Исследовательский проект «Рождение глиняной игрушки»

- 9:47Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Проекты

В ходе исследовательской работы автор выясняет,  можно ли используя свойства и качества местной красной глины, изготовить подарки и сувениры своим родным и близким людям.

 

Автор работы:
Адриана ДОЛБИК, 5-й класс
Руководитель работы:
Лилия ВОЛК-КАРАЧЕВСКАЯ,
учитель начальных классов
ГУО “Трокельская базовая школа” Вороновского района,
Гродненская область

 

 

 

 

Введение

На каникулах я много времени провела у бабушки с дедушкой. Я им помогала по хозяйству. Однажды дедушка сказал, что в печи появились трещины и надо сходить за глиной, чтобы их замазать. Я попросила сходить вместе с ним.

О том, что люди используют глину, свидетельствует яма, в которой они её добывают.

Дедушка мне рассказал, что глина отличается по своему составу и не везде можно найти хорошее сырье. «А вот эта глина хорошая», – сказал он и рассказал интересную историю.

Оказывается, в этом месте в ХVI веке существовал небольшой цех по изготовлению красного кирпича, а карьер служил местом добычи сырья. В настоящее время на месте цеха поле, во время вспашки которого механизаторы находят остатки кирпича до сих пор. Этот продукт использовался во время строительства жилья в нашей местности.

ЧАСТЬ УСАДЬБЫ ИЗ ГЛИНЫ В АГ.ТРОКЕЛИ

Прошло много столетий, а информацию о местонахождении хорошей глины передают из поколения в поколение. Сейчас глину люди используют в хозяйстве: печь замазать, дымоход. Но правда ли, что эта глина самая лучшая в окрестностях нашего агрогородка? Я решила это проверить и обратилась за помощью к классному руководителю, чтобы потом, используя качественную глину, попробовать себя в роли гончара.

Актуальность моей работы заключается в том, что в настоящее время растет интерес к рукотворным, экологически чистым предметам. Сейчас из глины делают декоративные игрушки, бижутерию и украшения. Владея секретами рукоделия, можно создавать совершенно потрясающие вещи: поделки для украшения дома, яркие чашки и чайнички, необычные статуэтки, народные украшения.

Гипотеза: возможно, используя свойства и качества местной красной глины, можно изготовить подарки и сувениры своим родным и близким людям.

Цели исследования:

1. Научиться отличать качественную глину, пригодную для лепки.
2. Создать собственные глиняные изделия и декорировать их.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения игрушки из глины.
2. Определить состав местной глины и проверить на эластичность.
3. Раскрыть этапы работы с глиной.
4. Освоить основные приемы изготовления глиняной игрушки.

Объект исследования: технология лепки из глины.

Предмет исследования: изделия из глины

Методы исследования:

– изучение и анализ информации из печатных и интернет источников;
– исследование глины из нашего агрогородка;
– освоение приёмов лепки из глины;
– обобщение материалов;
– представление итогов исследования.

 

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 История возникновения игрушки из глины

Своё исследование я начала со знакомства с предметами из глины, начала искать в доме глиняные вещи. Это был кувшин, который мы купили, когда были в Несвиже, кружка. Много изделий из глины я увидела в школьном музее, решила подробнее узнать о возникновении этих изделий и обратилась за помощью к классному руководителю.

Керамические изделия – самые распространенные находки археологов. В отличие от дерева, глина не гниет и не горит, не окисляется подобно металлу. Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Находили глиняную игрушку и в более поздних раскопках X–XVII вв. Это были свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Игрушки-свистульки – это всего лишь деталь игрушки, поэтому форма ее предельно проста и обобщена. Однако свистульки как самостоятельные изделия были известны еще в глубокой древности. Начиная с языческих времен, их использовали как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву. В последнее время они стали использоваться в народных ансамблях как своеобразные музыкальные инструменты [1, с. 8].

Народные мастера лепят свистульки в виде коней, всадников, оленей, собачек, птиц и фантастических животных.

Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью [2, с. 78].

Значит, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь для своих детей. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи.

2.1 Технология изготовления игрушки предками

В XVIII–XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий [3, с.–56].

Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины.

Работа состояла из нескольких этапов. Сначала добывали глину, добавляли в неё воду, отсеивали вручную все камни и месили ногами, пока глина не становилась пластичной. Далее пластичная глина поступала к другим членам семьи – гончарам. На ручном гончарном круге мастер придавал глине форму, а помощник мастера руками вращал гончарный круг. Потом изделия из глины сушили на солнце. Затем обжигали в печи. Стадии обжига осуществлялись последовательно. В одну печь укладывали горшки, в другой печи шёл обжиг, в третьей изделия остывали. Остывшие изделия раскрашивали [3, с. 79].

Впоследствии глиняная посуда стала усовершенствоваться, появилась керамика, фарфор, полуфарфор. «Керамика» переводится с греческого языка как «глина». В широком понимании керамика – это любые изделия, изготовленные из глины, обожженные в печи или высушенные на солнце. Раньше изделия из глины делали всей семьёй.

Современное гончарство, как и древнее, включает в себя те же этапы.

Значит, игрушка из глины уходит корнями в далёкое прошлое, технология её создания передавалась из поколения в поколение и была распространённой в Беларуси.

 

Глава 2. Практическая часть

2.1 Анкетирование. Лепка из глины

Для того чтобы выяснить, актуальна ли эта тема в настоящее время, я решила провести опрос среди учащихся 2–6-х классов. Опрос проводился посредством анкетирования. В опросе приняли участие 16 учащихся нашей школы.

Анкетирование. Лепка из глины

 

№ п\п

Вопросы

Ответы ребят

1

Знаете ли вы, что такое лепка из глины?

Да – 96%

Нет – 4%

2

Знаете ли вы, где можно взять глину?

Добывают из земли – 34%

Купить в магазине – 66%

3

Какие способы изготовления изделий из глины существуют?

Знаю – 53%

Не знаю – 47%

4

Знаете ли вы, какие предметы можно сделать, используя эту технологию?

Да – 70%

Нет – 30%

5

Хотели бы вы поближе познакомиться с этой технологией?

Да – 92%

Нет – 8%

 

Вывод: В данном случае мы видим, что уровень информированности моих ровесников о технике и способах работы с глиной высокий, дети знают, что из глины можно делать замечательные вещи. При этом нельзя не отметить, что эта тема детей заинтересовала еще больше, и многие хотели бы побольше об этом узнать. Обращает на себя внимание и тот факт, что большинство детей нашего класса хотели бы попробовать сделать что-либо из глины своими руками. Я решила, что в конце работы поделюсь своими знаниями и опытом с одноклассниками.

2.2 Свойства местной глины

Я решила исследовать глину, взятую в окрестностях агрогородка Трокели, поскольку знаю, что некачественная глина, содержащая много песка, не годится для лепки. Мы с мамой накопали глины на бывшей «Цагельне». Теперь будем проводить опыты, чтобы получить информацию для дальнейшей работы.

Я проделала опыт, чтобы узнать состав местной глины.

1) Поместила кусок глины в прозрачный контейнер.

2) Залила водой и хорошо перемешала.

3) Оставила на сутки.

Результаты опыта: уже на следующий день вода стала прозрачной, на поверхности плавали соломинки и корешки растений, на самом дне можно было увидеть тонкий слой песка, а всё остальное – глина.

После проверила глину на эластичность. Провела опыт. Скатала из выкопанной глины ком. Глина очень липнет к рукам, поэтому руки смазывала водой. Скатала жгут и изогнула его, глина не потрескалась на месте сгиба и после высыхания.

Вывод: эта глина эластичная, хорошего качества, пригодная для лепки. Такую глину называют «жирной глиной».

2.3 Этапы работы с глиной

Глиняные игрушки приобщают к истории наших предков, дают возможность узнать их обычаи, поражают искусством выполнения. Может показаться, что сделать такую игрушку современный человек уже вряд ли сможет.

Занимаясь керамикой, я узнала несколько правил работы с глиной.

Работу надо начинать с подготовки глины.

Необходимо перебрать ее, чтобы удалить попадающиеся там камни. Отмучивать глину нужно в высокой посудине. Одну часть глины надо залить тремя частями воды и оставьте на ночь. Утром глину необходимо тщательно размешать до получения однородного раствора. Затем надо дать раствору продолжительное время отстояться [6, с.12].

Как только сверху вода высветлится, осторожно сольём ее с помощью проколов, чтобы не допустить помутнения воды. Как только вода стечёт с поверхности глины, необходимо глину, не затрагивая песка, переложить на лист гипсокартона и сверху накрыть плёнкой. Гипсокартон уберёт лишнюю влагу, а плёнка не даст образовываться корке.

После того как глина приобретет консистенцию густого теста и перестанет прилипать к рукам, ее раскладывают в полиэтиленовые пакеты и хранят до начала лепных работ.

Работать следует двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны изделия, поможет более органично связать все в единое целое.

В помощь рукам для лепки нужно использовать специальные инструменты – стеки. Основное их назначение – проработка мелких деталей, удаление лишней глины, присоединение мелких деталей к крупным, сглаживание отдельных частей изделия.

Работу в процессе лепки нужно периодически осматривать со всех сторон, чтобы добиться правильных пропорций и соотношений его частей.

Работать над изделием начинают с основной, более крупной части. Например, при лепке животного сначала лепят туловище и голову, затем сравнивая по величине другие детали, соединяют их и самые мелкие лепят в последнюю очередь.

Если работа не закончена сразу, то изделие необходимо сохранить, накрыв влажной тряпкой и полиэтиленом. При этом глина останется сырой, не испортится поверхность и работу над изделием можно будет продолжить в последующие дни.

Сушка изделия – сложный и длительный процесс (при быстрой сушке изделие может потрескаться):

1-й этап – сушка при комнатной температуре до 10 дней (последние 2–3 дня – на батарее или обогревателе). Изделие нужно укрыть полиэтиленом с незначительным доступом воздуха, чтоб не скапливался конденсат и процесс сушки был равномерным для тонких и более плотных частей работы. После того, как оно станет твердым, снять полиэтилен, но избегать в дальнейшей сушке сквозняков в помещении. В противном случае глина, высыхая неравномерно и резко, может деформироваться и разорваться в местах соединения [6, с. 29].

Таким образом, только соблюдая все этапы работы с глиной, можно достичь желаемого результата.

2.4 Основные приемы изготовления глиняной игрушки

Из цельного куска глины

Можно создавать фигурку из цельного куска глины, вытягивая и формируя её как требуется. С помощью несложных приемов вдавливания, прищипывания и оттягивания создаются традиционные фигурки из глины, например, народные игрушки-свистульки [7, с. 27].

С помощью стеков

Можно вырезать фигуру из глины с помощью специальных приспособлений. Тогда кусок глины должен быть достаточно плотным и слегка затвердевшим, чтобы не разваливался у вас в руках.

С помощью гипсовой формы

Можно создавать изделие с помощью гипсовой формы, в которую вливается глина, растворенная в воде до состояния однородной массы.

По форме

Если вы хотите создать поделку из глины по форме (например, сделать вазу со слепка, имеющегося у вас сосуда), используйте полиэтиленовую плёнку. Ею нужно обернуть сосуд, прежде чем налепить вокруг него глиняную основу. После высыхания глины пленка легко отдирается, а у вас остаётся готовая форма.

Рельефная лепка

Существует также рельефная лепка, когда на раскатанную пластом глину налепливаются детали любой сложности.

Значит, прежде чем приступить к лепке, необходимо подумать, какой приём лепки подходит для создания данного изделия.

2.5 Изготовление глиняных изделий

Сначала я освоила рельефную лепку. Раскатала пласт прямоугольной формы. Изогнула его пополам, но не до конца. Получилось туловище собачки. Потом отдельно лепила мордочку, нос, хвост и всё соединяла при помощи жидкой глины.

А вазу я делала, используя форму. Обмотала вазу плёнкой и тоненькими жгутиками из глины обмотала её по контуру. Когда глина высохла, удалила плёнку. Получилась ваза.

Птичку-свисток я делала из цельного куска глины. Указательный палец, а можно деревянную палочку, обкладывала глиной и формировала кувшинчик с толстым дном (7.1). Затем надо снять с пальца и, сжимая глину, убрать отверстие. Далее протыкаю отверстие в хвостике специальной палочкой, пичужкой. Сверху, у основания хвоста, тоже делаем отверстие. Эти отверстия должны совпадать, иначе свистулька не будет свистеть. Можно отверстия сделать и по бокам, тогда свистеть игрушка будет с переливами.

После этого игрушку нужно разгладить влажной тряпкой, подправить отдельные детали и отправить сушить. Таким образом, изготовить глиняную игрушку может даже ребёнок, если его ознакомить с технологией.

2.6 Обжиг и декорирование глиняных игрушек

Обжигать глиняную игрушка надо с помощью взрослых, чтобы избежать ожогов. Игрушку помещают в духовку при температуре 220 градусов и выдерживают в течение 1,5–2 часов. После остывания можно приступать к декорированию.

Игрушки после обжига грунтуют. Грунтовка состоит из мела, разведенного молоком (вместо мела можно использовать зубной порошок).

Мел размешивают на молоке до густоты сметаны. Грунтовать игрушки можно погружением в раствор, но чаще всего их белят мягкой широкой кистью. После высыхания грунта игрушки расписывают красителями для шерсти. Раньше красители разводили на перекисшем квасе, а теперь на уксусе. Разведенный краситель растирают на цельном курином яйце [8, с. 47].

Я раскрашивала свои игрушки гуашевыми красками, смешанными с клеем ПВА. Но в таком случае не видна текстура глины. Второй способ – это молочение. Опускаем изделие в молоко и сразу отправляем в духовку. Выдерживаем там минут 20 и получаем натуральные оттенки от бежевых, зеленоватых, до тёмно-коричневый и почти черных. Цвет зависит от жирности молока [8, с. 54].

Значит, декорировать изделия из глины можно по-разному, всё зависит от того, какой результат мы хотим получить.

2.7 Мастер-класс по изготовлению глиняной игрушки

Чтобы подтвердить, что процесс лепки очень интересный, он может увлечь всех, я решила провести мастер-класс для учащихся 2–6-х классов нашей школы.

Все ребята любят лепить. Этот процесс занимает детей, они любят разминать в руках этот мягкий и податливый материал. С помощью глины можно создать множество интересных поделок. Вначале я рассказала немного о глине, как из нее можно лепить, показала разную глину, на разных стадиях подготовки к лепке. А потом рассказала еще немного про глиняную игрушку. Я объяснила, что каждая хорошо сделанная игрушка может прожить до 50 лет. Ребята заинтересовались. Я решила показать, как лепить птичку-свистульку. У кого-то получалось, у некоторых не совсем. Все ребята очень старались. Дети были очень счастливы увидеть такой замечательный результат своих трудов.

 

Заключение

Глиняные игрушки существуют с древнейших времен. Они несут в себе частичку истории. Глядя на них можно узнать, чем люди жили, во что верили.

В процессе исследования я подробно познакомилась с историей глиняной игрушки. Она тесно связана с историей нашего народа, культурой и теми ценностями, что передавались из поколения в поколение. Сотни лет назад созданное нашими предками искусство бессмертно и сейчас. Глиняная игрушка не забыта. Эти яркие фигурки могут украсить каждый дом, принести уют. А кому не нравится слушать соловьиные трели из глиняных свистулек?!

Интересно не только посмотреть, но и сделать такую игрушку своими руками. Этот процесс может увлечь и взрослых, и детей. Сделать глиняную игрушку нелегко. В ходе исследования я научилась отличать качественную глину от глины с большим содержанием песка. Узнала о секретах работы с глиной и о том, как сделать глиняную игрушку своими руками.

Таким образом, в результате проведенной мной работы были достигнуты цели исследования. Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую мной гипотезу, что из местной глины можно изготовить игрушки, сувениры.

В наше время делают не только сувениры и игрушки, но и садовые конструкции, которые пользуются популярностью у ценителей ручной, экологически чистой продукции.

При работе с глиной испытываю разные чувства: удовлетворение – если поделка получилась; уверенность в своих силах – было трудно, но я справилась. Конечно, главное для меня – это результат, что игрушка получилась яркой, нарядной, красивой, экологически чистой.

Эти замечательные игрушки я подарю своим близким. Я думаю, что яркие, выразительные игрушки вызовут у них улыбку, радость, у всех поднимется настроение.

 

Литература:

  1. Давыдова, Л. Первые уроки лепки / Л.Давыдова // Семья и школа. – 2011 № 4. – 42 с.
  2. Гомонова, А.А. Основы лепки из глины и декоративная роспись глиняных изделий / А.А.Гомонова, Н.В.Шилькова. – Витебск, 1994. –78 с.
  3. Милюченков, С.А. Белорусское народное гончарство / С.А.Милюченков. – Минск : Наука и техника, 1984. –132 с.
  4. Пратасеня, М. А. Верцiцца ганчарнае кола / М.А.Пратасеня // Пазашкольнае выхавание. – 2005. –№ 3 – С. 58.
  5. Сахута, Я.М. Беларуская народная кераміка / Я.М.Сахута – Мінск : Полымя, 1987. – 92 с.
  6. 6.Сахута, Я.М. Народныя мастацкія рамёствы Беларусі / Я.М.Сахута. – Мінск : Беларусь, 2001. – 107 с.
  7. Силиванов, В.И. Основа общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие / В.И.Силиванов; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 2000. – 167 с.
  8. Костерин, Н.П. Учебное рисование / Н.П.Костерин. – М. : Просвещение, 1984. – 46 с.
  9. https://lihtaryk.com.ua/kak-lepit-iz-glinyi/?lang=ru – Дата доступа: 12.02.2022.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий