Снижение тревожности у обучающихся старших групп учреждения дошкольного образования посредством элементов арт-терапии

- 13:05Психологическая помощь

В материале представлены два конспекта: индивидуальное и групповое занятие, направленных на снижение тревожности

 

Мария ЧИКИДА,
педагог-психолог
ГУО «Детский сад №
 39 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

Приоритетная задача педагога-психолога, наряду с защитой прав и интересов воспитанников, – создание и поддержание благоприятного эмоционального климата в коллективе. Педагог-психолог стремится к тому, чтобы каждый ребенок чувствовал себя хорошо и комфортно в обучающей среде. Однако достичь этого бывает сложно, поскольку все больше воспитанников приходят с СДВГ, чаще проявляют агрессию или застенчивость и тревожность.

Тревожного воспитанника легко узнать в процессе наблюдения на занятиях и в других видах деятельности в образовательном процессе. Как правило, дети с повышенной тревожностью зажаты, скованны, обладают тихим голосом, могут заикаться. Иногда могут наблюдаться следующие особенности в поведении: теребит одежду, манипулирует предметами, сжимает руки. Проявляются привычки невротического характера.

Психологи выделяют следующие нарушения эмоционального благополучия ребенка: завышение требований, отсутствие со стороны педагога и законных представителей учета интересов, пожеланий и способностей ребенка, разногласие в подходе к воспитанию у близких родственников и несогласованность требований, огромный поток информации, когнитивные перегрузки, конфликты в семье, гиперопека и гипоопека над ребенком.

Наиболее интересный для меня как специалиста инструмент в коррекционной работе – арт-терапия. И, проводя диагностику с использованием стандартизированных методик, я пришла к выводу, что многие воспитанники имеют тенденцию к появлению тревожности.

Применение техник арт-терапии осуществлялось с учетом возрастных особенностей старших дошкольников. Ведь ведущей потребностью в этом возрасте является потребность в общении и творческой активности. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, ведущая функция – это воображение. Интересно, что рисование, фантазирование, сочинение историй воспринимается детьми как форма игры.

Таким образом, творческие виды деятельности являются достаточно эффективным методом, который способствует снижению уровня тревожности дошкольников, выступает как способ компенсации травмирующих переживаний, повышает коммуникативные возможности детей, их познавательную и речевую активность, развивает творческие возможности.

 

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия

 

Тема: Снижение тревожности у обучающихся старших групп учреждения дошкольного образования посредством элементов арт-терапии.

Программные задачи:

– создать положительный эмоциональный настрой;
– формировать навык определять свое эмоциональное состояние;
– развивать способность к рефлексии, самоанализу, самопознанию;
– способствовать снижению уровня тревожности, напряженности, мышечных зажимов.

Материалы и оборудование: устройство для проигрывания мелодий, запись мелодий разного настроения и ритма, зеркало, черные листы бумаги для гравюры, карандаш для процарапывания рисунка.

Предварительная работа: диагностический этап, направленный на выявление тревожности у воспитанников старших групп с использованием проективной диагностической методики «Тест тревожности» (Р.Тэммл, Д.Дорки, В.Амен), работа с эмоциональными схемами для актуализации знаний об эмоциях и чувствах.

Методы и приемы: элементы сказкотерапии, изотерапии, телесно-ориентированной терапии, музыкальной терапии, психогимнастика, пальчиковая гимнастика.

Тип занятия: коррекционно-развивающий.

Развивающие образовательные методики и технологии: личностно-ориентированные технологии, игровые технологии, ТРИЗ-технологии.

 

Ход занятия

 

1 Вводный этап  (организационный)

Психогимнастика «Зеркало» (2 минуты)

Цель: создать благоприятный эмоциональный фон, настроить на работу, снять мышечные зажимы.

Ход. Ребенок и педагог садятся перед зеркалом, ребенок старается повторить все движения, которые делает педагог-психолог, затем они меняются ролями. Здесь каждый педагог может дать волю своей фантазии: поднять руку и опустить, улыбнуться своему отражению в зеркале, даже скорчить гримасу.

 

Упражнение «Я – музыка» (5 минут)

Цель: развивать умение чувствовать себя, свое настроение, выражать свои эмоции.

Материалы и оборудование: запись пяти мелодий: плавная, импульсивная, резкая, бой барабанов, хаотичная.

Ход. Педагог-психолог предлагает ребенку представить, что он и есть музыка. Ребенок должен телом «протанцевать» ритм.

Рефлексия. Обсуждаем с ребенком, было ли сложно ему слиться с музыкой? Какая композиция ближе ребенку по его ощущениям? Какая композиция не понравилась и почему? Может случиться, что одна из композиций вызвала волнение. К какой композиции нужно вернуться, чтобы почувствовать себя лучше?

 

2 Основной этап

Арт-терапия «Разноцветный луч добра» (10 минут)

Цель: развивать у ребенка умение увидеть выход из трудной ситуации, повышать самооценку.

Материалы и оборудование: черный лист бумаги для гравюры с разноцветной основой, карандаш для процарапывания рисунка.

Ход. Педагог-психолог рассказывает историю о том, что когда-то на этом листе бумаги была красочная, разноцветная страна, но прилетел злой чародей Блэк, он не любил краски и заколдовал всю страну. Все дома и все жители стали черными, как ночь. Ещё в той стране много раз рассказывали легенду о том, что однажды случится чудо и добрый(-ая) и отважный(-ая) (Имя ребенка) спасет всю страну и поможет жителям вновь жить счастливо в своей красочной стране.

Далее дать возможность ребенку нарисовать страну. Столько домов и столько жителей, сколько ему будет необходимо, чтобы почувствовать себя лучше.

Рефлексия. Спрашиваем, как ребенок себя чувствует сейчас? Что чувствовал, когда прилетел злой Блэк? Что чувствовали жители, живя в темноте? Как они чувствуют себя сейчас, когда картинка стала красочной? Можем ли мы также помочь себе, когда чувствуем себя плохо?

Попросите ребенка искренне похвалить себя за спасение жителей этой страны.

Пальчиковая гимнастика (1 минута)

Цель: снять напряжение кистей рук, релаксация.

Ход. Педагог-психолог проговаривает стихотворение и показывает движения рук, а ребенок повторяет.

В гости к пальчику большому (круговые движения большими пальцами обеих рук, ладони сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому (прямые кисти рук складывает уголком, имитируя крышу)
Указательный и средний,
Безымянный и последний (подушечкой каждого названного пальца дотрагиваемся до большого)
Сам мизинчик-малышок (круговые движения мизинчиками обеих рук, остальные пальцы в кулачке)
Постучался о порог (стучим мизинчиком правой руки о ладонь левой)
Вместе пальчики – друзья! (складываем ладони вместе, как крышу дома)
Друг без друга им нельзя (сцепленными ладонями делаем круговые движения)

 

3 Рефлексия. Подведение итогов занятия

Цель: анализ самочувствия воспитанником, развитие навыка самоощущения и самовосприятия.

Обсуждаем с ребенком самочувствие в конце занятия. Акцентируем внимание на тех чувствах и эмоциях, с которыми он вошел в кабинет. Обсуждаем упражнения и методы, которые помогают, когда чувствуешь себя плохо. Можно попросить рассказать родителям, что он сегодня настоящий герой, который спас жителей от Блэка.

Анализируем, что понравилось и не понравилось на занятии.

 

 

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия

 

Тема: Снижение тревожности у обучающихся старших групп учреждения дошкольного образования посредством элементов арт-терапии.

Программные задачи:

– создать благоприятное настроение для работы;
– формировать навык определения своего эмоционального состояния;
– развивать способность к постановке выводов, анализировать себя и других;
– развивать коммуникативные умения;
– способствовать снижению уровня тревожности, напряженности, мышечных зажимов.

Материалы и оборудование: средство для проигрывания аудиофайла, аудиофайл с записью смеха, большой ковер или коврики для йоги для каждого ребенка.

Предварительная работа: диагностический этап, направленный на выявление тревожности у воспитанников старших групп с использованием проективной диагностической методики «Тест тревожности» (Р.Тэммл, Д.Дорки, В.Амен), работа с эмоциональными схемами для актуализации знаний об эмоциях и чувствах.

Методы и приемы: элементы сказкотерапии, телесно-ориентированной терапии, музыкальной терапии, психогимнастика, пальчиковая гимнастика.

Тип занятия: коррекционно-развивающий.

Развивающие образовательные методики и технологии: личностно-ориентированные технологии, игровые технологии, ТРИЗ-технологии.

 

Ход занятия

 

1 Вводный этап  (организационный)

Ритуал приветствия.

Психогимнастика «Насос и мяч» (3 минуты)

Цель: расслабить максимальное количество мышц.

Ход. Педагог-психолог предлагает ребятам разбиться на пары. Один из ребят в паре – надувной мячик, второй – насос. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, ноги полусогнуты, руки и шея расслаблены. Корпус наклонен немного вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). «Насос» начинает надувать мяч, с каждым вдохом руки ребенка, который надувает наш «мяч», поднимаются вверх, с выдохом – опускаются. На выдохе издаем звук [с]. С каждой подачей воздуха «мяч» надувается все больше. Надувается неторопливо, слушая каждый «сссс» товарища. Когда «мяч» надут, ребенок, который надувал его, выдергивает насос из мячика, и наш мяч вновь сдувается со звуком «шшшш». Тело обмякает и возвращается в исходное положение. Затем дети в паре меняются ролями.

2 Основной этап 

Арт-терапевтическое упражнение «Посмеемся над страхами» (10 минут)

Цель: поднять настроение и способствовать снятию зажатости как на физическом, так и на психологическом уровне.

Материалы: магнитофон, аудиозапись смеющегося человека.

Методика проведения. Это упражнение лучше выполнять, сидя на ковре. Ребята вспоминают ситуации, когда им было страшно, потом вместе со взрослым ищут в каждой страшной ситуации что-то смешное. В конце можно включить запись смеющегося человека и всем вместе похохотать от души.

Рефлексия. Понравилось ли занятие? Можно попросить детей по одному рассказать, что они чувствуют сейчас.

Этюд «Солнечный зайчик» (2 минуты)

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, развивать способности понимать свое эмоциональное состояние и умение его выразить.

Ход. Дети сидят в кругу. Педагог-психолог говорит: «Солнечный зайчик заглянул нам в глаза. Закрывайте глазки. Он побежал дальше по лицу. Я буду говорить, куда бежит зайчик, а ваша задача погладить зайчика. Итак, солнечный зайчик у вас на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Гладим аккуратно, чтобы не спугнуть. Побежал на голову, на шею, на животик, по рукам, по ногам, забрался за шиворот – гладим там. Он не озорник, он любит вас и нежничает с вами, а вы погладьте его и подружитесь с ним. Ему можно улыбнуться своей самой красивой и милой улыбкой. Когда подружились, можно еще минутку посидеть с закрытыми глазами, а когда будете готовы – открывайте».

Игра «На что похоже настроение?» (5 минут)

Цель: развивать симпатию, формировать навык самовосприятия, самоосознания.

Ход игры. Участники игры при помощи сравнения говорят, на какое время года, какое природное явление, на какое животное похоже их настроение в данную минуту. Начинает игру педагог-психолог. «Мое настроение похоже на кошечку, дремлющую на полу в лучах солнышка. Она спокойна, расслаблена. Лежит с закрытыми глазами и слушает тишину. Ей комфортно, тепло, хорошо и приятно. А твое какое?». Каждый ребенок по кругу рассказывает о своем настроении.

Рефлексия. Слушаем высказывания ребят о самочувствии. Вызвало ли упражнения трудности и какие? Как можно усмирить настроение, которое похоже на тигра или медведя?

3 Завершающий этап. Рефлексия всего занятия (2 минуты)

Детям предлагается высказаться, что понравилось и не понравилось в занятии. Что было легко сделать, а что сложнее? Что нам может помочь сохранить спокойствие и хорошее настроение (улыбка, смех, поддержка окружающих)?

Ритуал прощания.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий