасталась («Красная Шапочка»).

Воспитатель: Точно, это же сказка Ш.Перро «Красная Шапочка». Слушайте вторую загадку.

Уходя, сказала мама
своим деточкам упрямым:
– Вы к дверям не подходите,
не балуйтесь, не шумите.
Никому не открывать! («Волк и семеро козлят»)

Воспитатель: Готовы к третьей загадке?

Деревянный озорник
Любимец взрослых и детей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (Буратино).

Воспитатель: Вот и ещё одна сказка вернулась в свой домик.

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
На тарелочке лежал,
А потом он убежал. (Колобок)

Возле леса на опушке, трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три медведя)

А я лучше у вас на крыше буду жить.
Влез на крышу и только уселся – ба-бах! – развалился домик. («Теремок»).

Несет меня лиса, за темные леса,
За быстрые реки, за высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня! («Петушок – золотой гребешок»)

Как выскочу, как выпрыгну –
Пойдут клочки по закоулочкам! (Заюшкина избушка)

Воспитатель: Какие вы, ребята, молодцы! Спасибо вам, помогли мне вернуть все картинки. Но вот одно окошко, в центре, осталось пустым. Оно заполнится тогда, когда вы скажете мне, чем между собой связаны эти картинки? Что у них общего? (Ответы детей) Правильно, ребята. Это сказки. А как вы думаете, что такое сказка? (Ответы детей) Правильно, это волшебная история, где с героями случаются чудеса, оживают звери, птицы и начинают разговаривать человеческим голосом. Вспомните, какими словами начинаются сказки?
Дети: Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве…

Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке, подумайте все ли правильно, нет ли путаницы?

 

Сказка-путаница «Курочка Ряба»

Жили – были дед и баба и был у них петушок Ряба…

Снесла курочка яблочко… Не маленькое, а большое.

Собачка бежала, лапкой задела – яичко упало и разбилось.

Дед смеётся, баба хохочет….

А курочка мяучит… не плач, дед, не плач, баба, я снесу вам яичко не золотое, а шерстяное!

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня я предлагаю со мной попутешествовать по сказочной стране. Во многих русских народных сказках есть волшебный предмет, который указывает путь для путешествий. Одна волшебница подарила мне вот такой волшебный мячик-клубок, возьмите и вы такие.

 

Самомассаж (с использованием массажных мячиков)

Этот клубочек не простой
(Показывают друг другу мячики.)
Весь колючий он такой.
(Кладут мячик между ладошками.)
Им ладошки разотрем:
Вверх и вниз его катаем.
Наши ручки разминаем.
(Катают мячик между ладошками.)

Воспитатель: Этот клубок укажет нам путь в сказочную страну. Давайте вместе со мной назовём волшебные слова: «Нам, клубочек, помоги, к сказочным героям приведи!», клубочек покатился к сундучку.

(Воспитатель бросает клубочек к сундучку). Давайте посмотрим, что лежит в сундучке. Это кубики. Рассмотрите внимательно изображения на кубиках. Вы догадались, что изображено на кубиках, кто это? (Воспитатель обращает внимание сначала на один кубик, второй и т.д.) На них нарисованы изображения – это герои сказок, предметы из сказок.

Давайте попробуем украсить слова, надо подобрать прилагательные к существительному.

 

Игровое упражнение «Укрась слово»

Детям предлагается рассмотреть кубик и к изображению (существительному) подобрать прилагательное)

Воспитатель: Это кто? (Лиса) Какие слова можно сказать про лисичку?

Лиса какая? (Рыжая, хитрая, озорная, дикая, злая, проказница…)
Домик зайца какой? (Большой, холодный, ледяной…)
Волк какой?

Колобок какой?
Петушок какой?
Иголка какая?
Бабка какая?
Дед какой? И т.д.

Воспитатель: Молодцы. Как красиво мы украсили слова.

 

Дидактическая игра

Детям предлагается за столами одной группе детей соединить героя сказки с предметом, другой – сложить картинку из разрезных частей, а третьей подгруппе – выложить дорожки для героев из сказок камешками)

1-я группа – «Помоги героям сказки найти свои предметы» (золотой ключик, красная шапочка, три тарелки, золотое яичко, волшебная палочка, зеркало, пирожок, сыр, яблоко, перо)
2-я группа Из пазлов вы должны собрать картинку и назвать сказку;

3-я группа «Лабиринт», (выложить дорожку для героя из камешков, если на дорожке будет сломанное дерево, необходимо найти другой путь).

Воспитатель: Путешествуем дальше. (Воспитатель бросает клубок). Наш клубочек привел нас к кубику. Он с интересными картинками из сказок, я предлагаю вам составить предложения, начиная со слов «Я знаю, что в сказке…

 

Задание «Закончи предложение»

Я знаю, что в сказке (петушок выгнал лису из избушки)
Я знаю, что в сказке (Емеля ехал к царю на печи, мышка вытянула репку из земли, мышка махнула хвостиком, яйцо разбилось, гуси лебеди на своих крыльях унесли мальчика, дед посадил репку, репка выросла большая-пребольшая).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Я нашла коробочку с чистоговорками. Нам надо их повторить. Слушайте внимательно.

Ба-ба-ба – во дворе изба. (Громко, тихо)
Ги-ги-ги – печет мама пироги. (Девочки, мальчики)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы знаете так много сказок, сказочных героев. А сейчас я предлагаю вам описать своего любимого сказочного героя. И поможет нам в этом мнемотаблица. Посмотрите на нее.

  1. Надо назвать имя персонажа.
  2. Назвать, из какой он сказки.
  3. Назвать автора.
  4. Определить характер героя (добрый, злой)
  5. Описать героя. Какой он?
  6. Что ты будешь делать, если этот герой придет к тебе в гости.

(Составляют рассказ 3–4 ребенка, дается задание одному начать – другому продолжить).

Воспитатель: Нам с вами пора возвращаться из нашего путешествия.

Крепко за руки возьмемся,
Вокруг себя мы повернемся
И домой мы все вернемся.

 

Воспитатель: Я хочу взять у вас интервью. Надо отвечать на вопросы полными предложениями.

Где мы с вами побывали?
Что новое и интересное вы узнали?
Что вам больше всего понравилось, запомнилось?
Что бы вы хотели рассказать своим родителям, друзьям?

Воспитатель: Предлагаю вам выбрать смайлик, который соответствует вашему настроению от сегодняшнего путешествия!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий