В материале автор делится опытом коррекционно-развивающей работы с обучающимися специальных классов 8–10 лет с умеренной интеллектуальной недостаточностью.
Светлана КОХНО,
педагог-психолог
ГУО “Светлогорский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»,
Гомельская область
Важной составляющей становления личности ребенка с умеренной интеллектуальной недостаточностью является половое воспитание. Нарушения в развитии детей вызывают большие трудности в освоении социальных связей и отношений, что затрудняет формирование половой идентичности и освоение ими половых ролей. Повышенная внушаемость, инстинктивный характер поступков этой категории детей свидетельствуют о необходимости оказания им своевременной помощи в становлении половой идентичности, как в условиях учреждения образования, так и в семье. Эффективным средством при этом выступают арт-терапевтические техники.
С целью усвоения детьми представлений о схеме своего тела, осознания своего пола и возраста, своего роста и развития в Светлогорском районном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации разработана и реализована программа коррекционно-развивающих занятий «Я девочка. Я мальчик. Растем и развиваемся» (Приложение).
Коррекционно-развивающая работа осуществлялась с обучающимися специальных классов 8–10 лет с умеренной интеллектуальной недостаточностью с активным привлечением ближайшего социального окружения ребенка (семьи). Включение в занятия элементов арт-терапевтических техник (изотерапии, игротерапии, фототерапии) позволило сделать процесс обучения эмоционально окрашенным, доступным, интересным, следовательно, более эффективным.
Программа «Я девочка. Я мальчик. Растем и развиваемся» включает следующие разделы:
– развитие восприятия собственного тела, своей внешности, формирование образа «Я»;
– формирование представлений об имени, фамилии;
– развитие половой идентичности;
– развитие половозрастных представлений.
Арт-терапевтические изобразительные техники, которые применялись в зависимости от поставленных задач
Рисование фигуры
Детям предлагалось постелить кусок обоев на пол и затем лечь на него так, чтобы взрослый мог обвести его силуэт фломастером. Затем каждый ребенок, используя доступные изобразительные средства, дорисовывал детали фигуры.
Волшебные краски
Краски изготавливались детьми совместно со взрослым, затем раздавался картон и под спокойную музыку предлагалось пальчиками, используя полученную краску, нарисовать «свои глазки, носик…».
При работе с соленым тестом детям предлагалось создать различные образы: «Мой портрет». «Где мое личико?». Практиковалось также рисование пеной, песком, манкой на заданную тему, аппликация из готовых деталей.
Кукла-рукавичка
Дети, взаимодействуя с игрушкой, учились различать кукол по половому признаку, определять внешние различия между мальчиком и девочкой, дифференцировать мужскую и женскую одежду. Использовались упражнения «Что носят девочки и мальчики», «Оденем мальчика и девочку на прогулку».
Для закрепления полученных представлений использовались элементы изотерапии (аппликация из готовых силуэтов в возрастной последовательности) и элементы фототерапии. При рассматривании, обсуждении семейных фотографий внимание детей акцентировалось на позитивных моментах совместного времяпровождения. В каждой семье изготавливался фотоколлаж, который многократно использовался на последующих занятиях.
Анализ результатов проведенной работы показал положительную динамику в развитии половозрастной идентичности у детей с умеренной интеллектуальной недостаточностью. Использование арт-терапевтических техник на коррекционно-развивающих занятиях способствует самовыражению, утверждению и познанию своего «Я». Ребенок удовлетворяет потребность в общении с другими людьми через продукты своей деятельности, что облегчает процесс коммуникации, устанавливает отношения со значимыми взрослыми и сверстниками, следовательно, адаптируется в макросоциальной среде.
Приложение: программа