Татьяна ТУРОВЕЦ,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область
Каждый учитель перед подготовкой к уроку, воспитательному мероприятию или при разработке отдельных фрагментов урока задавался вопросом о том, с чего начать.
Я предлагаю рассмотреть универсальную модель по разработке и применению авторских продуктов в образовательном процессе. Универсальность модели заключается в том, что применять эти пункты можно в зависимости от запроса каждого учителя.
Под ведущей идеей стоит понимать основную идею разработки и дальнейшей реализации авторского продукта. Например, готовясь к уроку математики по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» и проанализировав задания, предложенные в учебнике, учителю их недостаточно ввиду особенности класса и успеваемости ребят. Тогда целесообразно разработать тренажер по теме для отработки вычислительного навыка, например по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Стоит отметить, что ведущей идеей может быть и разработка математического диктанта для первичной проверки понимания на уроке изучения и первичного закрепления материала. Рассмотрим математический диктант по теме «Окружность и круг» в 7-м классе на уроках геометрии.
Окружность и круг
Вариант 1
1) Как называется множество точек, равноудаленных от центра?
2) Как называется отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности?
3) Как называется хорда, проходящая через центр окружности?
4) Как называется часть окружности, ограниченная двумя точками?
5) Что называется полуокружностью?
6) Какие окружности называются концентрическими?
7) Изобразите две окружности, которые пересекаются.
8) Начертите окружность и обозначьте ее радиус.
9) Начертите окружность и обозначьте ее сектор.
Вариант 2
1) Как называется часть плоскости, ограниченная окружностью?
2) Как называется отрезок, соединяющий две точки окружности?
3) Верно ли, что величина диаметра равна величине радиуса, увеличенного вдвое?
4) Как называется часть круга, заключенная между двумя радиусами?
5) Что такое полукруг?
6) Какая фигура называется кольцом?
7) Изобразите окружности, которые касаются.
8) Начертите окружность и обозначьте ее диаметр.
9) Начертите окружность и обозначьте ее сегмент.
Раздел структура в модели можно рассмотреть, опираясь на вышеприведенные примеры. Математический тренажер и математический диктант представлены в двух равнозначных вариантах, по 20 и 10 заданий в каждом соответственно. Каждый учитель выбирает структуру авторского продукта в соответствии с такими критериями, как удобство оценивания проделанной работы учащимися, время, выделяемое на выполнение тренажера на уроке и варианты его использования, как письменной работы или как элемента устного счета.
Форма подачи материала подразумевает тот внешний вид авторского продукта, в котором учитель хочет представить свой продукт учащимся. Различные авторские продукты могут быть представлены в виде схем, таблиц, кластеров и т.д. в зависимости от цели использования и вариативности приемов работы с авторским продуктом. Так, математические тренажеры целесообразно представлять в виде таблиц, что облегчает восприятие учащимися предложенного материала. На уроках математики в 5-м классе при изучении темы «Действия с натуральными числами» или темы «Числовые выражения» задания тренажера целесообразно представить в виде схемы.
Пример математического тренажера по теме «Окружность и круг»
Составьте выражение и найдите его значение:
Алгоритм применения напрямую связан с эффективными приемами, которые в свою очередь учитель подбирает под конкретную целевую аудиторию. Стоит отметить, что универсальность модели позволяет педагогу конструировать свою деятельность, начиная с любого элемента модели, при этом, применяя все элементы модели, можно получить качественный авторский продукт, который будет являться инструментом для повышения качества знаний учащихся. Представленные тренажеры и математические диктанты, разработанные с помощью данной модели, позволяют учащимся отрабатывать вычислительные навыки и тем самым повышать качество знаний.