Формирование сплоченного коллектива младших школьников как компонента нравственного воспитания посредством использования игровых форм взаимодействия

- 12:15Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Группа продленного дня

В материале автор делится опытом использования в своей педагогической деятельности игр, направленных на сплочение коллектива, основная цель которых – снять эмоциональное напряжение каждого ребенка и создать благоприятную атмосферу для общения.

 

Ирина ГРАЩЕНКО,
воспитатель ГПД
ГУО «Гимназия имени Я.Купалы» г. Мозыря,
Гомельская область

 

Главной и немаловажной задачей воспитателя учреждения общего среднего образования в начальной школе является сплочение детского коллектива, установление дружеских отношений как составной части нравственного воспитания.

Когда в одном месте собирается коллектив маленьких личностей, перед взрослым встает вопрос их объединения. Любую проблему общения между ребятами можно разрешить с помощью игры. Поэтому основная цель сплачивающих игр – снять эмоциональное напряжение каждого ребенка и создать благоприятную атмосферу для общения. Игры на сплочение помогают ребятам избавиться от страхов и стеснения, разрешают конфликтные ситуации, предотвращают их возникновение. При выборе игр я отдаю предпочтение тем, которые дают возможность каждому ребенку почувствовать себя частью коллектива, подталкивают детей к объединению. Мне как педагогу важно в ежедневной суете не упустить, заметить, поддержать, помирить.

В начале учебного года применяю игры на знакомство: «Снежный ком», «Клубочек», «Мыльный пузырь».

Во время игры «Снежный ком» предлагаю ребятам стать в большой круг. Водящий громко говорит своё имя. Следующий игрок должен его повторить, назвав затем и собственное имя. Самая сложная задача предстоит тому, кто находится в конце круга. Он должен перечислить имена всех участников. Также, проводя ту же игру, предлагаю для детей другие задания, усложнив их, например: назвать имя и фамилию либо имя и любимое занятие (игрушку, цвет, животное). При проведении этой игры легко и непринужденно знакомятся дети всех возрастов. Такая форма организации досуга позволяет запоминать всех участников игры, узнать предпочтения и интересы остальных ребят.

Развивать первичные навыки общения ребятам помогают такие игры, как «Морское путешествие», «Важные приметы». В играх «Строим цифры», «Сороконожка» дети учатся договариваться, обучаются командным действиям. Эта игра развивает чувство единства, командный дух.

Прогулка является самым важным режимным моментом, на котором я широко применяю игровые формы взаимодействия. В прогулки и спортивные часы включаю подвижные игры, различные по степени интенсивности, названиям, тематике, которые отражают сезонность времен года. Обязательно использую перед их проведением такие приемы, как «зазывалки» и считалки, чтобы привлечь детей к игре.

Во время проведения спортивных часов часто использую эстафеты и состязания, которые также нацелены на воспитание товарищеских отношений между учащимися и развитие морально-волевых качеств – смелости, честности, коллективизма. Например, перед проведением состязания «Если с другом вышел путь» провожу короткую беседу о ценности дружбы. Всё это формирует уважение к партнеру, чувство общности и единства.

Воспитывать командный дух, поднять ребятам настроение помогают спортивные праздники, «сказочные» эстафеты.

Так, при проведении спортивного праздника «Осенний марафон» учащиеся учатся вместе преодолевать трудности, быстро принимать решения, развивать сообразительность. От имени ведущего была зачитана телеграмма Бабы Яги, в которой озвучивалось послание к ребятам и задание – пройти вместе испытания, а по окончании – получить подарки. Необходимо было пройти такие испытания, как: «Собери урожай», «Назови овощи», «Фруктово-ягодный алфавит», «Земля, вода, воздух», «Змейка». В последней эстафете первый игрок пробегает дистанцию, огибая кегли змейкой, возвращается к команде по прямой, берет следующего игрока. Вдвоем выстраиваются в колонну и обегают кегли. Задание выполняется таким образом до последнего участника команды. Пройдя испытания, учащиеся собираются на площадке, где с угощениями их встречает Баба Яга.

При подведении итогов всегда подчеркиваю, что победить помогла дружба, взаимовыручка, чувство локтя. Стараясь учитывать индивидуальные особенности детей, создаю ситуации успеха. При проведении подвижных игр соблюдаю принцип добровольности. Учитываю психологический настрой ребят. Организую и провожу игру так, чтобы это было ненавязчиво, интересно, актуально.

Применяю в своей работе и игровые минутки. Во время проведения некоторых режимных моментов (самоподготовка, общеразвивающие мероприятия) такие игры направлены на развитие навыков сотрудничества, умения открыто выражать свои чувства.

Например, для создания свободной доброжелательной атмосферы я использую игровую минутку «Теплые ладошки». Детям, стоящим в кругу, предлагаю потереть ладошки, чтобы они стали теплыми. И передать таким образом тепло и доброту тому, кто находится рядом. Этот приём помогает ребятам снять психоэмоциональное напряжение, почувствовать себя единым целым. Часто проводим с ребятами полюбившуюся игру «Лепим снеговика» (на координацию движения и раскрепощение).

Игры-викторины, различные по тематике, также положительно влияют на сплочение и развитие командного духа, поскольку они тоже являются своего рода состязаниями и предполагают коллективную, слаженную работу, независимо от количества групп (команд). Здесь главным мотивом для ребят, несомненно, является победа. Но всегда при проведении итогов напоминаю о чувстве команды, о помощи друзьям, о переживании за всех, радости за каждого.

В условиях группы продленного дня учащиеся были задействованы в коллективных творческих делах, праздниках группы. Уже на этапе подготовки и проведения коллективного творческого дела «Новый год у ворот» участвовали все ребята группы. Дети с удовольствием помогали друг другу украшать класс к празднику, репетировали роли, обменивались советами, готовили подарки своими руками. В сценарий мероприятия была включена командная игра на внимательность «Да – нет» (дети должны были отвечать хором). В то же мероприятие включена игра «Телеграмма Деду Морозу», в ходе которой ребята с удовольствием называли недостающие прилагательные по списку. Им нужно было внимательно слушать друг друга, чтобы не повториться. Музыкальные игры «Замороженный танец», «Угадай мелодию» внесли еще больше ноток коллективной радости, создавая всеобщее праздничное настроение, придав детям уверенности.

Ежегодно провожу мероприятие «Крепко-накрепко дружить», в которое включаю игры на развитие коммуникативных навыков, установление дружеских связей. В игре «Доскажи словечко» ребята хором отвечают на вопросы. Например, для показа важности дружбы провожу игру «Кто с кем дружит»: на доске помещаю карточки с изображением и названием героев любимых мультфильмов ребят, учащиеся подбирают каждому персонажу друга.

Сплочению коллектива группы, развитию командного духа помогают игры-квесты (игры по станциям, игры-путешествия). Например, квест «Тропа доверия» позволяет учащимся быстрее находить общий язык благодаря общим интересам и единой поставленной цели: общими усилиями найти главный ответ. Ребятам предлагается пройти испытание, собрав на каждом этапе букву – один из ключей к разгадке.

Систематически применяя такие игровые формы взаимодействия, я увидела положительные результаты в формировании устойчивого детского коллектива группы продленного дня, а также в создании благоприятной дружеской атмосферы. Также игровое взаимодействие помогло раскрепоститься более замкнутым детям, войти им в коллектив, почувствовать себя частью команды. С другой стороны, наличие активных, готовых к сотрудничеству ребят, позволяет сформировать внутри коллектива условия, при которых «равный воспитывает равного».

Систематическое использование наиболее действенных и продуктивных форм игрового взаимодействия во время проведения мероприятий, форм досуга учащихся группы продлённого дня способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, формированию дружеских отношений, положительных нравственных качеств.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий