Решение задач на проценты. Урок математики в 6-м классе  

- 11:41II И III СТУПЕНИ, МАТЕМАТИКА, Математика. Сценарии, Методичка

Воспитательная задача урока – донести до учащихся необходимость бережливого отношения к использованию природных ресурсов посредством решения тематических задач и обсуждения затронутых в них проблем.

Елена ИЛЬЮЩЕНЯ,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 1 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

Цели урока:

– формирование и развитие представлений о проценте, его практической значимости, умений решения основных задач на проценты;
– повторение правил нахождения процентов от числа, числа по его проценту;
– решение задач на проценты энергосберегающей направленности.

Задачи урока:

воспитательные:  
– создать условия для понимания школьниками эффективного энергопользования и воспитания у них ответственности за экономное и бережное отношение к электроэнергии, теплу, воде, природе в целом в школе, в семье, в своем государстве; 
– содействовать формированию у учащихся убеждения в важности личного вклада в энергосбережение;

развивающие: развить познавательную активность, логическое мышление;

образовательные: закрепить умения решать задачи на проценты (отработать практические умения и навыки нахождения процентов от числа, числа по его процентам разными способами), научить применять полученные знания на практике, развивать внимание, умение абстрагировать конкретный материал.

 

Презентация к уроку

 

Ход урока

I Организационный этап

II Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе

Ребята, вы знаете, что эта неделя проходит под эгидой энергосбережения. 11 ноября в мире отмечался Международный день энергосбережения, основной целью которого является привлечение внимания общественности к рациональному использованию энергоресурсов.

Наша страна относится к числу тех государств, которые недостаточно обеспечены собственными энергетическими ресурсами. Именно это обстоятельство делает нашу страну уязвимой и зависимой от поставщиков этих ресурсов. Экономика любой страны зависит от цен на основные энергоресурсы. (Слайд 2)

Девиз нашего сегодняшнего занятия: «Бережливость – важнейший источник благосостояния». Мы будем решать не совсем обычные задачи и обсуждать затронутые в них проблемы. (Слайд 3)

На протяжении нескольких уроков мы изучали тему «Проценты». И вы, ребята, уже знаете, что знания по этой теме нужны людям в самых разных областях. Усвоение этой темы пригодится каждому из вас. Как вы думаете, какая будет цель сегодняшнего нашего урока? (Ответы детей).

Сегодня мы повторим, что такое процент, как найти процентное отношение, как найти процент от числа и число по его процентам. Итак, вспомним.

– Что такое процент? (Процент – это 1/100 часть от числа). (Слайды 4,5)
– Как записать число процентов в виде дроби? (Слайды 6, 7)
– Как записать дробь в виде процентов? (Слайды 8, 9)
– Назовите основные типы задач на процент. (Слайды 10, 11)

 

III Этап применения знаний и способов действий

Ребята, сейчас я вам расскажу, как будет проходить наша работа. У каждого из вас на столе лежат листы самоконтроля. За выполненное вами задание вы поставите себе от 1 до 10 баллов, в зависимости от того, как вы себя оцениваете, как вы справились с этим заданием. Если вы сами его решили, вам не понадобилась помощь учителя или соседа по парте, тогда ставьте себе высший балл. Если у вас были сложности с выполнением задания, потребовалась посторонняя помощь, тогда балл снижается.

Название задачи

Балл

1

Рисунок

 

2

Мощность лампы

 

3

Срок службы лампы

 

4

Задача про девочку

 

5

Задание в парах

 

6

Задача про воду

 

7

Задача про макулатуру

 

8

Практическая работа

 

 

Средний балл

 

ФИО

 

Задание 1
Первое задание будет следующим. Вам нужно перевести проценты в дроби. Дроби могут быть как десятичные, так и обыкновенные. Найдите эти дроби на рисунке и закрасьте соответствующие области: 5 %, 1 %, 25 %, 50 %, 75 %, 100 %, 12,5 %. (Слайд 12).

На что похожа часть рисунка, оставшаяся незакрашенной? Верно, на лампочку. Это раскрывает ещё одну сторону нашего урока – мы будем говорить о сбережении электроэнергии. Убедиться в том, что беречь энергию выгодно каждому, поможет сравнение характеристик энергосберегающей лампы и обычной лампы накаливания.

Задание 2
Мощность обыкновенной лампы накаливания составляет 80 Вт, а мощность энергосберегающей лампы – 15 % от мощности лампы накаливания. Какую мощность имеет энергосберегающая лампа? (Слайды 13, 14)

Задание 3
Срок службы энергосберегающей лампы составляет 30 000 часов, а срок службы лампы накаливания – 1000 часов. Сколько процентов составляет срок службы энергосберегающей лампы от срока лампы накаливания? (Слайды 15, 16)

Задание 4
Каждый вечер Света, приходя из школы, делает уроки 2 часа. Чтобы ей было лучше видно, она включает свет. Посчитайте, сколько ватт электроэнергии Света потратит за месяц, используя лампу накаливания (80 Вт) и используя энергосберегающую лампу (12 Вт). Считать месяц равным 30 дням. Сколько процентов составляет энергопотребление энергосберегающей лампы от лампы накаливания за месяц? (Слайды 17, 18)

Решение задач записывается на доске. По полученным ответам учитель и учащиеся делают выводы об экономичности лампочек.

Задание 5
Следующее задание поможет вам закрепить полученные знания. Работая в парах, вам нужно будет решить задачу.

В квартире имеется 3 электролампы по 100 Вт. Родители решили поменять их на энергосберегающие и купили 3 лампы по 15 Вт. Посчитайте, какой процент потребления электроэнергии за месяц составит лампа накаливания от энергосберегающей лампы, если известно, что они светят 3 часа в сутки. Количество дней в месяце считать равным 30. (Слайды 19, 20)

Молодцы, ребята! Решили все задачи. Но все мы знаем, что энергосбережение – это не только экономия электроэнергии, а еще и разумное пользование водой, теплом, газом. А что такое капля холодной воды из неплотно закрытого крана? За час теряется 600 г, за сутки – 14,4 литра воды. В школе 30 кранов. Только за одни сутки можно потерять 432 литра. Значит, и капля не пустяк! Энергосбережение – это ещё и сэкономленные деньги семейного бюджета.

 

Физкультминутка

 

Просмотр видеоролика «Откуда в нашем доме вода?» https://www.youtube.com/watch?v=SgaQ8s05eDU

По данным научно-исследовательского института коммунального водоснабжения и очистки воды, около 21 % питьевой воды уходит без применения прямо в канализацию. А ведь некоторые страны, чтобы обеспечить потребность населения в воде, ввозят ее из других стран.

Задание 6
Ежедневное потребление за сутки в семье составляет 160 л. На приготовление пищи и мытье посуды уходит 15,625 % от всего потребления воды за сутки, на уборку квартиры – 6,25 %. На использование воды в целях личной гигиены – 50 %, а остальная вода – на стирку. Найдите, сколько литров воды уходит на мытье посуды, уборку квартиры, в целях личной гигиены и стирку белья? (Слайды 21, 22)

Задание 7
Ребята, энергосбережение – это еще и сохранение лесов на нашей планете. Скажите, пожалуйста, как мы с вами можем сохранить леса? (Ответы детей) Правильно, один из способов – это сбор макулатуры. Совсем недавно мы участвовали с вами в акции «Бумажный клад», каждый из вас внес определенный вклад в сохранение леса. А теперь решим задачу. Два человека решают за доской, а остальные – у себя в тетрадях. Затем мы с вами проверим, как вы справились с этим заданием.

6 «Б» класс собрал 230 кг макулатуры, что составило 6,5 % от общего количества макулатуры, собранной ребятами всей школы. Сколько макулатуры собрали в школе? (Слайды 23, 24)

 

Практическая работа

Подсчитать, сколько можно сэкономить денег, если заменить 5 обычных ламп накаливания на 5 энергосберегающих. Считать время свечения ламп равным 3 часа, месяц равным 30 дней.

Покупаем 5 энергосберегающих лампочек, и обычные лампы накаливания. Мощность лампы накаливания 100 Вт/ч, ей соответствует энергосберегающая лампа мощностью 20 Вт. 1000 Вт = 1 кВт, 1 кВт = 0,1973 р (Слайд 25, 26)

 

 

обычная

энергосберегающая

Кол-во ламп

5

5

Мощность

5ламп ∙ 100 Вт = 500 Вт

5ламп ∙ 20 Вт =100 Вт

Потребление электроэнергии лампами за 3 часа

 

 

Плата за электроэнергию за 1 месяц

   

Плата за электроэнергию за год

   

 

IV Этап подведения итогов урока

Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это «ЗАВТРА»? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник её – парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов. (Слайд 27)

А теперь посчитайте свой средний балл за те задания, которые вы выполнили.

Учитель опрашивает, какие баллы учащиеся себе выставили, комментирует действия учащихся.

 

V Этап рефлексии

В конце урока учащимся предлагается при выходе из класса прикрепить символическую лампочку возле одного из утверждений, записанных на доске, которое после проведенного урока кажется им наиболее правильными.

Утверждения:

– Экономить энергию нужно всем гражданам нашей страны.
– Беречь энергию экономически выгодно каждой семье.
– Я сегодня расскажу родителям, как можно сэкономить энергию дома.

(Слайд 28)

 

VI Домашнее задание

Учащимся необходимо дома самим придумать две задачи на проценты.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий