Сценарий направлен на формирование основ гражданско-патриотической культуры, нравственных и эстетических чувств воспитанников через межпредметные связи.
Екатерина ГНИЛЯКЕВИЧ,
музыкальный руководитель
ГУО «Детский сад № 3 г. Новогрудка»,
Гродненская область
Цель: формирование основ гражданско-патриотической культуры, нравственных и эстетических чувств воспитанников через межпредметные связи.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте! Я приветствую всех, кто находится сегодня в этом зале. Ребята, сегодня мы вместе с вами будем говорить о нашей Родине, о чудесной синеокой Беларуси.
(Посредине зала стоит музыкальный инструмент – джембе).
Ребята, посмотрите, что это такое? И на что этот предмет похож? (Ответы детей). Я тоже думаю, что это музыкальный инструмент. На этом инструменте прикреплена записка. Послушайте, я вам ее прочитаю.
«Дорогой друг, если ты нашел мой джембе, произнеси следующие слова:
Тумба-юмба, тумба-брысь,
Владелец джембе, покажись.»
Ведущий: Ребята, хотите узнать, кто владелец этого инструмента? (Ответы детей)
Тогда повторяйте за мной слова:
Тумба-юмба, тумба-брысь
Владелец джембе, покажись.
Прибегает ребенок в роли папуасика.
Амади:
Что такое? Что случилось?
Где сейчас я очутилась?
Где кокосы и бананы?
Где зелёные лианы?
Что за шутки за окном?
Стало всё кругом бело?
Где же мама, не пойму?
Ой, сейчас я зареву.
Ведущий:
Тише, тише, не реви.
Здесь ребята, посмотри.
Амади:
Какие, вы все белые, не загорелые.
Здесь вас много, я – одна,
Вы не обидите меня?
Ведущий: Не волнуйся, ребята тебя не обидят, правда, ребята? (Ответы детей). Мы хотим познакомиться с тобой. Скажи, как тебя зовут?
Амади: Имя? Меня зовут Амади, что означает радость.
Ведущий: Очень приятно с тобой познакомиться, Амади.
Амади: А вас как зовут?
Ведущий: Ребята, предлагаю одновременно громко произнести ваши имена. Очень громко вы сказали, но не одновременно. А сейчас постарайтесь по хлопку, сказать свои имена шепотом.
(Ребята по хлопку произносят свои имена). Молодцы, вот и познакомились.
Амади: Где же это я очутилась?
Ведущий: Ребята, расскажем Амади о нашей Родине, о чудесной синеокой Беларуси?
Амади: А что такое Родина?
1-й ребёнок:
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
2-й ребёнок:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идём.
Ведущий: А сейчас, дорогая наша гостья, послушай, ребята исполнят песню про страну, в которой ты очутилась.
Песня «Беларусь мой дом» (сл. и муз. Ирины Бейня)
Амади: Ой, а что это у вас висит?
Ведущий: Это карта нашей страны – Беларуси. А на нашей карте расположены ещё и зашифрованные символы. Давайте попробуем их с вами разгадать.
Интерактивная игра «Отгадай символы Беларуси»
На стене – контур карты Беларуси, внутри вопросы. Ведущий загадывает загадки, дети разгадывают, и вопросы постепенно заменяются на картинки.
Республика Беларусь, как и каждая страна, имеет свои государственные символы – это государственный герб, флаг и гимн. Государственный флаг Республики Беларусь – это прямоугольное полотнище.
Ведущий:
Страна моя, родная Беларусь,
Пусть над тобою гордо реет
Наш флаг, в котором радостно слились,
Цвета, которые всего милее.
Послушай, Амади, тебе о значении цветов на флаге расскажут… имена детей.
3-й ребёнок:
Красный солнечный рассвет.
Излучает он тепло и свет.
Сила жизни – красный цвет.
Цвет сражений и побед.
4-й ребёнок:
Зелёный – показатель жизни
Всего того, что есть в Отчизне.
Природы щедрое богатство,
Мир, процветанье государства.
5-й ребёнок:
Белый – это мудрость и свобода,
Чистота души народа.
Гостеприимство и духовность,
Что составляет нашу гордость.
Ведущий: Разместим символ на нашей карте (ребенок вешает флаг на карту). Присаживайся на место, пожалуйста.
Ведущий: Вторым государственным символом Беларуси является, как вы думаете ребята, что? (Ответы детей). Правильно, это герб.
Амади: Можно, я прикреплю герб на карту?
Ведущий: Можно. Имя ребенка, помоги Амади найти картинку герба, а Амади прикрепит ее на карту. (Амади вешает герб на карту)
Ведущий: А еще, символом любого государства является и гимн – торжественная песня. Ребята, подскажите нашей гостье, где мы можем услышать гимн, на каких мероприятиях? (Ответы детей) Правильно, в настоящее время гимн звучит в особых торжественных случаях.
В шесть утра, в двенадцать ночи
Он по радио звучит.
Всех людей родного края,
Сплачивает и роднит.
Песня в зале зазвучала
Люди дружно все встают
От велика и до мала.
Эту песню все поют.
Ребята, давайте встанем, споем для Амади первый куплет и припев гимна Республики Беларусь
«Гимн Республики Беларусь»
Звучит музыка. Присутствующие встают и поют гимн Республики Беларусь.
Ведущий: Ребята, расскажите Амади, а какой овощ самый знаменитый в Беларуси? Что это за овощ?
Дети: Картошка.
Ведущий: Правильно, картошка. Говорят, что каждый белорус знает более 20 рецептов блюд из этого овоща и готовит их чаще всех других жителей планеты. А как будет на белорусском языке «картошка»?
Дети: Бульба.
Ведущий: Амади, а наши ребята, для тебя исполнят танец, который так и называется «Бульба-хоп».
Белорусский танец «Бульба-Хоп»
Ведущий: Имя ребенка, найди, пожалуйста, картинку картошки, и вместе с Амади разместите на нашей карте. (Ребенок прикрепляет картинку на карту).
Ведущий: Посмотрите, ребята, на карту нашей страны. На ней ещё расположены зашифрованные символы. Давайте попробуем их с вами разгадать. Послушайте внимательно загадку.
Птица на крыше гнездышко вьет –
Домик всех выше, счастье несет.
Птенчиков нежно будет учить,
Как безмятежно в небе парить (Аист).
Правильно, молодцы. Кто знает, как будет «аист» на белорусском языке? Правильно, бусел.
Кожны ведае, што бусел, –
Гэта сімвал Беларусі.
Ребята, а давайте научим Амади играть в белорусскую игру “Бусел і жабкі”.
Музыкальная игра “Бусел і жабкі”
Все дети – «лягушата», которые прыгают под музыку между обручами. Когда музыка затихает, лягушата запрыгивают в обручи и замирают. Выходит аист, читает четверостишие и внимательно следит за лягушатами. А затем забирает того лягушонка, который пошевелился. Кто попался аисту, выбывает из игры.
У чырвоных ботах
Ходзіць па балотах
Бусел доўганосы,
Жабак сабе носіць.
Амади: Я еще хочу быть лягушкой.
Ведущий: Садись с ребятами, отдохни, Амади.
Амади: Хорошо, но я обязательно научу этой игре своих братиков.
Ведущий: Расправив белые паруса-крылья, летят аисты. Своими крыльями они как бы накрывают нашу страну. Поэтому нашу страну часто называют землёй под белыми крыльями. Аист – это тоже природный символ Беларуси. Имя ребенка, подойди, пожалуйста, прикрепи следующий символ Беларуси на карту. (Ребенок вешает картинку аиста).
Ведущий: В 1941 году, больше чем 80 лет назад, началась Великая Отечественная война. Она принесла много горя. Чтобы люди помнили о подвиге героев тех лет, каждый год 9 Мая наша страна отмечает государственный праздник – День Победы. Посмотрите на символ праздника Дня Победы (показывает «Цветок победы»). Из каких деталей он складывается? (Из ленточки и цветка яблони) Почему цвет ленты именно такого цвета? (Потому что это цвета нашего флага). Почему цветок яблони украшает ленту? (Потому что 9 мая обычно уже цветут яблони).
Ведущий: Правильно, ребята, молодцы! Вы все верно ответили. И мы с гордостью будем носить этот цветок, символ праздника Дня Победы.
Ребёнок:
Спасибо героям,
Спасибо, солдатам,
Что мир подарили
Тогда – в сорок пятом!
Танец «А закаты алые»
Ведущий: Имя ребенка, подойди, пожалуйста, мы разместим с тобой наш символ на карте (Ребенок вешает картинку яблоневый цвет на карте).
Ведущий: Ребята, расскажите Амади, с какими государствами граничит наша страна. Какие страны являются соседями нашей Беларуси? (Ответы детей).
Беларусь – могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает объятья всем народам и соседям, всем, кто желает жить на нашей земле мирно! Ребята, вы также дружите между собой? (Да). Тогда давайте станцуем танец друзей.
«Танец друзей»
Ведущий: Как я рада, что и ребята в детском саду дружны, ведь, когда ребята дружат, это счастье для страны.
Амади: А у меня в Африке тоже друзья есть. Но как же мне домой попасть?
Ведущий: Не волнуйся, Амади, мы сейчас с ребятами тебе поможем.
Амади: Спасибо, ребята, мне было интересно с вами. Я обязательно расскажу о вашей удивительной стране – Беларуси – своим друзьям.
Ведущий: Ребята, давайте вспомним, слова, которые мы нашли на инструменте. Повторяйте за мной:
Тумба-юмба, тумба-брысь
Амади, дома очутись.
Амади: До свиданья, ребята (убегает)
Ведущий: Ребята, сегодня мы говорили о нашей Родине, о Беларуси. А также разгадали и познакомили с белорусскими символами нашу гостью – Амади.
Я надеюсь, вы будете гордиться, что каждый из вас белорус.
Пусть счастливой будет земля под белыми крыльями, наша Родина –
Все: Беларусь.
Звучит песня «Няма другой такой» Ксения Ситник, дети уходят из зала.