БССР на международной арене в 1940–1980-х гг. Урок истории Беларуси в 11-м классе

- 15:12ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, История и обществоведение. Сценарии, Методичка

 

Анна НАУМЕНКО,
учитель истории и обществоведения   
ГУО «Лицей № 1 имени А.С.Пушкина г. Бреста»

  

 

 

Раздел III. Беларусь в системе международных отношений.

Тема: БССР на международной арене в 1940–1980-х гг.

Образовательная цель:

– предполагается, что к концу урока учащиеся должны знать определение понятий: ООН, СЭВ, диаспора;
– должны уметь конкретизировать содержание этих понятий;
– характеризовать внешнеполитический курс БССР.

Задачи урока:

– организовать учебно-познавательную деятельность по изучению особенностей политического и экономического положения БССР на международной арене в 1940–1980-х гг.;
– содействовать формированию умений: объяснять причинно-следственные связи между геополитическими условиями и внешнеполитическим положением Беларуси;
– создавать условия для формирования чувства значимости позиции БССР на международной арене после Великой Отечественной войны.

Тип урока: комбинированный с элементами проектной и исследовательской деятельности.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Методы: проблемный, коммуникативный, информационный, проектный.

Методическое обеспечение урока: Учебное пособие для 11 класса «История Беларуси XIX – начало XXI в.» / под редакцией А.В.Касовича, А.П.Соловьянова. – Минск, 2021; мини-проекты, презентация, дидактический и иллюстративный материал.

Оборудование урока: мультиборд.

 

Ход урока

I Мотивационно-установочный этап (1 мин.)

Деятельность учителя. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, проводит активизацию знаний.

Деятельность учащихся. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. (Фронтальная форма работы.)

Результат. Определение учащихся на учебную деятельность. Включение в деловой ритм.

 

II Этап актуализации знаний. Проверка домашнего задания. Эмоционально-ценностный компонент (12 мин.)

Деятельность учителя. Проверка домашнего задания. Ознакомление учащихся с презентацией по теме: «Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн», с правилами и критериями выполнения работы.

Деятельность учащихся. Выполняют проверочную работу в форме (слайд-визуализация памятников, фото) по теме «Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн»

Результат: Оценка учителем и самооценка учащимися уровня знаний по теме «Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн».

Вопросы и ответы по презентации

1) Как называется скульптурная композиция и в каком городе она находится? (Слайд 1)
Ответ: «Героям границы, женщинам и детям, мужеством своим в бессмертие шагнувшим». Брестская крепость.

2) Летчик – командир экипажа, который направил подбитый самолет на группу немецких танков и автомобилей, совершив наземный таран. (Слайд 2)
Ответ: Н.Ф.Гастелло

3) Кто при обороне Минска впервые применил «стеклянную артиллерию»? (Слайд 3)
Ответ: 100-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора И.Руссиянова.

4) Какой белорусский город и какой комплекс изображен на слайде? (Слайд 4)
Ответ: Оборона города Могилёва. Мемориальный комплекс «Буйничское поле».

5) Где и в связи с какими событиями создан этот мемориальный комплекс? (Слайд 5)
Ответ: Город Орша. Капитан И.Флёров руководил батареей реактивных миномётов «Катюша».

6) Что отображает эта скульптурная композиция? (Слайд 6)
Ответ: Скульптурная композиция «Последний путь» (часть мемориала «Яма» на месте расстрела узников гетто в Минске).

7) Чьи фотографии вы видите на слайде? (Слайд №7)
Ответ: Праведники народов мира. Так называют тех людей, которые в годы Второй мировой войны спасали евреев. Надпись на медалях «Признание еврейского народа».

8) Где установлен этот монумент? (Слайд 8)
Ответ: Фрагмент «Врата памяти» центральной композиции мемориального комплекса на месте лагеря Тростенец.

9) Чему посвящен мемориальный комплекс? (Слайд 9)
Ответ: Мемориал «Красный Берег», посвященный детям – жертвам войны, где их использовали в качестве доноров.

10) Вы все знаете эту скульптуру. Как она называется? (Слайд 10)
Ответ: Скульптура «Непокорённый человек» в центре мемориального комплекса «Хатынь».

11) Мемориальный комплекс «Хатынь». О чем говорят эти цифры? (Слайд 11)
Ответ: Судьбу Хатыни разделили 628 деревень, 186 из которых не были восстановлены.

12) Что означает этот знак? (Слайд 12)
Ответ: Нарукавный знак остарбайтера. Количество увезенных. Из них детей.

13) Кто на фотографии? (Слайд 13)
Ответ: Батька Минай (М.Ф.Шмырев) – директор картонной фабрики, командир партизанского отряда.

14) Кому посвящен памятник? (Слайд 14)
Ответ: Памятник детям Батьки Миная на территории Суражской средней школы.

15) Какой подвиг совершила эта девушка? (Слайд 15)
Ответ: Римма Шершнёва. В конце 1942 года во время боя девушка закрыла своим телом стреляющий пулемёт.

16) Кто этот мальчик на фотографии? (Слайд 16)
Ответ: Марат Казей – юный разведчик партизанского отряда. Герой Советского Союза.

17) Этот мемориальный комплекс находится в Витебской области. Какому событию он посвящен? (Слайд 17)
Ответ: Мемориальный комплекс «Прорыв». Ушачский район Витебской области. Благодаря мужеству и героизму партизан кольцо блокады было прорвано.

18) Какой подвиг совершил Александр Мамкин? (Слайд 18)
Ответ: Александр Мамкин вывозил на своём самолёте воспитанников Полоцкого детского дома, которых оккупанты собирались использовать как доноров.

19) Что за «Концерт»? (Слайд 19)
Ответ: 2-й этап рельсовой войны.

20) Он бросился с миной под вражеский эшелон? (Слайд 20)
Ответ: Николай Гойшик. Бросился с миной под эшелон с танками.

21) На фотографии Герой Советского Союза, подпольщик… (Слайд 21)
Ответ: К.С.Заслонов. Начальник паровозного депо на станции «Орша».

22) Участник Минского подполья, врач, профессор медицинских наук, узник концлагеря Тростенец? (Слайд 22)
Ответ: Е.В.Клумов. Передавал партизанам медикаменты, способствовал оборудованию полевых госпиталей.

 

III Этап мотивации и целеполагания (2 мин.)

Деятельность учителя. Учитель предлагает исходя из прошлого урока, сформулировать задачи сегодняшнего урока.

Деятельность учащихся. Формулируют задачи урока. (Групповая, индивидуальная формы работы).

Результат. Развитие навыков исторического мышления, понимания причинно-следственных связей в историческом процессе.

 

IV Этап познавательной активности (20 мин.)

План изучения нового материала:

1. Деятельность БССР в ООН.
2. Торгово-экономическое сотрудничество со странами Совета экономической взаимопомощи.
3. Связи с белорусской диаспорой.

 

1. Деятельность БССР в ООН

Деятельность учителя.

1) Предлагает учащимся просмотреть видео (Слайд 2) «Открытие ООН». (Скачайте презентацию, чтобы смотреть видео: https://docs.google.com/presentation/d/1ANzoRE3N_huJ-to3ZNy8nujE_VCOX7Lf/edit?usp=sharing&ouid=118248151997275522254&rtpof=true&sd=true).  Задает вопросы.

– О каком событии этот видеосюжет»? Используйте знания английского языка.

– Правительство СССР предложило признать членами ООН все союзные республики. Но союзники согласились включить в число основателей ООН только Беларусь и Украину. Почему?

– Кто представлял делегацию БССР?

2) Предлагает учащимся посмотреть видео о К.Киселеве (Слайд 5), затем в режиме онлайн в интернете найти информацию о членах белорусской делегации: К.Киселеве, А.Жебраке, В.Перцеве, Г.Байдакове, Ф.Шмыгове.

3) Предлагает учащимся знакомиться с выдержкой из выступления К.Киселева на пресс-конференции в Сан-Франциско 23 мая 1945 года (с. 32).

4) Рассказывает о том, что по инициативе белорусской делегации были приняты резолюции (Слайд 6). БССР стала членом ряда международных специализированных организаций, действующих в рамках ООН (Слайд 7). В 1958 году открыто первое дипломатическое представительство БССР при ООН (Слайд 8).

Вывод: с. 140–141.

Деятельность учащихся.

1) Презентуют сообщение об открытии конференции по учреждению ООН в Сан-Франциско в мае 1945 года.

2) Работают онлайн в интернете, находят информацию о членах белорусской делегации: К.Киселеве, А.Жебраке, В.Перцеве, Г.Байдакове, Ф.Шмыгове. Слушают, записывают в тетрадях. (Групповая форма работы).

3) Самостоятельно работают с пунктом учебника. (с. 140). (Индивидуальная форма работы).

Результат. Формирование навыков поиска достоверной, обучающей информации в сети интернет, умений привлекать знания, полученные на уроках информатики.

 

2. Торгово-экономическое сотрудничество со странами Совета экономической взаимопомощи

Деятельность учителя. Предлагает учащимся проанализировать «план Маршалла» (1947 г.) (Слайд 9) и «План Молотова» (1949 г.) (Слайд 10).

Деятельность учащихся. Работают с учебным пособием (с. 142). Делают выводы.

Результат. Развитие логического мышления посредством аналитической деятельности учащихся.

 

3. Связи с белорусской диаспорой

Деятельность учителя. Показывает фрагмент видеоурока по теме из Единого информационно-образовательного ресурса Министерства образования Республики Беларусь.

Задает вопрос:

– Кого из коренных белорусов, известных за пределами страны, вы знаете?

Деятельность учащихся. Записывают основную информацию. (Диаспора (словарь); 1 млн. человек; общество “Радзіма” 1964 г.; деятельность Г.Ширмы, М.Танка (опережающее сообщение учащихся)).

Результат. Ознакомление учащихся с деятельностью соотечественников за рубежом по сохранению и пополнению культурного фонда белорусского народа.

 

V Рефлексия, информирование о домашнем задании и способах его выполнения (10 мин.)

Деятельность учителя. Организация рефлексии в форме корректирующего теста по новой теме, комментарий выставленных отметок.

Деятельность учащихся. Выполняют корректирующий тест. (Фронтальная работа, взаимопроверка в парах).

https://eior.by/catalog_lecture/11-klass/history_of_belarus/18.php

Записывают домашнее задание (§ 18).

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий