Дифференциация звуков [с] – [ш] и букв С – Ш. Конспект коррекционного занятия с использованием авторских заданий профессионального блога

- 9:30КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Коррекционное занятие построено с использованием авторских заданий блога «Логопед онлайн» и может быть использовано для коррекции акустической дисграфии, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи. 

Для успешной коррекции нарушений речи учитель-дефектолог Мария Смурага создала блог «Логопед онлайн» https://defectologsh4.blogspot.com. Он отмечен дипломом III степени на конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет – 2015» и включен в Республиканский банк электронных образовательных ресурсов.

 

Мария СМУРАГА,
магистр педагогических наук,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 4 имени П.И.Батова г. Слонима»,
Гродненская область

 

 

 

 

Тема: Дифференциация звуков [с] – [ш] и букв С – Ш

Класс: 2-й

Цель: предполагается, что к концу коррекционного занятия учащиеся будут дифференцировать звуки [с] – [ш] на уровне слова.

Задачи:

– содействовать развитию буквенного гнозиса;
– создать условия для воспитания познавательного интереса.

 

Ход занятия

 

I Ориентировочно-мотивационный этап

Звучит музыка Л.Ершовой «Вербное воскресение».

Учитель-дефектолог: Какой праздник будет в это воскресение?

Учащиеся: Вербное воскресение.

Учитель-дефектолог: Кто пойдет святить вербу? (Ответы детей) Какой праздник будет в следующее воскресение? (Пасха) Молодцы. Сегодня на занятии надо быть собранным, ответственным – мы будем готовиться к Пасхе. А это очень много дел.

Обучающиеся садятся за парты.

Учитель-дефектолог: Посмотрите, ребята, цыплята принесли нам картинки. Давайте назовём их.

На магнитной доске картинки: шапка, шкаф, собака, самолёт, строитель. Обучающиеся называют картинки, определяют их пространственное расположение с помощью слов: «предшествующий», «следующий за», «соседи».

Давайте определим первый звук в слове. Какая тема нашего коррекционного занятия?

Ответ учащихся. Звуки [с] – [ш].

II Операционно-познавательный этап

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Произнесение, характеристика, сопоставление звуков [с] – [ш]
  3. Дифференциация [с] – [ш] на слух и в произнесении

Учитель-дефектолог: Слушаем слоги и слова. Мальчики присаживаются на звук [с], девочки – на звук [ш].

СА ШИ ОС УШ ШТА СТА АСТ ОШТ
Столовая, ракушка, штукатур, киоск, сковорода, мышеловка, шуршать, свистеть.

Самостоятельное сопоставление звуков. Работа с сервисами Web 2.0

Учащиеся садятся за компьютеры открывают в блоге «Логопед-онлайн» раздел «Колобок». https://defectologsh4.blogspot.com/p/blog-page_84.html

Учитель-дефектолог: Давайте назовем, какие герои сказки «Колобок» приготовили для вас задания?

Учащиеся: Колобок, волк, заяц, медведь, лиса, бабушка, дедушка.

Задание «Помоги бабушке и дедушке испечь колобка»

Учитель-дефектолог: Открываем бабушкино задание. https://defectologsh42.blogspot.com/p/1.html.

Учитель-дефектолог: Помоги бабушке и дедушке испечь пасхальный кулич. У бабушки мешки с мукой со звуком [с], а у дедушки – со звуком [ш].

Какие картинки были нарисованы на бабушкиных мешках? (Ананас).

А что нарисовано у дедушки? (Шарф, чашка, мышата).

 

Задание «Подари картинки героям сказки» https://defectologsh42.blogspot.com/p/2.html

Учитель-дефектолог: Нажимаем на кнопку 2. Открываем дедушкино задание. Дед приготовил героям сказки подарки на Пасху. Но сомневается: кто что хочет? Давайте ему поможем. Помещаем героев сказки в верхнюю часть рабочего стола. Назовем героев сказки.

Учащиеся: Колобок, волк, заяц, лиса, бабушка, дедушка.

Учитель-дефектолог: Назовем приготовленные им картинки.

Учащиеся: Хвост, шланг, мишка, камыш, автобус, самолёт.

Учитель-дефектолог: Давайте разберемся, какой подарок кто из них хочет. Какой звук у бабушки?

Учащиеся: У бабушки звук [ш] последний. Она хочет камыш.

Учитель-дефектолог: Какой звук у колобка?

Учащиеся: У колобка первый звук [с]. Он хочет самолет.

Учитель-дефектолог: Какой звук у деда?

Учащиеся: У деда звук [ш] посередине. Он хочет мишку.

Учитель-дефектолог: Какой звук у волка?

Учащиеся: У волка звук [ш] первый. Ему нужен шланг.

Учитель-дефектолог: Что нужно зайчику?

Учащиеся: У зайца звук [с] посередине. Ему нужен хвост.

Учитель-дефектолог: Что хочет лиса?

Учащиеся: У лисы звук [с] последний. Она хочет автобус.

 

Воспроизведение слоговых рядов. Пасхальная игра «Горячее яйцо»

Учитель-дефектолог говорит слоги и слова со звуком [с], а учащиеся – со звуком [ш]. Уточняются значения слов. Учащиеся передают по кругу большое деревянное яйцо.

СА – ша                                                   крыша – крыса

СО – шо                                                  Машка – маска

СУ – шу                                                   кашка – каска

СЫ – ши                                                  уши – усы

СЭ – ше                                                   шутки – сутки

 

Учитель-дефектолог: Смотрите, ребята, лиса бежала, хвостиком махнула и рассыпала пасхальные яйца. Давайте соберём их. Учащиеся собирают яйца в корзинку и повторяют вслед за учителем-дефектологом.

ША-СА-ША                                                     СТА-ШТА-ШТА

СА-СА-ША                                                       АШТ-АСТ-АШТ

 

Уточнение букв с и ш

Учитель-дефектолог: Какими буквами обозначают звуки [ш] и [с]?

Буквы появляются на доске, учащиеся называют их.

 

Поиск букв в необычных шрифтах

Учитель-дефектолог: Следующее задание для нас приготовил заяц. Раскрасим те яйца, на которых изображены буквы С и Ш. (Учащиеся раскрашивают яйца с буквами С и Ш).

Корректурная проба. Физкультминутка для глаз

– Глазки, глазки, где вы были?
– К морю синему ходили.
Влево, вправо, влево, кругом –
Мы ходили друг за другом.
Вправо, влево, вправо, влево
Побежали глазки смело.
Снизу вверх и сверху вниз
Опустились на карниз.
А потом восьмёрки пишем,
Кто подальше, кто пониже.
Плавно глазками моргаем,
С силой глазки закрываем.
На нос посмотрим, а теперь – в окошко вдаль.

 

Задания в Веб 2.0

Учитель-дефектолог: Последнее задание нам приготовил волк. Оно находится под кнопкой 7. https://defectologsh4.blogspot.com/p/blog-page_84.html Нам нужно не только выбрать правильно написанные предложения, но и запомнить их, чтобы записать в тетрадь. Сервис: https://quizizz.com/join/quiz/60d700640596c5001b62415d/start?studentShare=true

Учащиеся садятся за парту. Открывают тетрадь. Вспоминают предложения. На доске написаны предложения: «Хоро_о летом в ле_у. Нравятся ми_ке _и_ки.»

 

III Контрольно-оценочный этап

Появляется Медведь (учитель-дефектолог использует пальчиковую куклу)

Медведь: Не будет у вас никакого праздника. Вы правило не знаете, как проверять согласные на конце и в середине слова?

Учитель-дефектолог: Нет, ребята знают. (Дети отвечают правило)

Медведь. Почему вы перестали быть ленивыми? Почему вы стали учиться?

Учитель-дефектолог: Мы сейчас выполним тест в блоге «Логопед онлайн» и покажем, как мы хорошо умеем проверять.

Учащиеся называют правило. Садятся за компьютер. Открывают задание медведя под цифрой 4. https://defectologsh42.blogspot.com/p/4.html

Учитель-дефектолог: Помогите медведю и лисе правильно написать слова.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, затем совместно с учителем-дефектологом проверяют выполнение, называя проверочные слова.

IV Рефлексия

Учащиеся украшают вербу, вешая яйца на веточки, и рассказывают, что понравилось на занятии.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий