Строение, функции и соединения костей. Урок биологии в 9-м классе  

- 17:08II И III СТУПЕНИ, БИОЛОГИЯ, Биология. Сценарии, Методичка

 

Ольга СОЛОВЕЙ,
учитель биологии
ГУО «Гимназия имени Я.Купалы г. Мозыря,
Гомельская область

 

 

 

 

Цель: предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут:

– знать функции опорной системы, химический состав костей, строение костной ткани, виды костей по форме, виды соединения костей;
– уметь различать формы костей, различать виды соединения костей, составлять вопросы по тексту, называть и показывать на макете (таблице) части сустава.

Задачи:

– создать условия для формирования знаний о химическом составе костей, строении костной ткани, форме и соединениях костей в организме человека во взаимосвязи с выполняемыми функциями;
– способствовать развитию критического мышления, умений работать в группах, умений целеполагания, умений анализировать текст, отличать факты от домыслов;
– способствовать развитию коммуникативных навыков, развитию устной речи, создать условия для воспитания бережного интереса к своему здоровью и интереса к предмету.

Учебно-методическое обеспечение: мультиборд, презентация, методические карточки, учебное пособие для 9-го класса О.Л.Борисова.

Презентация к уроку биологии в 9-м классе по теме «Строение, функции и соединения костей»

 

Ход урока

1 Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка подготовки класса к уроку.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2 Стадия вызова
Слайд 1.
Учитель показывает на картинке изображение моста.  

– Как связана картинка с темой нашего урока? Активно поработав по новой теме, вы сможете дать более точный ответ. (Арочный мост устроен по принципу строения нашей кости.)

Вступительное слово.  
– Мы начинаем изучение новой главы «Опорно-двигательный аппарат». Опорно-двигательный аппарат (ОДА) объединяет костную и мышечную системы. Костная система (скелет) представлена костями. Тема нашего урока «Строение, функции и соединения костей».


Рассматривают картинку, высказывают предположение как это связано с темой урока.










Записывают тему урока в тетрадь «Строение, функции, соединение костей».

Слайд 2. Прием «Знаю! Хочу узнать! Узнал!»

Учитель задает вопросы:

– Что вы знаете по данной теме?
– Что бы хотели узнать?


Учитель формулирует цель и задачи на урок (К концу урока выбудете знать… это будут ваши задачи на сегодняшний урок).

Отвечают на вопрос.
(Об особенностях строения костей, химический состав костей, виды и форму костей, виды соединения костей.)

3 Стадия осмысления

Слайд 3.

Учитель, используя прием «Восстанови текст», предлагает учащимся задание по восстановлению текста.


Получают карточки с заданием по восстановлению текста и выполняют его.
(Костная система представлена …-… костями, которые объединены в …. . …… придаёт форму и выполняет функции … и … . В костях откладываются …. И …. . Кости имеют сложный химический состав . Вода составляет …. процентов, органические вещества (28%) – жиры и белок ….. , придают …..
А неорганические вещества (прежде всего … ….) обеспечивают … . Костная ткань состоит из клеток – … и ….. вещества. В составе кости различают компактное и …. вещество.)

Слайд 4. Химический состав кости.
Слайд 5. Строение костной ткани.
Объяснение учителя по данным вопросам.
Слайд 6. Состав кости.
Слайд 7. Губчатое и компактное вещество.
– Компактное вещество образуют костные пластинки, имеющие вид вставленных друг в друга полых цилиндров. Они располагаются вокруг центральных каналов, внутри которых проходят кровеносные сосуды и нервы. Между костными пластинками в специальных полостях лежат остеоциты. В губчатом веществе костные пластинки перекрещиваются и образуют множество ячеек. Направление пластинок совпадает с линиями основных напряжений, благодаря чему образуются сводчатые конструкции. Такая особенность позволяет костям выдерживать очень большие нагрузки. Эта особенность используется инженерами при конструировании различных сооружений. Например, французский инженер Эйфель использовал этот принцип при проектировании известной башни в Париже (1889 г.)

Физкультминутка

Разбор восстановленного текста.
Запись в конспект основных аспектов. (Конспект: ОДА состоит из костной (скелет) и мышечной системы. Костная система представлена 205-207 костями. Функции скелета: 1) опорная, 2) движение, 3) защита, 4) образование клеток крови, 5) депо кальция и фосфора. Химический состав: органические (упругость) и неорганические вещества (прочность). Состав кости: губчатое и компактное вещество.)

Самопроверка и взаимопроверка.

Слайд 8. Виды костей по форме. Образуем группы.
Приём «Текст –объект»
Учитель поясняет, как выполнять задание, используя текст параграфа 18, с.70–71.

Слайд 9, 10, 11, 12.

Работа в группах
Первая группа изучает трубчатые кости первые 2 (объект 1),
вторая – губчатые кости по две группы (объект 2),
третья – плоские кости (объект 3), четвертая – смешанные кости (объект 4).

Выступление представителей групп.

Слайд 13. Схема «Соединение костей».
Слайд 14. Неподвижное соединение.
Слайд 15. Полуподвижное соединение.
Слайд 16. Подвижное соединение.
Слайд 17. Суставы.
Учитель объясняет типы соединения костей.
– В результате травм, инфекций или нарушений обмена веществ может развиться воспаление суставов –артрит. Типичные симптомы: болевые симптомы, отечность воспаленного сустава, нарушение подвижности, и посторонние звуки в суставе при движении. Болезнью суставов старшего поколения является артроз, характеризующийся деформацией сустава и полной или частичной потерей его подвижности.
Профилактика артрита и артроза заключается, прежде всего, в полноценном питании и посильной физической нагрузке.
Реальную угрозу для здоровья суставов представляют алкоголь и никотин! Их употребление способствует усилению воспалительного процесса и разрушению суставных хрящей!
– Материал мы изучили. Мы рассмотрели строение, функции и соединение костей. Давайте вернемся к вопросу, который я озвучила в начале урока. Какова связь между объектами на картинке?
(Если останется время, составить «Тонкие и толстые вопросы по теме»).

Учащиеся записывают план-конспект по ходу объяснения учителя.







Учащиеся внимательно слушают и конспектируют.









Работа с текстом учебника (с.72–73)
Найти ответ на вопрос: В чем заключается профилактика артрита и артроза? Ответ на вопрос.

4 Стадия рефлексии
Учитель возвращается к приему «Знаю! Хочу узнать! Узнал!» и задает вопрос учащимся:
– Что нового они узнали на уроке?
– Достигнуты ли цели урока?

Учащиеся отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.

5 Подведение итогов
Учитель предлагает учащимся поднять карточки:

– фиолетовые – если есть затруднения и остались вопросы;
– зеленые – если информация абсолютно понятна;
– красные – если информация абсолютно не понятна.

Учащиеся поднимают карточки.

6 Информация о домашнем задании
§ 18 выучить, ответить на вопросы в конце параграфа.
На 9–10 баллов – ответить на сложные вопросы. Составить синквейн.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий