Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения» – средство развития связной речи у воспитанников с нарушениями речи старших и средних групп в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи

- 12:30КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Авторские пособия, Методичка

Авторское дидактическое пособие сюжетно-ролевая игра «Служба спасения» – это универсальное интерактивное пособие, адаптированное для работы с детьми с ОПФР. Оно способствует решению коррекционных задач, развитию познавательной активности и интереса к образовательному процессу, формированию основ безопасной жизнедеятельности. Игровое пособие дополнено 6 интерактивными тематическими папками.

  

Юлия ГОНЧАРОВА, Елена ПОЛУЯН,
учителя-дефектологи
Елена ГРИГОРЕВИЧ,
педагог-психолог
ГУО «Детский сад № 150 г. Гомеля»

 

 

Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности детей с каждым годом становится более очевидной. В группу особого риска попадают дети с особенностями психофизического развития, так как не всегда понимают, что для них опасно, а что безопасно, не имеют достаточного объёма представлений об опасностях, теряются, не знают, к кому можно обратиться за помощью, не знают правил безопасного поведения.

Как сберечь здоровье детей? Как помочь им разобраться в многообразии ситуаций?

Коллектив педагогов детского сада № 150 Гомеля, работающих с детьми с особенностями психофизического развития, поставил перед собой задачу: сформировать основы безопасной жизнедеятельности у воспитанников старших и средних групп с нарушениями речи. Работая в этом направлении, опирались на основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игру, используя любознательность, непосредственность восприятия, наглядно-образное мышление ребенка, проблемные ситуации, мы смогли реализовать поставленные задачи в процессе создания и использования сюжетно-ролевой игры «Служба спасения» в коррекционной работе с детьми старших и средних групп с нарушениями речи в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.

На материале сюжетно-ролевой игры ребята обучаются строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; сложноподчиненные предложений с использованием подчинительных союзов, а также составлять рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры, творческие рассказы, рассказы с воображаемым концом, составляют пересказы.

В авторском пособии мы смогли объединить две главные задачи: развивать связную речь воспитанников и дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Ведь безопасность – это не просто усвоенные знания, а умение говорить про опасности, которые ожидают ребят, про правила безопасности, правильно вести себя в различных ситуациях. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его ко встрече с возможными трудностями, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, на природе, на дороге, на детской площадке, при обращении с животными, при пожаре, в летний и зимний периоды, а самое главное, говорить про это, раскрывая основные понятия опасных ситуаций и правил безопасного поведения.

Авторское дидактическое пособие сюжетно-ролевая игра «Служба спасения» – это универсальное интерактивное пособие, адаптированное для работы с детьми с ОПФР. Оно способствует решению коррекционных задач, развитию познавательной активности и интереса к образовательному процессу, формированию основ безопасной жизнедеятельности. Игровое пособие дополнено шестью интерактивными тематическими папками.

Цель: развитие связной речи у воспитанников средней и старшей группы с нарушениями речи посредством использования сюжетно-ролевой игры «Служба спасения» в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.

Оборудование: сюжетно-ролевая игра состоит из планшета, экрана, куклы героя Спасайки и шести интерактивных тематических папок:

«Правила безопасного поведения на природе и при обращении с животными»;
«Правила безопасности в зимний период»;
«Правила безопасности в быту и на детской площадке»;
«Правила безопасности при пожаре. Пожарная безопасность»,
«Правила безопасности в летний период»;
«Правила безопасности на дороге».

Предварительная работа: Беседы, дидактические игры, просмотр телепередач о действии службы спасения в экстремальных условиях (пожар, выпадение из окна, гололёд, тонкий лёд т.д.) в условиях семьи и учреждения дошкольного образования. Рассматривание иллюстраций по темам экстремальных ситуаций и составление по ним рассказов.

Показ медицинской сестрой правильного оказания первой медицинской помощи. Создание и решение с детьми проблемных ситуаций: «как бы ты поступил?», «что делать если…». Знакомство детей с правилами безопасного поведения при различных опасных ситуациях.

 

Ход игры

 

Звучит звук сирены

Учитель-дефектолог: Ребята, я слышу тревожный звук. Что это?

Дети: Это предупреждающая сирена машины МЧС и машины скорой помощи.

