Формирование мотивации обучения через использование веб-сервисов на уроках русского языка и литературы

- 11:11Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Материалы к урокам

Веб-сервисы можно применять в организации и проведении учебных занятий, в исследовательской деятельности, в самообразовании и повышении квалификации. Они не требуют значительных временных затрат и снабжены пошаговыми инструкциями, призванными максимально упростить процесс создания собственных проектов.

Алла СТЕЛЬМАШЕНКО,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Урицкая средняя школа» Гомельского района,
Гомельская область

 

 

 

 

 

Сегодня общество переживает ряд системных изменений, в том числе и в образовании. Современная жизнь не стоит на месте, нужны новые формы и методы для качественного обучения, для повышения интереса к предметам. Такой новинкой стали веб-сервисы, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся, для эффективного дистанционного обучения.

В моей практической деятельности необходимость внедрения в образовательный процесс веб-сервисов назрела в 2016 году, когда я была включена в инновационный проект «Внедрение методики формирования читательской компетентности учащихся на II и III ступенях общего среднего образования в системе сетевого онлайн-взаимодействия», участвовала в работе интернет-содружества «Читатель в сети», в проведении олимпиады по читательской компетентности «Читатель + Профессия» среди учащихся учреждений общего среднего образования, в работе семинаров. В течение последних лет занимаюсь поиском и созданием копилки разнообразных эффективных веб-сервисов для обучения.

Современный учитель должен не столько представлять знания, сколько создавать определённую информационную среду, снабжать обучающихся навыками работы с информацией, развивать их исследовательские, аналитические, критические способности.

Сервисы Web 2.0, или социальные сетевые сервисы, – современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия, которые включают персональные действия участников (записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов, размещение мультимедийных файлов); коммуникацию участников между собой.

Благодаря использованию этих сервисов, уроки становятся интересными, познавательными, развивающими интеллектуальные способности учащихся. В отличие от активных методов веб-сервисы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе современного обучения. Использование веб-сервисов способно модернизировать образовательный процесс, устранить цифровой разрыв поколений, значительно повысить мотивацию к обучению, создать условия для формирования у учащихся основ информационной культуры.

Их можно применять в организации и проведении учебных занятий, в исследовательской деятельности, в самообразовании и повышении квалификации. Они не требуют значительных временных затрат и снабжены пошаговыми инструкциями, призванными максимально упростить процесс создания собственных проектов.

 

Примеры применения веб-сервисов на разных этапах урока русского языка в 6-м классе

Рассмотрим использование следующих ресурсов:

1) Wordcloud (облако слов);
2) Rebus1;
3) Learning.apps;
4) онлайн-доска, сервис Padlet.

 

Тема: Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

Цель: организация деятельности учащихся по ознакомлению с разрядами имён прилагательных по значению, определению качественных имён прилагательных и их признаков с применением веб-сервисов.

Задачи:

– создать условия учащимся для формирования умений определять качественные имена прилагательные, совершенствования умений употреблять их в речи, использовать качественные прилагательные в качестве текстообразующего средства, создавать тексты-описания;
– содействовать развитию аналитического мышления, творческого воображения через работу в группах;
– способствовать воспитанию стремления к знаниям, самостоятельности.

 

1 Сервис Wordcloud (облако слов)

Целеполагание

Продолжаем маршрут, и следующая остановка называется «У истоков прилагательного». Определим тему урока. Внимательно посмотрите и назовите, какие понятия вам известны, а какие нет. Это подтолкнёт вас к пониманию новой темы: https://goo.su/4Be8

 

 

2 Сервис Rebus1. 

Фронтальная работа

Подберите примеры качественных прилагательных, обозначающих разные признаки, сначала по учебнику (с. 161), затем отгадав кроссворд:

цвет: https://goo.su/4bE9

вкус: https://goo.su/4BE9

форма: https://goo.su/4beA

размер: https://goo.su/4bEa

 

3 Задания на сервисе Learning.apps

Операционно-познавательный этап

Наблюдение над языковым материалом

Маршрут наш проходит по «Коридорам замка Прилагательное», соотнесите вопросы: https://goo.su/4BEa

Домашнее задание: https://goo.su/4beB

 

4 Онлайн-доска, сервис Padlet

Организационно-мотивационный момент

Первое наше дело – «Знал – узнал – хочу узнать» (повторение теоретического материала по теме «Прилагательное»).

Обратимся к шпаргалке (онлайн-доска): https://goo.su/4Beb

Рефлексивно-оценочный этап

Заключительная остановка «Домой с багажом знаний»:

– монолог Прилагательного: https://goo.su/4BeB

– «Юные детективы» в фильме «Как найти прилагательное?»: https://goo.su/4bec

 

Пришла к выводу, что сервисы Web 2.0 являются действенным педагогическим средством на уроках словесности, поскольку способствуют оптимальному пути развития мыслительной и речевой деятельности учащихся, что очень важно для уроков русского языка и литературы.

Применение веб-сервисов привело к более доверительным отношениям между мною и учащимися, к повышению мотивации и высокой активности на учебных занятиях.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий