Классный час «Память сильнее времени»

- 11:41Классный час

Цель этого классного часа – вспомнить героические страницы истории малой родины на примерах материалов поисковой работы школьного объединения «Музейное дело»

Наталья МАКОВЕЙ,
учитель истории
ГУО «Средняя школа аг. Пограничный»
Берестовицкого района,
Гродненская область

 

 

 

 

 

Цель:

– развивать интерес к изучению истории своего Отечества;
– формировать у учащихся патриотизм, гражданственность, любовь к малой родине, в том числе через музейную педагогику;
– воспитывать уважение к историческому прошлому и настоящему Беларуси.

Задачи:

– образовательная – формировать знания о героических страницах истории;
– развивающая – развивать у школьников самостоятельность, инициативу, умение проявлять свои теоретические и практические навыки, развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности;
– воспитательная – развитие гражданских качеств, патриотичного отношения к своей малой родине.

Участники: учащиеся 9-го класса.

Оборудование: аудиозапись песни «Ты же выжил солдат» (слова М.Агашина, музыка В.Мигули; видеоролик «А память живёт…» (https://www.youtube.com/watch?v=l4icTZqB3t0), фронтовые письма-треугольники, красно-зелёные ленточки, карточки со словами: Родина, Беларусь, родители, родная земля, память, время.

 

Ход классного часа

Классный руководитель. Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на слова, размещенные на доске: Родина, Беларусь, родители, родная земля, память, время.

– Как вы думаете, как эти слова связаны между собой? (Ответы учащихся).

– Какие ассоциации они у вас вызывают? (Ответы учащихся).

– Я предлагаю вам составить предложения с парами слов. (Учащиеся составляют и зачитывают предложения).

– А я вам предлагаю такое: «Память сильнее времени». Это высказывание станет темой нашего классного часа сегодня (запись темы на доске).

– Как вы считаете, актуально ли это высказывание сегодня, в наше время? (Ответы учащихся).

– Вы правы, это действительно актуально. Несмотря на то что проходит время, всегда остаются факты, люди, о которых нужно помнить. И сегодня мы с вами поговорим о тех событиях и людях, о которых забывать нельзя.

– Послушайте песню, которая сейчас прозвучит, и скажите, о каком событии сейчас пойдёт речь?

Звучит песня «Ты же выжил солдат» (слова М.Агашина, музыка В.Мигули).

Учащиеся: о событиях Великой Отечественной войны.

Классный руководитель. Цель нашего классного часа – вспомнить героические страницы истории нашей малой родины. История Великой Отечественной войны достаточно хорошо описана в песнях, рассказах, повестях, стихах. Скажите, а знаете ли вы стихи о войне?

Учащиеся читают стихи:

Что мы знаем о войне?! – Немного…
По рассказам бабушек и мам
Знаем, что надежда и тревога
Об руку ходили по домам.

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,
что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!

 

Классный руководитель. Стихи замечательные. А что вы знаете о тех событиях, покажет викторина. Вам предстоит каждому ответить на один вопрос, разрешается помощь одноклассников.

 

Викторина о войне

1) Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года).
2 Сколько лет она продолжалась? (Война продолжалась 4 года).
3) Назовите дату подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии (8 мая 1945 года).
4) Назовите план по захвату СССР? (План «Барбаросса»).
5) За какие заслуги некоторые города после войны получили звание город-герой? (Так называли город, жители которого проявили храбрость, мужество и отвагу во время войны).
6) Назовите города-герои, которые вы знаете. (Минск, Брест – Брестская крепость-герой, Ленинград – ныне Санкт-Петербург, Сталинград – ныне Волгоград, Одесса, Севастополь, Москва, Новороссийск, Керчь, Тула, Мурманск, Смоленск).
7) Назовите медаль, которую вручали одновременно с присвоением звания «Герой Советского Союза»? (Медаль «Золотая Звезда»).
8) Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС» (Иосиф Сталин).
9) Этому диктору всесоюзного радио было доверено объявить о начале войны 22 июня 1941 года и сообщить о Победе и взятии Берлина в мае 1945 года. (Левитан).

 

Классный руководитель. Молодцы, с викториной вы справились, а значит, очень многое знаете о событиях Великой Отечественной войны. А знаете ли вы, как началась война на Берестовитчине? Можно ли ответить на этот вопрос одним предложением?

Учащийся. Ответить на этот вопрос одним предложением нельзя. Мы, члены объединения по интересам «Музейное дело», провели поисковую работу и собрали информацию о том, как начиналась война на территории нашего агрогородка, об участии наших земляков в Великой Отечественной войне. О чём сегодня и расскажем.

Учащийся. На Берестовитчине война началась 22 июня 1941 года в тёплый и солнечный день. Как вспоминают теперь многие старожилы, после захода солнца небо в той стороне было необычайно багрово-красным, и эти кровавые вспышки-зарницы чрезвычайно долго, далеко за полночь, держались на звёздном небосводе. Рассказывают, что во многих дворах в тот вечер очень страшно выли собаки, будто бы они предчувствовали людское горе, страшную беду…

Учащийся. Первым объектом, по которому немецкие самолёты нанесли удар на рассвете 22 июня 1941 года, в первый день войны на территории района, был военный аэродром, расположенный около деревни Кваторы.

Учащийся. Его строительство началось в 1940 году. Тут ежедневно работали сотни людей, привлекалось большое количество телег из окрестных деревень, и всё-таки полностью объект закончить не удалось. Но, несмотря на это, весной 1941 года сюда была переведена авиационная часть с соответствующими службами, базировалось несколько десятков самолётов. А тем временем строительные работы продолжались… Из разных концов нашего и соседних районов к Кваторскому аэродрому направлялись десятки телег с людьми. Им нужно было точно, по-военному, к назначенному времени прибыть на аэродром и приступить к работе.

Учащийся. Об этом времени сохранились воспоминания многих ветеранов-односельчан, мы нашли их в музее. Также в музее хранятся фотографии, на которых ветераны в военной форме, некоторые в обычной крестьянской одежде. Вот их имена: Пётр Ефимик, Владимир Котов, Виктор Амельянчик и многие другие.

Учащийся. В нашем историко-краеведческом музее сохранились сведения о Петре Ефимике. Он один из первых, кто вступил в комсомол, очень любил музыку, замечательно играл на скрипке. Родом начинающий скрипач из деревни Горбачи. В 1944 году он добровольно ушёл на фронт. В своих редких письмах домой юноша писал родителям о фронтовой жизни, боевых товарищах, местах, где проходила их военная часть; уверял, что скоро вернётся домой. Не удалось вернуться, осиротела скрипка-певунья. В одном из жестоких боёв на берегу немецкой реки Одер 4 апреля 1945 года Пётр Ефимик погиб. Там же земляк и похоронен.

Учащийся. Его скрипка – этот ценный экспонат – передана в районный музей «Белка». Теперь о подвиге юного скрипача из деревни Горбачи смогут узнать и другие жители Берестовицкого района.

Учащийся. На сегодняшний день в живых уже осталось только два ветерана, вернувшихся с фронта и проживающих в нашей местности. И, к счастью, мы успели записать их воспоминания. Именно им мы сегодня обязаны тем, что живём и радуемся жизни. Своими трудовыми и боевыми подвигами они приближали День Победы. Интервью с ветеранами мы записали и создали фильм, который будет храниться в нашем музее и сейчас предлагаем посмотреть.

Просмотр видеоролика «А память живёт…»

Учащийся. Нам хочется верить, что этот ролик поможет осознать ценность победы всем нашим ровесникам, тем, кто младше и будущим поколениям.

Классный руководитель. Спасибо, ребята, за большую, полезную проделанную работу. К сожалению, не все солдаты вернулись домой с войны. Вместо отцов, сыновей пришли бумаги с фронтовыми печатями «Погиб смертью храбрых», «Считать пропавшим без вести». На таких же листах с фронта приходили письма от солдат. Письмо-треугольник с благодарностью получали наши ветераны от Президента. (Показ)

Ребята, если бы у вас была возможность написать письмо ветеранам, что бы вы написали, что пожелали? (Ответы учащихся).

 

Практическая работа «Сложи фронтовое письмо-треугольник»

Классный руководитель. Перед вами листы бумаги, давайте напишем ваши пожелания ветеранам и попробуем сложить фронтовое письмо-треугольник. А правильно его сложить нам поможет стихотворение.

Написал я то, что надо,
А увижусь – доскажу.
А теперь письмо солдата
Треугольником сложу.

Угол первый – самый главный.
Этот угол я загну,
Чтоб с победою и славой
Мы окончили войну.

Я сложу края второго.
Вот и вышел уголок,
Чтоб вернуться мне здоровым
На отеческий порог.

Ну а третий, ну а третий
В честь твою сложу скорей,
Чтоб тебя как прежде встретить
И назвать тебя своей.

Так лети с приветом жарким
На заветное крыльцо,
Треугольное, без марки,
Фронтовое письмецо.

Классный руководитель. Ваши фронтовые письма мы отправим ветеранам на День Победы. Скажите, так почему мы с уверенностью можем сказать, что память сильнее времени? (Ответы учащихся).

Классный руководитель. Ребята, в заключение нашего классного часа, хочу поблагодарить вас за работу. Я думаю, что ваши знания не пропадут зря, и те материалы, которые вы уже передали в музей, обязательно помогут изучать события Великой Отечественной войны на территории Пограничного сельсовета.

Есть выражение, что знания без дел мертвы. Нужно не только знать и помнить, но и практически реализовывать. Давайте подумаем, как мы, сегодняшние школьники, можем показать, что нам не безразлично героическое прошлое наших дедов и прадедов, что мы являемся продолжателями их традиций.

Я предлагаю вам продолжить предложение:

Чтобы увековечить память героев войны мы можем….

Ответы учащихся:
Общаться с ветеранами.
Оказывать им посильную помощь.
Организовывать походы по местам боевой славы.
Ухаживать за местами воинских захоронений.
Оформить информацию на электронных носителях.

Классный руководитель. Мы многое делаем, нас ждёт поход боевой славы, но главное, мне хочется верить, что ваши сердца наполнятся уважением к старшему поколению, чувством гордости за своих земляков, чувством благодарности к тем, кто подарил нам счастливую мирную жизнь.

 

Рефлексия

Классный руководитель. Перед вами символ Победы – красно-зеленая ленточка. Пусть те из вас, кто считает, что нужно помнить о тех, кто отстоял победу, и заботиться о них, приколет себе символ Победы (учащиеся прикалывают себе красно-зелёную ленточку).

Я уверена, что ваша память действительно будет сильнее времени, и свои знания вы сможете передать в будущем своим детям и внукам. Хочу пожелать, чтобы мы с вами никогда не видели войны и ещё больше ценили подвиг наших дедов и прадедов.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий