Развитие навыков самостоятельной работы на уроках информатики как способ повышения результативности участия в конкурсах и олимпиадах. Описание опыта педагогической деятельности

- 11:50II И III СТУПЕНИ, Информатика, Методичка

Как научить детей учиться и при этом сформировать и развить навыки участия в конкурсах и олимпиадах по учебному предмету «Информатика», какие формы, методы и приемы будут при этом наиболее эффективными – проблема, над решением которой автор работает несколько лет.

Марина ЕФИМЕНКО,
учитель информатики
ГУО «Средняя школа № 2 г. Наровли имени И.М.Шаврея»,
Гомельская область

 

 

1 Информационный блок 

1.1 Название темы опыта

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках информатики как способ повышения результативности участия в конкурсах и олимпиадах.

1.2 Актуальность опыта

Одной из основных задач, решаемых в процессе изучения учебного предмета «Информатика», является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся [1, с. 1].

Как показывает практика, повышению эффективности участия учащихся в конкурсах по предмету способствует соответствующая организация самостоятельной учебной деятельности. Сегодня она занимает ведущее место в структуре учебного занятия, поскольку знания, приобретенные в процессе самостоятельного изучения темы, являются наиболее прочными и востребованными в повседневной жизни. «Расскажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Позволь мне это сделать самому – и я научусь», – гласит древняя восточная мудрость. Своей актуальности она не утратила и в наши дни. Передовые педагоги республики, ближнего и дальнего зарубежья считают, что на уроке учащиеся должны работать, по возможности, самостоятельно, роль учителя – руководить их самостоятельной деятельностью [2, с. 10].

Однако, анализируя свой практический опыт, я заметила, что многим учащимся очень сложно работать самостоятельно, поскольку им не привиты элементарные навыки организации самостоятельной деятельности. Это, в свою очередь, приводит к низкой познавательной активности, пассивности учащихся на учебных занятиях и, как следствие, к недостаточному качеству знаний по предмету, а значит, и к низкой результативности участия в конкурсах.

Диагностика уровня самостоятельности учащихся в получении знаний и сформированности умений оценивать и контролировать свою деятельность, проведенная среди школьников, показала, что, владея теоретическими понятиями и понимая суть изучаемого материала, многие ребята не могут применить имеющиеся знания для решения учебных задач без помощи учителя (Приложение 1).

Как научить детей учиться и при этом сформировать и развить навыки участия в конкурсах и олимпиадах по учебному предмету «Информатика», какие формы, методы и приемы будут при этом наиболее эффективными – проблема, над решением которой я работаю последние три с половиной года.

1.3 Цель опыта

Повышение результативности участия учащихся в конкурсах посредством развития навыков самостоятельной деятельности на уроках информатики.

1.4 Задачи опыта

– провести диагностику уровня самостоятельности учащихся в получении знаний и сформированности умений оценивать и контролировать свою деятельность;

– изучить научно-методическую литературу, эффективный опыт работы педагогов, интернет-ресурсы по теме опыта;

– определить наиболее эффективные формы, методы и приемы для развития навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики и внедрить их в практическую деятельность;

– обобщить и описать опыт работы по развитию навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики.

Решению поставленных задач способствовали следующие методы: теоретический (анализ литературы по теме опыта), практический (подбор форм, методов и приемов, способствующих развитию навыков самостоятельной работы на уроке; разработка учебных занятий, составление и подбор дидактического материала, беседы с коллегами и учащимися, участие в различных конкурсах, в том числе в конкурсах работ учащихся исследовательского характера).

1.5 Длительность работы над опытом

Работа по обобщению опыта велась с января 2019 года и включала в себя следующие этапы:

1-й этап – подготовительный: осуществлялся подбор и изучение методической литературы, посещались учебные занятия коллег, использующих самостоятельную работу, выявлялись проблемы в собственной педагогической деятельности в обеспечении активной познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях по информатике, определялись цели и задачи работы, была проведена диагностика результативности участия в конкурсах и олимпиадах.

2-й этап – практический: осуществлялось проведение учебных занятий с применением различных видов самостоятельной работы, мониторинг результатов образовательной деятельности учащихся, подготовка материалов из опыта работы.

3-й этап – аналитический: заключался в анализе, обобщении и систематизации достигнутых результатов, оформлении работы по обобщению педагогического опыта.

 

2 Описание технологии опыта

2.1 Ведущая идея опыта

Использование эффективных методов и приемов на уроках информатики будет способствовать развитию навыков самостоятельной деятельности учащихся. А это, в свою очередь, поможет ребятам оценивать и контролировать свою деятельность не только при подготовке к учебным занятиям, но и к конкурсам и олимпиадам.

2.2 Описание сути опыта

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время [2, с. 11].

Описание разнообразных форм, методов, приемов и средств, используемых при развитии навыков самостоятельной работы учащихся, я нашла в статьях Н.И.Запрудского [3, с. 76], Т.П.Лакоцениной [1, с. 77], Г.К.Селевко [5, с. 220], И.С.Скребцовой [6, с. 62–65]. Их идеи помогли мне определить условия и формы организации самостоятельной деятельности учащихся, отобрать наиболее эффективные методы и приемы проведения различных видов самостоятельной работы на уроке.

В рамках изучения учебного предмета «Информатика» самостоятельная деятельность учащихся занимает особое место. На уроках информатики учащимся сразу предоставляется возможность применить на практике полученные только что знания, увидеть результаты своей работы, и это вызывает особый интерес к изучению данного предмета [1, с. 6].

Поэтому при организации самостоятельной работы, начиная с VI класса, особое внимание уделяю созданию такой системы заданий, которая бы способствовала активизации мыслительной деятельности учащихся и мотивировала их на самостоятельный поиск ответов на вопросы.

В VI–VIII классах отдаю предпочтение самостоятельным работам репродуктивного типа. Они позволяют сформировать у учащихся навыки работы с материалом учебника, базовыми компьютерными программами, развить умение оценивать себя самостоятельно и определять пути коррекции знаний. В IX классах нередко применяю задания творческого характера, в результате выполнения которых учащиеся не только совершенствуют умения работать самостоятельно, но и получают возможность раскрыть природные склонности и задатки, реализуя тем самым свой творческий потенциал.

После изучения новой темы использую обучающие самостоятельные работы, выполнение которых позволяет учащимся увидеть уровень усвоения и понимания учебного материала, дает возможность выявить пробелы в знаниях и своевременно провести необходимую коррекционную работу. Цель таких работ – обучение, а не контроль.

В задания для самостоятельной работы стараюсь ввести элементы занимательности. Так, в VI классе после изучения темы «Редактирование текста» предлагаю выполнить самостоятельную работу, в которой задания связаны с героями сказок и мультфильмов. Это способствует формированию познавательного интереса и мотивирует учащихся на дальнейший самостоятельный поиск знаний (Приложение 2).

После изучения новой темы использую задания с пошаговой инструкцией, позволяющие учащимся выработать определенный алгоритм действий при выполнении самостоятельной работы и сформировать соответствующий навык (Приложение 3).

Использование электронных образовательных ресурсов и оснащенность кабинета позволяют мне обеспечить положительную мотивацию учащихся к изучению предмета. Благодаря интерактивной доске у меня появилась возможность вести обучение на качественно новом уровне, используя все преимущества современных компьютерных технологий. Для развития навыков самостоятельной работы учащихся на уроке широко применяю такие электронные образовательные ресурсы, как интерактивное пособие по информатике «Основы анимации», «Информатика, 6–11 классы. Электронный практикум», сайт «ИнфоУрок», сайт «Единый информационно-образовательный ресурс», сайт учителя информатики ГУО «Средняя школа № 42 г. Могилёва» О.Л.Трашкова, а также цикл его видеоуроков и другие.

С целью воспроизведения ранее изученного или применения усвоенных знаний в новых ситуациях практикую проведение тренировочных самостоятельных работ. Как правило, использую их на этапе актуализации знаний или в процессе закрепления изученного, например, для отработки навыка применения формул в Excel при выполнении вычислений (IX класс). Такая работа способствует углублению и закреплению знаний при изучении отдельных тем учебной программы.

Рассматривая тему «Обработка информации в электронных таблицах» (IX класс), предлагаю учащимся самостоятельно выполнить практико-ориентированные задания (Приложение 4). Зачастую привношу в них элемент творчества. Так, при закреплении темы «Программное обеспечение» в VΙΙ классе даю учащимся возможность самостоятельно выяснить, какие антивирусные программы установлены на домашних компьютерах, изучить принцип их работы и представить одноклассникам полученные результаты. Выполнение подобного рода заданий положительно влияет на развитие познавательной активности детей и подростков, позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы, стимулирует проявление творческих способностей учащихся, а также формирует навыки публичных выступлений.

Заметила, что в VΙ–VΙΙ классах при выполнении тренировочных самостоятельных работ ребята часто обращаются с вопросами к учителю. Чтобы стимулировать у детей желание самостоятельно выполнить задания, разрешаю им пользоваться учебником и записями в тетрадях, дополнительным материалом. Это позволяет мне сформировать у ребят навык работы с книгой, выработать умения анализировать прочитанное, обобщать и систематизировать, выделять главное, преобразовывать учебный материал в таблицы, схемы и т.п.

Использование различного рода тренировочных заданий в сочетании с дифференциацией обучения помогает мне сформировать и развить навыки самостоятельной работы у детей с разным уровнем обученности, создать ситуацию успеха для каждого ученика и тем самым сформировать положительную мотивацию к изучению предмета. Поэтому как во всех классах практикую проведение самостоятельных работ с использованием разноуровневых заданий.

На этапах закрепления и обобщения изученного наиболее эффективными, на мой взгляд, являются тестовые самостоятельный работы, созданные с помощью программ TestMaster, MyTest. Они формируют у учащихся умение выполнять определенный вид работы в отведенное для этого время, способствуют развитию навыков самоконтроля и самооценки, позволяют быстро и качественно провести необходимую коррекционную работу.

Для восполнения пробелов в знаниях, выявленных в результате выполнения самостоятельной тестовой работы, предлагаю учащимся возможные способы коррекционной работы: изучение материала учебника, выполнение практического задания, работа с электронным образовательным ресурсом и т.п. Практикую методы взаимообучения (в группах, парах), когда учащиеся, справившиеся с тестовой работой на отлично, помогают ребятам, у которых определенные вопросы и задания вызвали затруднения. В ΙX классах учащиеся уже вполне хорошо владеют методами и приемами выполнения работы над ошибками.

Нередко при организации самостоятельной работы учащихся использую методы и приемы игровой технологии. Например, при изучении темы «Основные алгоритмические конструкции» в VΙΙ классе проверочную работу провожу в виде игры «Найди ошибку». На доске записываю текст небольшой программы. Учащиеся, не указывая своих имени и фамилии, переписывают его на отдельный тетрадный листок, умышленно делая в нем несколько ошибок (указывается только их количество). Текст программы на доске закрываю, листочки с ошибками в программе собираю в «черный ящик» и тщательно «перемешиваю». Затем каждый ученик выбирает себе один листок, если ему достается собственная заготовка, он кладет ее обратно и выбирает другой лист. После этого начинается работа по распознаванию ошибок. Проверенные листочки ребята подписывают и сдают на проверку. Такой вид деятельности позволяет мне не только развивать у детей навыки самостоятельной работы, но и дает возможность сформировать умение находить ошибки в программах.

В VΙΙΙ–IX классах у ребят уже сформированы базовые навыки самостоятельной работы. Поэтому нередко прошу их выполнить домашние задания развивающего и творческого характера (по желанию учащихся): составить кроссворд или ребус по изученным понятиям (с учетом темы и раздела), подготовить презентацию, составить свои задания по теме и т.п.

Особое место в развитии навыков самостоятельного поиска знаний, на мой взгляд, занимают учебно-практические и общественно-практические работы, позволяющие учащимся применить знания из различных научных областей (информатика, математика, физика, география и др.). Так, при изучении темы «Обработка информации в электронных таблицах» в IX классе предлагаю детям высчитать средний балл учащихся подгруппы по учебным предметам и представить полученные результаты в виде диаграммы. При изучении темы «Обработка растровых изображений» в VΙ классе даю учащимся задание, в котором для того чтобы применить соответствующую заливку, сначала необходимо произвести математические вычисления.

Общественно-практические работы организовываю таким образом, чтобы учебная деятельность ребят выходила за рамки урока и находила свое продолжение в различных формах внеклассной работы. Например, после изучения темы «Работа с векторной графикой» в VΙΙ классе я предложила учащимся поучаствовать в конкурсе «И пусть поколения помнят…» (номинация «Графическая открытка «Спасибо тебе, солдат!») и проекте «PRO-движение БРПО» (создание поздравительной открытки «100 лет ПИОНЕРИИ»). В результате такой работы у учащихся появилась возможность не только продемонстрировать свои творческие возможности, но и получить их общественное признание. Такой подход повышает результативность участия учащихся в конкурсах, следовательно, повышает их самооценку и положительно влияет на динамику качества знаний по предмету.

Наряду с традиционными формами самостоятельной работы во всех классах особое внимание уделяю проведению работ творческого характера, предполагающих высокий уровень самостоятельности. Так, при работе с текстовым редактором в VΙ классе предлагаю учащимся написать собственный рассказ, например, о посещении музея, используя элементы форматирования и рисунки.

Изучение темы «Компьютерные презентации» в VI классе строю таким образом, чтобы каждый учащийся на каждом уроке работал над своей презентацией, постепенно дополняя ее новыми элементами по мере изучения тем учебной программы. На последнем уроке темы учащиеся представляют классу свою итоговую презентацию. При подготовке таких презентаций деятельность учащихся организую таким образом, чтобы, кроме развития общеучебных навыков самостоятельной работы, они научились фотографировать, сканировать изображения и документы, подбирать соответствующую музыку, создавать видео и др. Эти умения применимы при изучении любой школьной дисциплины, широко востребованы в повседневной жизни.

С учащимися VIII класса я начинаю подготовку исследовательских проектов к районному конкурсу «УникУМ», а также к областной конференции учащихся «ПОИСК». Для такой работы я выбираю всех заинтересованных учащихся, провожу с ними индивидуальную беседу, в процессе которой мы совместно выбираем тему исследования и определяемся, будет ли учащийся работать самостоятельно или ему нужна будет помощь соавтора. Все проекты готовятся учащимся или группой учащихся самостоятельно, моя же роль при этом сводится к оказанию консультативной помощи в случаях, когда возникают какие-либо трудности. Это говорит о том, что планомерная поэтапная работа по формированию навыков самостоятельной работы учащихся на уроках дает положительный результат, поскольку творческая инициатива детей возможна лишь при высоком уровне их самостоятельности в изучении учебного предмета (Приложение 5).

Подготовка к олимпиадам по программированию с учетом методов данного опыта начата мной с сентября 2021 года и уже дает, пусть невысокие, результаты (Приложение 6).

Сегодня в моей методической копилке достаточное количество учебных и познавательных проектов, созданных старшеклассниками самостоятельно. Многие из них используются педагогами и учащимися школы на учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, классных часах (https://sites.google.com/view/mp-efimenko). Такая организация работы позволяет мне осуществить межпредметные связи на уроках информатики, показать учащимся практическую значимость изучаемого предмета, что немаловажно для поддержания устойчивого познавательного интереса к предмету и дальнейшего профессионального самоопределения школьников.

2.3 Результативность и эффективность опыта

Обобщая полученные результаты, могу говорить о том, что самостоятельная работа является важной составляющей любого учебного занятия и проводится для усвоения, углубления и закрепления знаний, умений и навыков учащихся. Она является одним из способов повышения результативности участия в конкурсах и олимпиадах (Приложение 1).

Эффективность опыта очевидна. Она подтверждается ростом уровня самостоятельности учащихся в получении знаний и сформированности умений оценивать и контролировать свою деятельность, положительной динамикой качества знаний школьников (Приложение 1), что свидетельствует о более высоких результатах участия в конкурсах и олимпиадах, а также увеличении количества учащихся, желающих принимать в них участие. В течение последних трех лет увеличивается результативность участия в интеллектуальных конкурсах по информатике «Инфомышка» и «Бобёр» (Приложение 7), результативным является участие школьников в районном конкурсе исследовательских работ учащихся «УникУМ», Гомельской областной научно-практической конференции учащихся по естественнонаучным и социально-гуманитарным направлениям «ПОИСК», научно-практической конференции учащихся, студентов и магистрантов «Мой первый шаг в науку». Появилась инициатива школьников участвовать в Республиканской научно-практической конференции-конкурсе научно-исследовательских работ учащихся средних, средних специальных учебных заведений и студентов вузов «От Альфа к Омеге…» (с международным участием), в Полесском образовательном и научном форуме учащихся школ, лицеев, колледжей «Юный исследователь» (Приложение 6).

Подводя итог, отмечу, что у моих воспитанников достаточно высокие результаты участия в конкурсах и олимпиадах, которые достигаются благодаря системной работе по развитию навыков самостоятельной деятельности. Сегодня большинство ребят легко ориентируются в различных источниках информации, применяют полученные знания на практике, владеют методами организации проектной и исследовательской деятельности. Думаю, это поможет им стать успешными в жизни, реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал.

 

3 Заключение

Деятельность по развитию навыков самостоятельной работы на уроках информатики как способа повышения результативности участия в конкурсах и олимпиадах одобрена коллегами-учителями. Данный опыт был представлен на заседаниях школьного и районного методических объединений, заслушивался на педагогическом совете. Считаю выбранное направление работы перспективным, поэтому хотела бы рекомендовать его для использования своим коллегам, в том числе начинающим педагогам.

 

Список литературы

1 Кульневич, С.В. Современный урок: научно-практическое пособие для учителей, методистов, студентов пед. учеб.заведений, слушателей ИПК / С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина; под общ. ред.С.В.Кульневича. – Ростов-н/Д : Учитель, 2004. – 288 с.
2 Гераськина, И.Ю. Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях/ И.Ю.Гераськина, С.Н.Тур. – Москва : Планета, 2010. – 176 с.
3 Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-2/ Н.И.Запрудский. – Минск : Сэр-Вит, 2010. – 256 c.
4 Запрудский, Н.И. Педагогический опыт: обобщение и формы представления / Н.И.Запрудский. – Минск : Сэр-Вит, 2014. – 256 с.
5 Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. – Москва : НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.
6 Скребцова, И.С. Использование электронных тестов и кроссвордов для проверки и коррекции знаний / И.С.Скребцова // Информатика и образование. – 2008. – № 1. – c. 72.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий