В материале представлен разработанный автором курс «Биология. Подготовка к ЦТ», представляющий собой сборник материалов по определенным темам, которые располагаются как главы в книге. Каждая тема делится на теорию и практику.
Анна РОМУК,
учитель биологии
ГУО «Субботникская средняя школа»
Ивьевского района,
Гродненская область
Современные школьники хотят получать учебный материал в доступной и легко усваиваемой форме с помощью интернет-ресурсов и мобильных приложений. В связи с этим широко используются различные формы дистанционного обучения.
Изучив значительное количество образовательных ресурсов, я определила для себя те формы работы, которые будут наиболее эффективны в изучении биологии на повышенном уровне.
Критерии выбора ресурсов – возможность использования различных средств визуализации, удобство, возможность осуществления объективного контроля. Вместе с учащимися профильного класса посчитали актуальным создание электронных образовательных ресурсов, которые способствовали бы более качественной подготовке к централизованному тестированию.
С этой целью на образовательном сервисе Google Classroom создан курс «Биология. Подготовка к ЦТ», который помогает учащимся построить свою траекторию обучения.
https://classroom.google.com/c/MzE4ODYzNjI0NTc1?cjc=lm7xnii
Курс «Биология. Подготовка к ЦТ» – это сборник материалов по определенным темам, которые располагаются как главы в книге. Каждая тема делится на теорию и практику.
Курс «Биология. Подготовка к ЦТ»
Теория – это все лекционные материалы. Для их изложения и представления используются различные средства визуализации. Рисунок, график, схема, таблица, кластер – всё это способствует наглядному представлению учебного материала, его запоминанию и осмыслению.
На практике использую технологии многомерных дидактических инструментов, сочетающих в себе одновременно наглядность, логичность, структурированность и компактность изучаемого материала. Инструментом в этой технологии выступает логико-смысловая модель, которая способствует наглядному представлению, усвоению, запоминанию и воспроизведению учебного материала. Нужно отметить, что одна логико-смысловая модель может отражать учебный материал нескольких тем, что даёт возможность лучше понять, запомнить и быстро воспроизвести информацию.
В большинстве разделов курса созданы логико-смысловые модели. В разделе «Классификация беспозвоночных животных» созданы две ЛСМ «Беспозвоночные животные» и «Классификация типа Членистоногие», что способствует более наглядному и быстрому запоминанию представителей животного мира.
ЛСМ «Классификация типа Членистоногие»
В своей практике использую метод шестиугольного обучения. Шестиугольники соединяются гранями друг с другом благодаря определенным логическим связям. Соединенные вместе шестиугольники создают единую смысловую картину, визуализированный образ учебного материала.
Бактериальные заболевания
Для запоминания терминов и понятий по определенной теме использую облако слов. Этот сервис способствует быстрому запоминанию информации.
В разделе «Царство Бактерии» создано облако слов «Бактериальные заболевания». Этот интернет-ресурс можно использовать и в практической части раздела. В этом же разделе создано облако слов «Заболевания человека», где представлены бактериальные и вирусные заболевания. Учащимся нужно выбрать только бактериальные заболевания человека.
Использование системы средств визуализации способствует запоминанию большого объёма информации, показывает взаимосвязь между блоками информации, что является важным аспектом при подготовке к ЦТ.
В качестве практики использую задания и онлайн-тесты для закрепления изученного материала. Их ставлю в конце каждой темы и запускаю отдельно, например, чтобы провести внеплановый контроль.
Одним из таких сервисов является Google Формы. С помощью этого сервиса можно создать восемь типов заданий. Это могут быть тесты из централизованного тестирования по теме за несколько лет.
Google Формы
Кроме Google Форм использую универсальный конструктор OnlineTestPad. Функции онлайн-конструктора позволяют создавать тесты любого уровня сложности, кроссворды. Конструктор тестов предусматривает варианты 14 типов вопросов.
Тестовые задания
В каждом разделе есть различные варианты тестовых заданий, созданных с помощью этого конструктора. Учащиеся могут проверить свои знания в любое время.
Для разнообразия проверки знаний в этом же конструкторе можно создавать кроссворды, которые способствуют повторению учебного материала по нескольким темам (https://clck.ru/32LT2F).
Для проверки и закрепления знаний в привлекательной и игровой форме использую интерактивный конструктор Learningapps.org. В задания Google Classroom вставляю ссылки готовых упражнений по определенной теме, либо создаю свои упражнения (https://clck.ru/32LT3b).
С помощью всех этих сервисов можно интересно и в полном объёме закрепить свои знания по определенным темам.
Образовательная платформа Google Classroom – это отличный инструмент для учащихся в подготовке к централизованному тестированию, а для учителя – эффективный способ обучения.
Работать в Google Classroom можно в любое удобное время, заходить можно как с компьютера, так и с мобильного устройства, при добавлении преподавателем заданий оно отображается в ленте класса и учащимся приходит уведомление.