Подручные материалы, используемые на уроках в классе для учащихся с тяжёлыми, множественными нарушениями психического или физического развития, которые способствуют сенсорной интеграции

- 12:48КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

В материале автор приводит примеры использования пособий, сделанных из подручных материалов, которые способствуют сенсорной интеграции ребёнка с особенностями в развитии.

 

Татьяна ЛЕСКОВСКАЯ,
учитель
ГУО «Петриковский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»,
Гомельская область

 

 

Дети с тяжёлыми, множественными нарушениями психического и (или) физического развития (ТМНР) часто страдают «сенсорным голоданием», либо повышенной чувствительностью различных сенсорных анализаторов. То есть не могут в полной мере изучать все, что окружает, либо получают неверное восприятие. На занятиях с такими ребятами я активно использую пособия, сделанные из подручных материалов, способствующие сенсорной интеграции ребёнка с особенностями в развитии.

 

На уроках коммуникации

Для выкладывания визуально-ритмических рядов я использую в работе камешки, разной формы макаронные изделия, ватные палочки, природный материал: бобовые, шишки, веточки, мох. По выложенным рядам дети выполняют кинезиологические упражнения для рук, упражнения артикуляционной гимнастики, цепочки звуков, слогов, слов, предложений.

Примеры: около шишки – ладонь в кулачок, около каштана ладонь ставим на ребро; дотрагиваемся пальцем до белой фасолины – поднимаем язык к верхним зубам; дотрагиваемся до коричневой фасолины – опускаем язык к нижним зубам; нажимаем пальчиком на белый камешек и произносим звук [а], нажимаем на серый – произносим звук [у].

Также изготавливаем коврики с различной поверхностью, по которым дети ходят и выполняют различные моторные программы.

Пример: наступаем на коврики, покрытые бусинами – топаем ногой, наступаем на коврики, покрытые мишурой – делаем хлопок руками.

Многие пособия мы делаем со старшими детьми на уроках трудового обучения, например, шумовые коробочки (пластиковые баночки из-под кинетического пластилина, спичечные коробки, втулки из-под рулонов бумажных полотенец, наполненные разнообразными сыпучими материалами), которые используются в играх «Что звучало?», «Сделай как я», «Повтори ритм», «Подыграй мелодию».

Также сыпучие материалы (манка, песок, рис, гречка и т.д.) подходят для основы, на которой учащиеся пишут пальчиками или тупым краем карандаша линии, буквы, слоги, слова.

Из изготовленных элементов букв из пластика, твёрдого картона, лоскутов ткани, газеты, салфеток, нитей, проволоки учащиеся собирают буквы целиком.

Развивать силу воздушной струи помогают коктейльные трубочки, через которые дети дуют на ватку, салфетки, легкие бумажные элементы в играх «Сдуй бабочку», «Забей гол», «Рыбалка», «Собери трубочкой и рассортируй разноцветные бумажки».

Результативны в применении на уроках пластиковые стаканы разной величины, на которых написаны буквы, для составления и чтения слогов.

Для укрепления мышц щёк, губ, языка использую пробки и плоские пуговицы, привязанные к верёвочке, легкие мягкие пластиковые и бумажные полоски, которые дети выплевывают из разных положений.

Пример: ребёнок выплёвывает пуговицу, которая лежит между зубами, губами, на языке, поднимают языком по вертикальной верёвочке вверх.

Это является хорошей подготовительной работой и способствует появлению взрывных звуков, укрепляет мышцы языка.

 

На уроках предметно-практической деятельности и практической математики

Из картона и бумаги изготавливаем различные тренажеры и пособия по составу чисел.

Для составления практических задач в качестве предметного счетного материала использую бросовый и природный материал.

Пример: ребята «покупают» по заданию бутылки, муляжи конфет, угощают лесных жителей орешками, шишками, желудями.

Из картона и бумаги изготавливаем пособия по составу числа «Жители домика».

Для соотнесения предметных множеств с цифрой в ход идут натуральные предметы, мелкие игрушки, природный и бросовый материал, вырезанные из журналов предметные картинки.

Пример: нужно достать из лукошка столько орешков, сколько раз я хлопну, топну, моргну глазами или в соответствии с показанной цифрой.

Весь спектр бросового материала (разноцветные пластиковые бутылки, лотки для яиц, пробки, картон, пенопласт) идёт в ход для разнообразных поделок, аппликаций, фигурок и комбинированных композиций.

Очень эффектно смотрятся работы, выполненные в технике кинусайга (композиция из лоскутов ткани, вставленных в прорези основы из пенопласта или пенополистерола) учащимися старших классов на уроках труда. Из текстиля изготавливаем также объёмные куклы, настенные панно, куклы-мотанки. Совместно с детьми замешиваем тесто для лепки из соли, воды и муки, добавляем натуральные красители и изготавливаем плоские аппликации, объёмные фигурки.

 

На уроках сенсомоторного обучения использую воду, с которой дети очень любят взаимодействовать. Наливаю воду в два небольших тазика, в первый – холодную, во второй – теплую, и поочерёдно опускаю туда ладошки ребенка. В тазик с водой бросаю мелкие камешки, монеты, фасоль, листочки деревьев.

Пример: ребёнок достает предметы руками, а легкие, которые плавают на поверхности, вылавливает небольшим сачком, сортируя по цвету, форме, лексическим темам.

Ученики по заданию переливают воду маленькими стаканчиками, заполняют и освобождают различные ёмкости.

Мочалками разной жесткости, лоскутами ткани разной фактуры, пустыми пластиковыми бутылками дети по показу растирают кисти рук, делают несложный массаж и самомассаж.

При знакомстве с цветовыми эталонами, обучении соотнесению, сличению, группировке по цвету в ход идут разные цветные предметы обихода: прищепки, губки, лоскуты из пластика и ткани, разукрашенные макаронные изделия, крышки от бутылок, миски и стаканчики.

Игр для развития сенсорного восприятия существует очень много. С каждым днём всё больше информации появляется в интернете в свободном доступе. Идеи использования подручных материалов можно адаптировать для работы с учащимися с ТМНР. Нужно только проявить фантазию и выбирать такие варианты использования материалов, чтобы было интересно и в радость всем участникам процесса.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий