Людмила БОБОВИК,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
Одной из главных задач современной школы является повышение обучения за счёт преодоления неуспеваемости. Именно это позволит повысить тонус общей познавательной активности учащихся, сформирует у них положительное отношение к учению и положительную самооценку.
Обучение в школе – очень важный этап в жизни ребёнка. Многим детям учиться трудно, у некоторых эти трудности приобретают особый, более выраженный характер. Каждый внимательный педагог должен поддерживать оптимальный уровень активности всех своих учеников, в том числе и детей с трудностями учения.
Чтобы максимально включить каждого учащегося в активную деятельность на уроках математики, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков, я использую рисунки-чертежи – выводы, которые формируются в процессе объяснения темы.
Все опоры выполняются в цвете, общий цвет – чёрный, а основные понятия выделяются ярким красным цветом. Так, уже в первом классе при определении вида сравнения в прямой или косвенной форме использую такие рисунки (Приложение 1).
Обязательно использую рисунки-чертежи при изучении задач на разностное и кратное сравнение; нахождение цены, количества и стоимости; задач на движение (Приложение 2).
Данные рисунки-чертежи являются своеобразными «опорами мыслей», «опорами действия». Они позволяют учащимся избавиться от механического зазубривания правил и формулировок. Усвоение материала идёт осмысленно, так как рисунок-чертёж составляется в процессе выполнения практических заданий. В дальнейшем учащиеся строят свои ответы, пользуясь этими схемами, читают их, работают, опираясь на них, ни один ученик не чувствует себя беспомощным на уроке, исчезает страх перед ответом.
Приложение 1
*Пустой прямоугольник предполагает другие слова выражения косвенной формы.
Пример
Определи вид сравнения. Запиши в кружке букву «П», если сравнение в прямой форме, букву «К» – если в косвенной. Докажи свой выбор.
1. Второклассник выучил 30 поговорок, а первоклассник – на 10 поговорок меньше. Сколько поговорок выучил первоклассник? |
2. В первом кроссворде нужно разгадать 12 слов, это на 2 слова больше, чем во втором кроссворде. Сколько слов во втором кроссворде? |
3. Аист в секунду делает два взмаха крыльями, что на 11 взмахов меньше, чем воробей. Сколько взмахов крыльями в секунду делает воробей? |
Приложение 2
Моделирование решения задач на разностное и кратное сравнение
На сколько больше (меньше)? Во сколько раз больше (меньше)?
*Красным цветом на схеме выделены знаки действий, которыми находятся данные сравнения.
Составление правила зависимости между ценой, количеством и стоимостью
*Вертикальная красная черта в виде разделения цены и количества помогает запомнить действие «деления», которым находятся цена и количество.
Составление правила для решения задач на движение
На рисунке-чертеже изображена зависимость между скоростью, расстоянием и временем.
*Вертикальная красная черта в виде разделения скорости и времени помогает запомнить действие «деления», которым находятся скорость и время.