Использование многофункциональной игрушки бизибокс «Домик звуков» в работе по автоматизации звуков у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи

- 17:24КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Авторские пособия, Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

В материале автор рассказывает об использовании многофункциональной игрушки бизибокс «Домик звуков» в работе по автоматизации звуков у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи.

 

Наталия БОРИСЮК,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 6 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

Многофункциональная игрушка бизибокс «Домик звуков» представляет собой сборный домик из фанеры с крышей и дном. Это игрушка, которая помогает детям осваивать действия с самыми обычными предметами окружающего мира, ребенок познает функциональность каждой детали, прикрепленной к бизибоксу.

Половинки крыши открываются и внутри домика можно разместить иллюстрационный материал или игрушки. Каждая сторона домика интересно и функционально оформлена, как и крыша.

Первая сторона бизибокса – это сторона с дверцами, различными по цвету, и с не похожими друг на друга защелками. Дверки изготовлены из клапанов от влажных салфеток, оформлены красочно и интересно, по мотивам знаменитой сказки «Теремок». Играть на этой стороне домика очень интересно, каждую «дверку» хочется открыть и посмотреть, что там спряталось. Также интересно открывать сами «дверки», для чего необходимо подумать и приложить немного усилий.

Вторая сторона бизибокса «Веселая поляна» представлена сюжетной картинкой «Поляна под дубом». С помощью двусторонней контактной ленты прикреплены животные и насекомые. Играя на «Веселой поляне», дети развивают воображение, мышление, мелкую моторику (т.к. животных и насекомых необходимо открепить, а затем прикрепить на двустороннюю контактную ленту), также дети учатся ориентироваться в пространстве. На следующей стороне «Кармашки» размещено восемь прозрачных кармашков по четыре в два ряда и возле каждого – колечко для крепления. Работа с этой стороной бизибокса будет способствовать развитию логического мышления, цветового и тактильного восприятия, совершенствованию мелкой моторики рук.

Четвертая сторона бизибокса «Бродилки» представлена в виде карты с вставленными основаниями для закручивания крышек, на которые можно закрутить разные по цвету, форме и фактуре крышечки по мере выполнения задания. Работая с крышечками, дети развивают не только мелкую моторику, логику и глазомер, но и умение регулировать силу захвата и координировать движения рук в нужных направлениях. Также это безусловная тренировка ловкости, концентрации внимания, логического и пространственного мышления.

 

Игры, используемые в работе по автоматизации звука [р], с многофункциональной игрушкой бизибокс «Домик звуков»

 

Игра «Заселите домики»

Цель: автоматизация звука [р] в словах.

Материал для игры: сторона домика «Теремок», картинки с изображенными предметами на звук [р] (звук может быть в начале, середине или конце слова) и другими звуками.

Ход игры. Взрослый предлагает заселить «квартиры» в домике жильцами, выполнив одно условие: выбрать картинки, в названиях которых есть звук [р] и четко проговаривать заданный звук.

Игра «Теремок»

Цель: автоматизация звука [р] в словах и предложениях.

Материал для игры: сторона домика «Теремок», картинки с заданным звуком.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку открыть дверки домика, назвать картинку, при этом проговаривать, что изображено на каждой картинке, выделяя звук [р]. Далее ребенку предлагается составить предложение с этой картинкой.

 

Игра «В гостях у Дуба»

Цель: автоматизация звука [р] в словах, закрепление и расширение пространственных наречий: слева, справа, сверху, снизу, выше, ниже.

Материал для игры: сторона домика «Веселая поляна», изображение дуба, картинки на липучках.

Ход игры. Взрослый предлагает поиграть в прятки. На чудесную полянку собрались насекомые и звери, чтобы полюбоваться красавцем дубом. Но здесь имеются «маленькие слова», которые спрятались в схемах.

Ребенок называет картинки, в названии которых есть звук [р]. Убирает неподходящие. Называет, что и кто находится слева, справа от дуба.

Игра «Половинки»

Цель: автоматизация звука [р] в словах, упражнять в умении составлять предложение со звуком [р] по двум опорным картинкам.

Материал для игры: сторона домика «Кармашки», картинки с рисунками и шнурочки.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки, соединить две половинки шнурочком, и составить по ним предложение, четко проговаривая звук [р]. При составлении предложений полезно добиваться их вариативности, например:

Было полкоровы, а стала целая корова.
Было полкоровы, а стала целая рогатая корова.
Было полтигра, а стал целый тигр.
Было полтигра, а стал целый полосатый тигр.
Было полтигра, а стал целый рыжий полосатый тигр.

Необходимо контролировать, чтобы в предложениях ребенка использовались слова, которые описывают каждую картинку.

Игра «Половинка к половинке»

Цель: автоматизация звука [р] в словах и фразах, обучение правильному согласованию имен существительных со словом «много».

Материалы для игры: сторона домика «Кармашки», картинки с изображенными на них предметами на звук [р] в единственном и множественном числе, веревочки.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки, соединить две картинки в единственном и множественном числе шнурочком. Далее ребенку предлагается составить предложения:

Я положил на стол одну грушу.
Я положил на стол много груш.

Игра «Помоги доктору Айболиту»

Цель: автоматизация звука [р] в словах.

Материал для игры: сторона домика «Бродилки», картинки с изображенными предметами на звук [р], крышечки.

Ход игры. Ребенку предлагается помочь доктору Айболиту добраться до Африки. Для этого он должен правильно называть картинки (или повторять слова за взрослым). С каждым правильно произнесенным словом ребенок берет крышечку и закручивает, прокладывая дорожку Айболиту к Африке. Говорить надо красиво, выделяя звук [р].

Например:

Рамы, ракета, рыбы…

 

Игра «Путешествие»

Цель: автоматизация звука [р] в словах.

Материал для игры: сторона домика «Бродилки», фигурки на звук [р] (звук может быть в начале, середине или конце слова) и другими звуками, крышечки.

Ход игры. Взрослый предлагает отправиться в путешествие с фигурками. Но с собой можно взять только те фигурки, в названиях которых есть звук [р], и четко проговаривать заданный звук.

За каждую правильно выбранную фигурку, ребенок выбирает крышечку (любого цвета) и закручивает ее.

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий