Путешествие на Северный полюс. Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» для детей старшей группы (5–6 лет)

- 16:55ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Конспект занятия-путешествия для детей старшей группы.

 

Оксана ВОРОБЕЙ,
воспитатель дошкольного образования,
ГУО «Детский сад № 2 г. Свислочь»,
Гродненская область

 

Программные задачи:

– формировать представления о климатических условиях и обитателях Северного полюса, устанавливать связи между средой обитания и внешним видом животных, расширять словарный запас;
– развивать интерес к скрытым свойствам и качествам объектов и явлений природы, исследовательские качества детей;
– воспитывать нравственное эмоционально-положительное отношение к природе, ответственность за состояние природы ближайшего окружения.

Материал и оборудование: глобус, ёмкость с молоком, гуашь (жёлтая, красная, зелёная, синяя краски), баночки для красок по количеству детей, детский крем, ёмкость с водой, бумажные полотенца, влажные салфетки, по количеству детей, картинки животных, рукавички (меховая и тканевая) по количеству детей, «грустные» и «весёлые» льдинки, изображения белого медвежонка, презентация «Северный полюс», аудиозапись свиста ветра во время вьюги; магнитная доска, фен.

Презентация: СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС 2

 

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем дошкольного образования становятся в круг

Воспитатель дошкольного образования: Добрый день! Меня зовут Имя педагога, я – воспитатель детского сада № 2, пришла к вам в гости, посмотреть, как вы здесь живёте. Посмотрите, кого я встретила по дороге к вам.

Заходит Снеговик, приветствует детей.

Воспитатель дошкольного образования: Но он очень грустный. Ребята, давайте спросим, почему он грустит. (Вопросы детей)

Снеговик: На улице очень тепло, и я боюсь, что скоро растаю и не смогу играть с вами и веселить вас.

Воспитатель дошкольного образования: Что же делать, как помочь Снеговику? (Ответы детей)

Воспитатель дошкольного образования: Я вспомнила, что на нашей планете есть такое место, где вечно царствует зима, где снег и лёд никогда не тают. Может и вы знаете, что это за место? (Ответы детей.) Да. Это Северный полюс. Давайте отправимся туда вместе со Снеговиком, покажем и расскажем ему о Северном полюсе. И если Снеговику понравится, он сможет там остаться.

Но сначала давайте найдём Северный полюс на глобусе. Если там всегда зима, то как вы думаете, каким цветом обозначен Северный полюс? (Ответы детей.)

Воспитатель дошкольного образования: Давайте обозначим это место флажком. А вот то место, где мы с вами находимся. И это – наша страна Республика Беларусь. Чтобы попасть на Северный полюс, нам надо преодолеть моря и Северный Ледовитый океан. Поэтому предлагаю туда отправиться на ледоколе. Займите, пожалуйста свои места. Корабль готов к отплытию.

Включается презентация.

1-й слайд

Воспитатель дошкольного образования:

Мы плывём на ледоколе.
Ледокол плывёт по льду,
Ледяное поле колет.

2-й слайд

Слева льдина проплывает (на экране плывёт льдина),

3-й слайд

Справа айсберги встают (на экране появляется айсберг),
А друзья не унывают

И по-прежнему плывут.

4-й слайд

Воспитатель дошкольного образования: Северный полюс называют ледяной пустыней. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого выше трехэтажного дома, это выше вашего детского сада. Зимой здесь свирепствуют морозы, часто бушуют метели. Слышите?  (звуки вьюги, ветра).

5 слайд

В это время солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится долгая полярная ночь.

6 слайд

На смену ночи приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое холодное лето. Снег не тает даже летом.

Воспитатель дошкольного образования: Обратите внимание, что нигде нет растений. Как вы думаете почему? (Ответы детей). Всегда снег и мороз, а растениям нужно тепло.

7 слайд

Люди здесь постоянно не живут, только работают, проводят исследования.

8-й слайд

Изучают жизнь животных Севера.

Давайте продолжим наше путешествие.

9-й слайд

Снеговик:

Что за чудо-чудеса: загорелись небеса!
И горит, играет пламя над сверкающими льдами.

Воспитатель дошкольного образования: Ребята, посмотрите, как красиво! А что это такое? (Ответы детей)

Воспитатель дошкольного образования: Это северное сияние – очень красивое и необычное явление. Бывает оно только на Севере и в ясную, морозную ночь, когда на небе нет ни облачка. Внезапно появляется и внезапно пропадает. Может длиться от десяти минут до нескольких суток.

Снеговик: Очень жаль, что мы не можем увидеть северное сияние в наших местах. Оно мне так понравилось.

Воспитатель дошкольного образования: А хотите, мы с вами попробуем сделать сами такую красоту? Давайте пройдем в нашу лабораторию.

Опыт № 1 “Северное сияние в тарелочке”

Воспитатель дошкольного образования: Перед нами мы видим стоит поднос с молоком. Далее берём краски тех цветов, которые присутствуют в северном сиянии (жёлтый, красный, синий и зелёный) и добавляем по капельке, как нравится. Наблюдаем как они растекаются. (В конце воспитатель добавляет каплю моющего средства – в результате получается эффект северного сияния.) Посмотрите, ребята, благодаря опыту, проведённому в нашей лаборатории, мы смогли передать красоту северного сияния с помощью обычных предметов. Снеговик, ты убедился, что мы смогли передать северное сияние?

Снеговик: Да, какие вы молодцы. А теперь предлагаю поиграть.

Физкультминутка:

Все вокруг белым-бело
Нам на удивление,
(Хлопать в ладоши.)
Справа лёд и слева лёд –
Просто загляденье!
(Выполнять повороты вправо – влево, руки на поясе.)
Лёд холодный и блестит,
Ногой топнешь – захрустит.
(Топать ногами.)
Здесь ласты – у тюленей,
(Развести пальцы опущенных рук.)
Рога – у северных оленей.
(Развести пальцы скрещённых над головой рук.)
Среди льдин живут медведи,
И моржам они соседи.
(Ходить вперевалочку.)
Дети возвращаются на импровизированный ледокол.

Воспитатель дошкольного образования: Мы с вами узнали, что на Северном полюсе холодно в любое время года, но даже в таких суровых условиях живут звери и птицы. Давайте познакомимся с животными Севера.

Снеговик: Ребята, а теперь отгадайте загадку и скажите, о каком обитателе Северного полюса в ней говорится.

Воспитатель дошкольного образования:

Длинный мех бел, как снег.
Ест тюленей на обед.
Он отличный пловец –
И заботливый отец.
Трехметровый великан,
Весит сотни килограмм. (Белый медведь)

10-й слайд

Воспитатель дошкольного образования: Белый медведь – самый крупный сухопутный хищник планеты.

11 слайд

Воспитатель дошкольного образования: Его тело покрыто длинной белой шерстью, только нос и глаза чёрные. На подошве лап у медведя тоже есть шерсть, чтобы медведь не замёрз, когда ходит по снегу, и чтобы не скользил по льду.

12-й слайд

Воспитатель дошкольного образования: У белого медведя очень хороший нюх. Когда медведь охотится, то прячет лапой нос и глаза. Как вы думаете, для чего? (Ответы детей) Это для того, чтобы добыча его не увидела на белом снегу.

13 слайд

Воспитатель дошкольного образования: Белый медведь прекрасно плавает и ныряет, может плавать и под водой. Питается тюленями, рыбой.

Ребята, у белого медведя есть в наших лесах братец. Как вы думаете, кто это? (Бурый медведь.) Да, ребята, верно. Это бурый медведь. А как вы думаете, как бы ему жилось на Северном полюсе? (Ответы детей)

Воспитатель дошкольного образования: Давайте проверим. Подойдите к столикам. Посмотрите на лист белой бумаги. Что он вам напоминает? (Снег.) Да, ребята, это снег, которым покрыт Северный полюс. Приподнимите лист и посмотрите, кто же там спрятался? (Бурый и белый медведь.) Давайте поместим на лист вначале белого медведя. Посмотрите, белый мишка слился с белым цветом бумаги и практически стал невидимым. Ему легко маскироваться в снегу, чтобы не спугнуть добычу. А сейчас рядом с белым медведем поместите бурого. Как вы думаете, легко ли ему было бы жить на Севере? Почему? (Нелегко, т.к. он легко заметен на фоне белого цвета снега.)

14 слайд

Снеговик: Дети, смотрите, а это кто? (Морж.)

Воспитатель дошкольного образования: Правильно, это морж. Морж – самое крупное ластоногое животное Севера. Ластоногим его называют потому, что вместо лап у него ласты. На суше морж неуклюж, зато отлично плавает и ныряет. У моржей очень толстая и грубая кожа, почти нет шерсти.

15 слайд

Воспитатель дошкольного образования: Морду моржа украшают длинные клыки и пышные усы. Питается рыбой и моллюсками.

16 слайд

Воспитатель дошкольного образования: Ещё один обитатель Северного полюса – тюлень.

Тюлень – ловкий рыболов –
Толк в рыбёшке знает.
Он поймает среди льдов
Мойву и минтая.

17 слайд

Воспитатель дошкольного образования: Что вы ещё можете рассказать о тюлене? Тюлени почти постоянно живут в воде, иногда подплывают к лункам, чтобы подышать. Очень быстро и ловко плавают. Питаются рыбой и рачками. Они хорошо видят и слышат под водой.

Снеговик: Ребята, а я не могу понять. Моржи, тюлени и медведи много времени проводят в воде. Почему они не покрываются льдом, когда вылезают из воды в очень сильный мороз?

Воспитатель дошкольного образования: А давайте проведём опыт и сами попробуем найти ответ на этот вопрос.

Опыт № 2 «Жир не пропускает воду»

Воспитатель дошкольного образования: Ребята, опустите руку в воду. Какой стала рука? (Мокрой). Встряхните руку. Капли воды остались на руке? (Да.) А что случится с этой водой на сильном морозе. (Она замёрзнет.) При морозе вода замёрзнет и превратится в лёд. Возьмите бумажное полотенце и вытрите руку насухо.

Воспитатель дошкольного образования наносит на руку детям детский крем, предлагает растереть его и затем опустить руку в воду.

Воспитатель дошкольного образования: Что вы видите? (Рука покрыта капельками воды.) Да, как и в первом случае.  Встряхните рукой. Что произошло? (Капельки воды легко скатываются с руки.) Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

Воспитатель дошкольного образования: Так вот, ребята, животные Северного полюса не замерзают в воде потому, что слой жира, которым покрыто тело животных, не пропускает воду. Это и спасает их от замерзания.

Снеговик: А кого же ещё можно встретить на Северном полюсе?

18 слайд

Воспитатель дошкольного образования: Это песец – полярная лисица. У песца красивый густой, длинный мех снежно-белого цвета, который делает его незаметным на фоне снега. Песец питается мелкими грызунами, птицами, выброшенной на берег рыбой.

Угадайте следующего жителя Севера.

19 слайд

Воспитатель дошкольного образования: Ребята, кого вы видите на экране? Это северный олень. У северного оленя густая и мягкая шерсть, ему не страшны морозы.

20 слайд

Воспитатель дошкольного образования: Копыта северного оленя широкие и могут раздвигаться, как растопыренные пальцы, края крепкие, острые. Это очень важно! Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает зимой снег, чтобы добраться до вкусного мха.

Снеговик: Я слышал, что толстый густой мех спасает животных Северного полюса в сильный мороз. Правда это или нет?

Воспитатель дошкольного образования: А давайте проверим, с помощью опыта.

 

Опыт № 3 «В какой рукавичке теплее?»

Воспитатель дошкольного образования: Ребята, наденьте на одну руку меховую варежку, на другую тканевую. Вытяните руки вперёд, а я подую на них холодным ветерком.

Воспитатель с помощью холодного воздуха фена создаёт эффект северного ветра – дует детям на руки.

Воспитатель дошкольного образования: В какой рукавичке теплее? Почему? (Теплее в меховой рукавичке, потому что мех не пропускает холодный воздух.)

Воспитатель дошкольного образования: Благодаря толстой и тёплой меховой шубе животным Севера не страшны морозы.

Я предлагаю закрепить наши знания и поиграть в игру. Нужно выбрать из картинок животных, только обитателей Северного Полюса.
Воспитатель дошкольного образования: Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы много увидели и узнали. А тебе, Снеговик, понравилось царство снега и льда? Ты согласен остаться на Северном полюсе?

Снеговик. Да. Мне очень понравилось, и я с удовольствием здесь останусь. Надеюсь, что найду себе новых друзей. (Уходит)

Воспитатель дошкольного образования: До свидания, Снеговик. До новых встреч. А нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места на ледоколе.

Воспитатель дошкольного образования: Ребята, где мы побывали? Что вы видели? Что узнали нового? Что бы вам хотелось рассказать дома о нашем путешествии? (Ответы детей.) А как вы думаете, нужно ли охранять животных Северного полюса? А почему? (Ответы детей).

Наш ледокол причалил к берегу. Ребята, а теперь возьмите картинку белого медвежонка и, кому из вас было интересно путешествовать по Северному полюсу, кто узнал что-то новое, посадите на весёлую льдинку, а те, кому было неинтересно и кто не узнал ничего нового, то посадите медвежонка на грустную льдинку.

Спасибо! До свидания!

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий