Тренинг по профориентации для старшеклассников направлен на совершенствование профессиональных навыков, развитие навыков саморегуляции и самоанализа.
Ольга ТУРУТО,
педагог-психолог
ГУО “Средняя школа № 5 г. Сморгони”,
Гродненская область
Категория: учащиеся 8–9-х классов
Количество участников: 6–12 человек.
Материально-техническое обеспечение: стулья по количеству участников, листы бумаги, ручки, цветные карандаши (фломастеры, краски), набор цветных карточек по количеству участников.
Время: 45 минут.
Ход тренинга
Упражнение «Профассоциации»
Педагог-психолог: Ребята, напишите, пожалуйста, свои ассоциации со следующими словами:
– работа – …;
– профессия – …;
– специальность – …;
– должность – …
После завершения написанного, идет обсуждение ассоциаций каждого участника тренинга.
Упражнение «Цепочка профессий»
Педагог-психолог: Давайте с вами поиграем в игру, в которую, на мой взгляд, мы все играли с детства, – «Города». Только теперь надо назвать по последней букве не город, а профессию.
Можно предложить ребятам комментировать названные профессии по какому-нибудь признаку или взаимосвязи.
Упражнение «Образ профессии»
Педагог-психолог: У большинства школьников уже имеется свой образ будущей профессии. Предлагаю вам на листах бумаги оценить в процентном соотношении, какие факторы оказали влияние на формирования этого образа. Например: заработная плата, власть, престиж, профессии значимых для вас людей, фильмы, литература, художественные произведения и т.п.
Упражнение «Цвет моей профессии»
Педагог-психолог: Ребята, перед вами лежит набор цветных карточек. Выберите, пожалуйста, карточку по цвету, с которым ассоциируется ваша будущая профессия.
Когда все участники выбрали себе по карточке, идет обсуждение выбранного ими цвета профессии.
Упражнение «Смысл жизни»
Педагог-психолог: Время летит очень быстро. Все мы задумываемся, для чего мы живем. Предлагаю вам нарисовать свой смысл жизни.
Педагог-психолог, по желанию учащихся, может включить спокойную музыку (например, звуки природы и т.п.)
Рефлексия
Какие чувства вы испытываете в этот момент?
Тренинг был для вас полезным/неполезным? Аргументируйте, пожалуйста, свой ответ.
Педагог-психолог: Спасибо всем за работу. Желаю вам осознанного выбора профессии.