Учитель-дефектолог: Почему она звучит?

Дети: Звучит она для того, чтобы все уступали этим машинам дорогу, так как они спешат на помощь к людям, попавшим в беду.

Учитель-дефектолог: Да, есть люди, чья профессия – спасать людей. Как называются люди этой профессии?

Дети: Спасатели.

Учитель-дефектолог: Ребята, а как спасатели узнали, что люди попали в беду?

Дети: На пульт МЧС поступил звонок о случившейся беде.

Учитель-дефектолог: Кто же ответил на звонок? И по каким номерам нужно звонить спасателям?

Дети: На звонок ответил диспетчер и направил группу спасателей к месту происшествия. Номера служб спасения 101,112,102,103.

Учитель-дефектолог: Правильно. А какими чертами характера должен обладать спасатель? Давайте соберем в мои ладони слова, обозначающие эти качества.

Дети: Смелый, храбрый, сильный, бесстрашный, отважный, ловкий, умелый, сообразительный, решительный, чуткий, отзывчивый, дисциплинированный.

Звучит звук сирены

Учитель-дефектолог: Ребята, вы слышите звук, где-то случилась беда? Давайте узнаем, что же произошло?

 

Интерактивная тематическая папка «Правила безопасности в зимний период»

 

Цель: развивать связную речь воспитанников средних и старших групп с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития на материале правил безопасного поведения в зимний период, значимости правильного безопасного поведения зимой для сохранения своей жизни и здоровья.

Возрастная категория: может использоваться для индивидуальных или групповых коррекционных занятий с детьми средней и старшей группы в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.

Дидактический материал: планшет, карточки с правилами безопасности, кукла Спасайка, карточки с изображением опасных ситуаций и правильного безопасного поведения.

Игровые действия:

На пульт МЧС поступает звонок о происшествии, на монитор выводится картинка – девочка на водоёме, под ногами которой треснул лёд. Поступает сигнал SOS, опасность – лёд.

Дети рассуждают, что может сделать девочка в этой ситуации:

– если ты оказался на льду, который треснул, то нужно позвонить по номерам служб спасения, родителям, чтобы вызвать помощь;
– если нет телефона, то нужно позвать на помощь прохожих;
– а если нет прохожих, то нужно громко кричать.

Что же нужно делать, чтобы такая ситуация не произошла?

– дети и взрослые не должны ходить на лёд зимой, потому что лёд может треснуть, и тогда можно утонуть в холодной воде;
– кататься на льду можно только в специально оборудованном для этого месте, которое называется каток;
– необходимо слушаться родителей и не нарушать правила безопасности;
– знать правила безопасности в зимний период важно и нужно, так как это спасёт жизнь и здоровье человека.

Персонаж Спасайка расскажет и напомнит ребятам об основных правилах безопасности в зимний период.

Правила игры: можно играть индивидуально и группой 5–6 человек, ребята выбирают и прикрепляют картинки на планшет, группируют их в соответствии с правилом безопасности, объясняют свой выбор.

Спасайка предлагает рассортировать карточки в соответствии с ситуацией. Дети составляют сложные распространённые предложения, описательные и творческие рассказы, пересказы (примерный речевой материал):

  1. Чтобы не простудиться зимой, нужно дышать носом (не кушать снег и сосульки, не ходить на улице в мокрой одежде и обуви, одеваться тепло, не лизать металлические предметы, не сидеть и не лежать на снегу).
  2. Для того чтобы не попасть в опасную ситуацию зимой, не нужно играть около дороги. (Слезать с санок, когда переходишь дорогу, внимательно смотреть по сторонам, переходить дорогу в установленных для этого местах).
  3. Ходить по обледеневшему тротуару нужно маленькими шажками, наступать надо на всю подошву ноги, так как это безопасный способ передвижения во время гололёда.
  4. Зимой много сосулек свисает с крыш, и поэтому идти нужно посередине тротуара и не подходить близко к зданиям, не заходить в ограждённые зоны.
  5. Так как на горке зимой очень опасно, то надо правильно садиться в санки. (На горке не баловаться, не толкаться, кататься по очереди, не съезжать с горки лёжа на животе, не переохлаждаться).
  6. Во время игры в снежки нельзя бросать снежок в лицо.

Усложнение: перемешать все карточки, дети должны сами без помощи взрослого рассортировать карточки в соответствии с ситуацией опасности.

Перечень литературы для составления пересказов и рассказов: Т.Шорыгина «Волшебные вороны», Г.Шалаева, Н.Иванова «Не ходи по льду водоема», М.Фисенко «Зима».

 

Интерактивная тематическая папка «Правила безопасности при пожаре. Пожарная безопасность»

 

Цель: развивать связную речь воспитанников средних и старших групп с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития на материале правил поведения при пожаре, что делать если случился пожар, представлений о предметах, которые могут стать причиной пожара.

Возрастная категория: может использоваться для индивидуальных или групповых коррекционных занятий с детьми средней и старшей групп в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.

Дидактический материал: планшет, карточки с правилами безопасности, кукла Спасайка, карточки с изображением опасных ситуаций и правильного безопасного поведения.

Игровые действия:

На пульт МЧС поступает звонок о происшествии, на монитор выводится картинка – дети играли со спичками, и произошло возгорание ковра. Поступает сигнал SOS, опасность – огонь.

Дети рассуждают, что могут сделать в этой ситуации:

– позвонить по номерам служб спасения, родителям, вызвать помощь;
– позвать на помощь соседей;
– громко кричать.

Что же нужно делать, чтобы такая ситуация не произошла?

– не брать предметы, которые могут стать причиной пожара, это строго запрещено;
– знать правила безопасности при пожаре и для того, чтобы не допустить пожар. 

Персонаж Спасайка расскажет и напомнит ребятам об основных правилах безопасности при предотвращении пожара и при пожаре.

Правила игры: можно играть индивидуально и группой детей 5–6 человек, ребята выбирают и прикрепляют картинки на планшет, группируют их в соответствии с правилом безопасности, объясняют свой выбор.

Спасайка предлагает рассортировать карточки в соответствии с ситуацией, составляют сложные распространённые предложения, описательные и творческие рассказы, пересказы о противопожарной безопасности.

Примерный речевой материал (описание сюжетных картинок):

  1. Детям нельзя трогать электроприборы, потому что может произойти пожар или ударить током.
  2. Дети не должны брать в руки спички, так как это может быть причиной пожара (петарды, зажигалки).
  3. Если случился пожар, то нельзя прятаться в той комнате, где горит огонь, нужно сразу покинуть комнату.
  4. Если загорелась посуда на плите, то нельзя откидывать посуду с плиты, как и заливать ее водой, так как это лишь усилит огонь, необходимо выключить конфорку и накрыть пламя крышкой.
  5. Если пожар случился в торговом центре, нужно не паниковать, а посмотреть план эвакуации, чтобы выбрать наиболее безопасный маршрут.
  6. Если ты оказался вблизи большого пожара, то нужно сразу же уходить, пока есть безопасная дорога.
  7. Нельзя заливать водой включённые в сеть электроприборы, а нужно засыпать песком или накрывать плотной тканью.

Усложнение: перемешать все карточки, дети должны сами без помощи взрослого рассортировать карточки в соответствии с ситуацией опасности.

Перечень литературы для составления пересказов и рассказов: В.Ардов «Огнехвостик», В.Бианки «Береги лес!» / Лесная газета, Т.Волынский «Кошкин дом», В.Гальченко «Приключение пожарного», П.Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке», А.Жигулин «Пожары», Б.Житков «Первая тревога», «Пожар в море», «Пожар», Е.Ильин «Солнечный факел», О.Иоселиани «Пожарная команда», Л.Куклин «Сталевар. Кузнец. Пожарный», С.Я.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», С.В.Михалков «Дядя Степа», Е.Новочихин «Спички», Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял», «Огонь – опасная игра», «От костра до котла», Е.Поликутин «Антошка», И.Тарабукин «Андрейкино дежурство», Л.Н.Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», Т.Фетисова «Куда спешат красные машины», И.С.Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела», Е.Хоринская «Спичка-невеличка», Г.М.Цыферов «Жил на свете слонёнок», Л.Чернышов «Как Гриша-проказник испортил весь праздник», К.И.Чуковский «Путаница», А.Шевченко «Как ловили Уголька», В.Шефнер «Лесной пожар», Э.Шим «Дым в лесу».

 

Интерактивная тематическая папка «Правила безопасности в летний период»

 

Цель: развивать связную речь воспитанников средних и старших групп с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития на материале правил безопасного поведения в летний период, значимости правильного безопасного поведения летом для сохранения своей жизни и здоровья.

Возрастная категория: может использоваться для индивидуальных или групповых коррекционных занятий с детьми средней и старшей групп в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.

Дидактический материал: планшет, карточки с правилами безопасности, кукла Спасайка, карточки с изображением опасных ситуаций и правильного безопасного поведения.

Игровые действия:

На пульт МЧС поступает звонок о происшествии, на монитор выводится картинка – девочка сидит на подоконнике с открытым окном. Поступает сигнал SOS, опасность – открытое окно.

Дети рассуждают, что может сделать девочка в этой ситуации:

– позвонить по номерам служб спасения, родителям, вызвать помощь;
– громко кричать;
– позвать на помощь прохожих.

Что же нужно делать, чтобы такая ситуация не произошла?

– не открывать окна и садиться на подоконник, это строго запрещено;
– знать правила безопасности в летний период важно и нужно, так как это спасёт жизнь и здоровье человека.

Персонаж Спасайка расскажет и напомнит ребятам об основных правилах безопасности в летний период.

Правила игры: можно играть индивидуально и группой детей 5–6 человек, ребята выбирают и прикрепляют картинки на планшет, группируют их в соответствии с правилом безопасности, объясняют свой выбор.

Спасайка предлагает рассортировать карточки в соответствии с ситуацией, составляют сложные распространённые предложения, описательные и творческие рассказы, пересказы (примерный речевой материал):

  1. Летом нельзя перегреваться на солнце, так как может случиться тепловой удар.
  2. Летом нужно пить больше чистой воды и носить головной убор и одежду из лёгких тканей, чтобы солнце не перегревало наш организм.
  3. Купаться можно только в специально отведённых местах и под присмотром взрослых.
  4. Чтобы не попасть в опасную ситуацию, нужно не баловаться в воде, не купаться на автомобильных шинах, досках и т.д., не нырять, плавать в спасательных жилетах, не заплывать за буйки.
  5. Нельзя открывать окна и сидеть на подоконнике, так как это очень опасно для жизни.
  6. Во время молнии нельзя открывать окна, разговаривать по телефону, играть на компьютере, так как это может стать причиной пожара.
  7. Во время грозы нельзя купаться, прятаться под деревом или на открытом пространстве, так как это очень опасно для жизни и здоровья.

Усложнение: перемешать все карточки, дети должны сами без помощи взрослого рассортировать карточки в соответствии с ситуацией опасности.

Перечень литературы для составления пересказов и рассказов: А.Барто «Гроза», В.Лифшиц «Гроза», Т.Шорыгина Сказка «Добрая Ивушка», Д.Орлова «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло», Г.Шалаева, Н.Иванова «Не купайся в запрещённых местах», Г.Шалаева, Н.Иванова «Не прыгай в воду в незнакомых местах», М.Фисенко «Как Владик с Катей ходили купаться», А. Иванов «Как неразлучные друзья в воде не тонули».

 

Интерактивная тематическая папка «Правила безопасности в быту и на детской площадке»

 

Цель: развивать связную речь воспитанников средних и старших групп с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития на материале правил безопасного поведения в быту и на детской площадке, тех местах дома и на детской площадке, которые могут быть опасными.

Возрастная категория: может использоваться для индивидуальных или групповых коррекционных занятий с детьми средней и старшей групп в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.

Дидактический материал: планшет, карточки с правилами безопасности, кукла Спасайка, карточки с изображением опасных ситуаций и правильного безопасного поведения.

Игровые действия:

На пульт МЧС поступает звонок о происшествии, на монитор выводится картинка – кот объелся таблеток, мальчик не знает, что делать. Поступает сигнал SOS, опасность – таблетки.

Дети рассуждают, что может сделать мальчик в этой ситуации:

– позвонить по номерам служб спасения, родителям, вызвать помощь;
– позвать на помощь соседей.

Что же нужно делать, чтобы такая ситуация не произошла?

– не брать в рот таблетки, неизвестные продукты, предметы, это строго запрещено;
– принимать лекарства только под присмотром взрослых и только в случае заболевания;
– знать правила безопаности дома и на улице важно и нужно, так как это спасёт жизнь и здоровье человека.

Персонаж Спасайка расскажет и напомнит ребятам об основных правилах безопасности в быту и на улице.

Правила игры: можно играть индивидуально и группой детей 5–6 человек, ребята выбирают и прикрепляют картинки на планшет, группируют их в соответствии с правилом безопасности, объясняют свой выбор.

Спасайка предлагает рассортировать карточки в соответствии с ситуацией, составляют сложные распространённые предложения, описательные и творческие рассказы, пересказы (примерный речевой материал):

  1. Если ты один дома, нельзя открывать незнакомым людям дверь, даже если говорят, что это из милиции, скорой помощи, соседи.
  2. Дети не должны разговаривать с незнакомыми людьми по телефону, потому что говорить можно только в присутствии старшего или с хорошо знакомым человеком.
  3. Чтобы не получить травму, нужно не брать в руки колющие, режущие предметы без присмотра взрослых.
  4. Сначала надо вымыть грязные фрукты и овощи, а потом их кушать.
  5. Чтобы не попасть в опасную ситуацию, нужно не выходить и не играть на балконе без присмотра взрослых.
  6. Осторожно обращаться с горячей едой или чаем, не брать спички, не включать в розетку электроприборы, не брать в рот таблетки, предметы, неизвестные продукты, не играть на строительных площадках, не играть с палками, не бросаться камнями, не наступать на люки, не уходить с детской площадки с незнакомыми людьми, не садиться в машины к чужим людям без родителей.

Усложнение: перемешать все карточки, дети должны сами без помощи взрослого рассортировать карточки в соответствии с ситуацией опасности.

Перечень литературы для составления пересказов и рассказов: С.Михалков «Моя улица», Д.Орлова «Как Стобед качался на качелях», Я.Пишумов «Посмотрите, постовой», Т.Шорыгина «Марта и Чичи идут в парк», Т.Шорыгина «Волшебный мяч».

 

Интерактивная тематическая папка «Правила безопасности на дороге»

 

Цель: развивать связную речь воспитанников средних и старших групп с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития на материале правил безопасного поведения на дороге, о правилах дорожного движения.

Возрастная категория: может использоваться для индивидуальных или групповых коррекционных занятий с детьми средней и старшей групп в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.

Дидактический материал: планшет, карточки с правилами безопасности, кукла Спасайка, карточки с изображением опасных ситуаций и правильного безопасного поведения.

Игровые действия:

На пульт МЧС поступает звонок о происшествии, на монитор выводится картинка – дети вышли на нерегулируемый пешеходный переход во время движения транспортных средств. Поступает сигнал SOS, опасность – дорога.

Дети рассуждают, что может сделать мальчик в этой ситуации:

– вернуться на тротуар;
– знать правила дорожного движения.

Что же нужно делать, чтобы такая ситуация не произошла?

– не выходить без взрослых на дорогу;
– знать правила безопаности на дороге важно и нужно, так как это спасёт жизнь и здоровье человека. 

Персонаж Спасайка расскажет и напомнит ребятам об основных правилах безопасности на дороге.

Правила игры: можно играть индивидуально и группой детей 5–6 человек, ребята выбирают и прикрепляют картинки на планшет, группируют их в соответствии с правилом безопасности, объясняют свой выбор.

Спасайка предлагает рассортировать карточки в соответствии с ситуацией, составляют сложные распространённые предложения, описательные и творческие рассказы, пересказы (примерный речевой материал):

  1. Нельзя переходить дорогу в неположенном месте, потому что можно попасть под колёса транспорта, а переходить нужно только по пешеходному переходу. (Не играй около дороги, посмотри налево, посмотри направо, переходи по подземному переходу, если нет тротуара, иди по обочине, не обходи автобус ни спереди, ни сзади, жди автобус только на автобусной остановке).
  2. Во время езды на велосипеде всегда нужно надевать защитный шлем, чтобы не получить травму.
  3. На велосипеде можно ездить только по велосипедным дорожкам, потому что на шоссе можно попасть в аварию (крепко держаться за руль, не перевозить пассажиров).
  4. Во время поездки в общественном транспорте не толкать пассажиров, так как это очень опасно для жизни и здоровья (уступать место маленьким детям и пожилым людям, крепко держаться за поручни в транспорте, при входе и выходе в транспорт смотреть под ноги, быть внимательным).

Усложнение: перемешать все карточки, дети должны сами без помощи взрослого рассортировать карточки в соответствии с ситуацией опасности.

Перечень литературы для составления пересказов и рассказов: О.Бедарев «Если бы…», А.Дорохов «Пассажир», «Перекрёсток», А.Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», С.Михалков «Моя улица», Я.Пишумов «Самый лучший переход», И.Пляцковский «Светофор», С.Прокофьев «Мой приятель – светофор», И.Серяков «Законы улиц и дорог».

 

Интерактивная тематическая папка «Правила безопасности на природе и при обращении с животными»

 

Цель: развивать связную речь воспитанников средних и старших групп с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития на материале о природе и обращении с животными, о значимости правильного безопасного поведения на природе и при обращении с животными для сохранения своей жизни и здоровья.

Возрастная категория: может использоваться для индивидуальных или групповых занятий с детьми средней и старшей групп в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.

Дидактический материал: планшет, карточки с правилами безопасности, кукла Спасайка, карточки с изображением опасных ситуаций и правильного безопасного поведения.

Игровые действия:

На пульт МЧС поступает звонок о происшествии, на монитор выводится картинка – мальчик потерялся в лесу.

Поступает сигнал SOS, опасность – лес.

Дети рассуждают, что может сделать мальчик в этой ситуации:

– позвонить по номерам служб спасения, родителям, вызвать помощь;
– громко кричать;
– оставаться на месте.

Что же нужно делать, чтобы такая ситуация не произошла?

– не ходить без родителей в лес, это строго запрещено;
– если ты пришёл в лес с родителями, то не отходить далеко от взрослых;

– знать правила безопаности на природе и при обращении с животными важно и нужно, так как это спасёт жизнь и здоровье человека. 

Персонаж Спасайка расскажет и напомнит ребятам об основных правилах безопасности на природе и при обращении с животными.

Правила игры: можно играть индивидуально и группой детей 5–6 человек, ребята выбирают и прикрепляют картинки на планшет, группируют их в соответствии с правилом безопасности, объясняют свой выбор.

Спасайка предлагает рассортировать карточки в соответствии с ситуацией, составляют сложные распространённые предложения, описательные и творческие рассказы, пересказы (примерный речевой материал):

  1. В лесу нельзя разорять гнёзда птиц, так как это навредит природе. (Нельзя шуметь, мусорить и закапывать мусор в лесу, разорять муравейники, рвать цветы и грибы, ловить лесных обитателей, ломать ветки и обдирать кору в лесу, трогать и забирать домой насекомых и животных).
  2. В лесу нельзя разводить костры в неположенных местах и без присмотра взрослых, так как это может стать причиной пожара.
  3. Если вырвать растение с корнем, то оно погибнет.
  4. Не загрязняй водоёмы, так как лесные жители останутся без чистой воды.
  5. В лесу легко потеряться, поэтому не уходи далеко от взрослых.
  6. Всегда нужно мыть руки после общения с животными, потому что на руках могут быть микробы, которые могут вызвать различные заболевания у человека. (Не трогай животных во время еды, не забирай у животного детёныша, не трогать незнакомых животных).

Усложнение: перемешать все карточки, дети должны сами без помощи взрослого рассортировать карточки в соответствии с ситуацией опасности.

Перечень литературы для составления пересказов и рассказов: Г.Шалаева «Хитрые ласки», В.Орлова «Что нельзя купить?», Я.Ким «Наша планета», Р.Сеф «Сережа», Т.Шорыгина Сказка «На лесной тропинке», «Советы лесной мышки», «Осколок стекла», Г.Шалаева «Не ешь незнакомые ягоды в лесу», М.Фисенко «Наказание за незнание», «Пожар в лесу», Е.Серова «Ландыш»,

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий