«Турнир знатоков «Мир растений» может быть использован педагогами дополнительного образования, учителями для работы с учащимися начальной школы. Разработка поможет в проведении мероприятия, целью которого является формирование нравственного аспекта защиты экологии на основе воспитания бережного отношения к родной природе.
Ольга МИШАКОВА,
педагог дополнительного образования
ГУО «Кормянский районный центр творчества детей и молодежи»,
Гомельская область
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о растительном мире.
Задачи:
– актуализировать знания учащихся по изученному разделу;
– ознакомить с интересными сведениями о лекарственных растениях;
– развивать интерес к жизни растений;
– воспитывать доброе отношение к природе и показать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле;
– способствовать воспитанию экологически правильного поведения в природе;
– расширять информационное поле, умение пользоваться различными источниками информации, применять полученную информацию в жизни, учить честной борьбе, умению работать в команде.
Продолжительность: 45 минут.
Учащиеся объединения по интересам: 8–10 лет.
Формы работы: групповая.
Методы обучения: наглядный, интеллектуальная игра, самостоятельная работа, диалог, беседа, рефлексия.
Тип занятия: комбинированный.
Ресурсное обеспечение: раздаточный материал: кроссворд «Узнай растение по картинки» инструкция «Посадка фиалки», мультимедийное оборудование, презентация «Мир растений», ручка, лист бумаги, субстратный компонент «Фиалка», горшок, перчатки, черенок фиалки, керамзит.
Приложения: Приложения 1-3
Ход занятия
I Организационный момент
Педагог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на турнире знатоков «Мир растений». Что такое «турнир»?
Учащиеся: Игры, состязания.
Педагог: Совершенно верно. Это игры, состязания, в которых принимают участие все заявившие о себе рыцари. Сегодня мы не будем устраивать кровопролития. Наоборот, тема нашего турнира самая что ни на есть мирная – растения. В турнире победят самые быстрые, сообразительные, умные и дружные. Чтобы турнир наш был честным и справедливым, мы пригласили уважаемое жюри.
Турнир наш будет не только увлекательным, но и соревновательным. Поэтому вам необходимо разделиться на две (три) команды, придумать название и девиз совей команде, выбрать капитана».
Педагог представляет команды, проходит их презентация. Называются члены жюри. Они будут выставлять количество набранных командами баллов за каждое задание. Итоги заносятся в таблицу, размещенную на доске.
II Мотивационный момент
Педагог: Посмотрите на экран. На экране изображены слова, которые необходимо выстроить в логическую цепочку.
Слова: начинается, С, успех! Удачи, малой
Педагог: Что у вас получилось?
Учащиеся: С малой удачи начинается успех!
Педагог: Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся) Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
III Актуализация материала
Разминка
Педагог: Итак, начнем с разминки. На слайде будут появляться вопросы, связанные с растениями, и вам необходимо будет ответить на них как можно быстрее. Кто ответит первым, тот и получает 1 балл.
Вопросы:
1. Какие растения могут жить без воды? (Таких растений нет)
2. Растения, от которых плачут люди? (Лук, хрен)
3. Как называется сок медоносных растений? (Нектар)
4. Как называется раздел ботаники, который изучает водоросли? (Альгология)
5. Из каких растений образуется верховой торф? (Сфагновый мох)
6. Некоторые экземпляры этого древесного растения достигают более 110 м. Это … (Секвойя)
7. Как называются растения, которые имеют особенные ткани для запаса воды и растут в засушливых местах? (Суккуленты)
8. Эпифиты – это … (растения, которые живут на других растениях, либо прикреплены к ним, при этом не получают от них питательных веществ)
9. Какая ягода самая большая? (Арбуз).
10. Лекарственное дерево, жгучий сорняк. (Крапива).
Педагог: Молодцы, справились с заданием. Переходим к первому туру «Волшебный мир растений».
Первый тур. «Волшебный мир растений»
Педагог: Мир растений прекрасен и разнообразен. Одни растения отличаются огромными размерами, другие видны только при сильном увеличении. Одни имеют сложнейшее строение, другие просты и состоят всего из одной клетки. Одни живут на суше, другие обитают в воде. Много тайн и приключений таит мир растений на нашей планете. Кто бывал в лесу, на даче, в деревне, то мог увидеть много удивительных и красивых растений, без которых наша Земля не была бы такой прекрасной. И сейчас мы с вами приоткроем дверь в «Волшебный мир растений» (Приложение 1).
Педагог: Предлагаю вам викторину о растениях с различным уровнем сложности! Здесь есть и школьные вопросы, а также вопросы на эрудицию. Если вы интересуетесь ботаникой, то вам не составит труда ответить на большинство вопросов этой викторины. Внимание на экран.
Учащиеся выполняют задания по QR-коду.
Первое задание «В мире растений».
Педагог: Вам необходимо ответить на восемь вопросов. Та команда, которая наберет максимальное количество правильных ответов, получает 5 баллов, вторая – 2 балла.
Второе задание «Лекарственные растения»
Педагог: У вас будет одиннадцать растений, которые вам необходимо разделить на лекарственные и ядовитые. Та команда, которая наберет максимальное количество правильных ответов, получает 5 баллов, вторая – 2 балла.
Третье задание «Природные сообщества»
Педагог: Вам дан пазл, каждая деталь – название растения, которое встречается на лугу, болоте и в лесу. Вам необходимо определить, где встречаются эти растения. В результате у вас получится картинка «Природные сообщества». Та команда, которая справится быстрее, получает 5 баллов, вторая – 2 балла.
Четвертое задание «Цветы из сказок»
Педагог: Герои сказок – феи и драконы, принцы и принцессы, храбрые рыцари и фантастические монстры. Но есть истории, важная роль в которых принадлежит цветам. И хоть у них нет клыков, зубов, волшебных палочек, сказки из-за этого не становятся менее захватывающими. В каких же историях цветам принадлежит важная роль? Давайте узнаем, ответив на вопросы.
Та команда, которая наберет максимальное количество правильных ответов, получает 5 баллов, вторая – 2 балла.
Педагог: Молодцы. Справились с этим туром. Переход на следующий тур «Красная книга Республики Беларусь».
Второй тур. «Красная книга Республики Беларусь»
Педагог: Белорусская флора достаточно красива и разнообразна. В лесах встречаются такие деревья, как сосна, ольха серая, береза и дуб. Также на лесных просторах растут клены, липы, ясени и осины. На лугах встречаются: чистоуст величавый, щитолистник обыкновенный, клевер горный, лапчатка серебристая, тимофеевка степная, овсяница полесская. Основными болотными растениями являются: ива, ольха черная, березы пушистые, а также багульник, клюква, мирт болотный, гипновые мхи. Также флора богата лекарственными растениями.
Педагог: У вас на столе лежит Красная книга Республики Беларусь. С помощью книги вам необходимо будет найти ответы на шесть вопросов. Вопросы задаются по очереди. За каждый правильный ответ – по 2 балла. Внимание на экран.
Вопросы:
1. Какого цвета цветки лесного тюльпана? (Желтые)
2. Баранец обыкновенный (плаун) – это вечнозеленое многолетнее травянистое растение, часто применяемое в медицине. Правда ли, что оно ядовито? (Да)
3. Какой цветок из семейства Орхидные носит название женской обуви? (Венерин башмачок)
4. Кувшинка белая – самый крупный цветок нашей флоры. Над водой или под водой созревают его семена? (Под водой)
5. Как еще называют медвежий лук, и какой у него запах? (черемша, запах чеснока)
6. Очень редкое в Беларуси растение плющ обыкновенный. Его часто выращивают как комнатное растение. Может ли он в условиях нашего климата цвести? (Нет, ему не хватает тепла и влаги)
Педагог: Справились, молодцы.
Физкультминутка «Цветы»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)
Педагог: Переходим к следующему туру «Угадай растение по картинке».
Третий тур. Кроссворд «Узнай растение по картинке»
Педагог: У каждого растения есть свое очертание, форма, строение. У вас на столах лежит кроссворд «Узнай растение по картинки». Вам необходимо как можно быстрее заполнить все клеточки (Приложение 2). Та команда, которая справится с заданием быстрее, получает 5 баллов, вторая – 3 балла. Начинаем.
Учащиеся разгадывают кроссворд.
Педагог: Молодцы. Переходим к следующему туру «Посадка комнатного растения».
Четвертый тур. «Посадка комнатного растения»
Педагог: Сейчас я вам предлагаю посадить комнатное растение узамбарскую фиалку. Фиалка или, правильнее сказать, сенполия давно пользуется популярностью в комнатном цветоводстве. Этот прекрасный цветок родом из Восточной Африки и в естественных условиях произрастает в горном массиве Танзании и Кении. Своё название он получил от фамилии германского военного Сен-Поля, который в 1892 году собрал семена фиалки в её родном регионе и выслал в Германию. Там из семенного материала вырастили красивые комнатные растения и дали им название «Сенполия фиалкоцветная», а в народе чаще зовут просто фиалками.
Педагог: Итак, вам нужно взять все необходимое на столе и приготовить рабочее место. Для того чтобы все выполнить правильно, необходимо взять инструкцию «Посадка фиалки», которая лежит у вас на столе (Приложение 3).
Педагог: Приступаем к работе.
Посадка фиалки в горшочки.
IV Подведение итогов
Педагог: Вот и подошло к концу наше с вами занятие. Сейчас мы с вами подведем итоги и узнаем победителей.
Подведение итогов.
V Рефлексия
Педагог: Итоги подведены. Сейчас я вас попрошу ответить на несколько вопросов:
Что нового для себя вы сегодня узнали сегодня на занятии?
Назовите, что относится к живой природе.
Назовите, что относится к неживой природе.
Педагог: Всем спасибо. До свидания!
Звенит звонок.
Литература и информационные ресурсы
- Волшебный мир растений [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://learningapps.org/24371936. – Дата доступа: 29.10.2022.
- Как правильно сажать фиалки [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://stroy-podskazka.ru/fialki/kak-sazhat/. – Дата доступа: 29.10.2022.