Рисунки-чертежи для моделирования решения задач

- 16:03Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Материалы к урокам

 

Людмила БОБОВИК,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгон
и»,
Гродненская область

 

 

Одной из главных задач современной школы является повышение обучения за счёт преодоления неуспеваемости. Именно это позволит повысить тонус общей познавательной активности учащихся, сформирует у них положительное отношение к учению и положительную самооценку.

Обучение в школе – очень важный этап в жизни ребёнка. Многим детям учиться трудно, у некоторых эти трудности приобретают особый, более выраженный характер. Каждый внимательный педагог должен поддерживать оптимальный уровень активности всех своих учеников, в том числе и детей с трудностями учения.

Чтобы максимально включить каждого учащегося в активную деятельность на уроках математики, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков, я использую рисунки-чертежи – выводы, которые формируются в процессе объяснения темы.

Все опоры выполняются в цвете, общий цвет – чёрный, а основные понятия выделяются ярким красным цветом. Так, уже в первом классе при определении вида сравнения в прямой или косвенной форме использую такие рисунки (Приложение 1).

 

Обязательно использую рисунки-чертежи при изучении задач на разностное и кратное сравнение; нахождение цены, количества и стоимости; задач на движение (Приложение 2).

Данные рисунки-чертежи являются своеобразными «опорами мыслей», «опорами действия». Они позволяют учащимся избавиться от механического зазубривания правил и формулировок. Усвоение материала идёт осмысленно, так как рисунок-чертёж составляется в процессе выполнения практических заданий. В дальнейшем учащиеся строят свои ответы, пользуясь этими схемами, читают их, работают, опираясь на них, ни один ученик не чувствует себя беспомощным на уроке, исчезает страх перед ответом.

Приложение 1

*Пустой прямоугольник предполагает другие слова выражения косвенной формы.

Пример

Определи вид сравнения. Запиши в кружке букву «П», если сравнение в прямой форме, букву «К» – если в косвенной. Докажи свой выбор.

1. Второклассник выучил 30 поговорок, а первоклассник – на 10 поговорок меньше. Сколько поговорок выучил первоклассник?

2. В первом кроссворде нужно разгадать 12 слов, это на 2 слова больше, чем во втором кроссворде. Сколько слов во втором кроссворде?

3. Аист в секунду делает два взмаха крыльями, что на 11 взмахов меньше, чем воробей. Сколько взмахов крыльями в секунду делает воробей?

 

Приложение 2

Моделирование решения задач на разностное и кратное сравнение

На сколько больше (меньше)?               Во сколько раз больше (меньше)?

*Красным цветом на схеме выделены знаки действий, которыми находятся данные сравнения.

 

Составление правила зависимости между ценой, количеством и стоимостью

 

*Вертикальная красная черта в виде разделения цены и количества помогает запомнить действие «деления», которым находятся цена и количество.

 

Составление правила для решения задач на движение

На рисунке-чертеже изображена зависимость между скоростью, расстоянием и временем.

*Вертикальная красная черта в виде разделения скорости и времени помогает запомнить действие «деления», которым находятся скорость и время.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий