Мероприятие направлено на вовлечение учащихся в изучение истории своей страны через игровые и занимательные приёмы. Заочное путешествие познакомит учащихся с шестью историческими местами Беларуси: Брестской крепостью, Старым замком, Софийским собором, Несвижским замком, Могилёвской ратушей, дворцом Румянцевых и Паскевичей.
Алёна ЛАПТЮХОВА,
учитель немецкого языка
ГУО «Стародворецкая базовая школа»
Берестовицкого района,
Гродненская область
Цель: предполагается, что учащиеся будут знать шесть исторических мест Беларуси (Брестская крепость, Старый замок, Софийский собор, Несвижский замок, Могилёвская ратуша, дворец Румянцевых и Паскевичей).
Задачи:
– вовлечь учащихся в изучение истории своей страны через игровые и занимательные приёмы;
– учить работать с различными источниками информации;
– воспитывать гражданственность и патриотизм.
Материалы и оборудование:
— иллюстративный и текстовый материал по теме занятия,
— карта «заочного путешествия»
(https://docs.google.com/presentation/d/1ZBsmaI7EKDo8e74re17P2e2wShx8VQXD/edit?usp=sharing&ouid=100896774211111720470&rtpof=true&sd=true),
— средства мультимедиа, доступ к сети интернет.
Ход занятия
1 Организационный этап
«Путешествия учат больше, чем, что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома», – Анатоль Франс.
Учитель предлагает учащимся поразмышлять над афоризмом о путешествии.
2 Актуализация знаний
Сегодня мы отправляемся в «путешествие» по историческим местам Беларуси. А как вы думаете, ребята, без чего не может обойтись ни одно путешествие? (Ответы учащихся)
Любой заядлый путешественник скажет вам, что нужно определиться с тем, что ты знаешь о том месте, куда собрался, чтобы никакие преграды не встретились на пути. Посему предлагаю обобщить все имеющиеся у нас знания о Родине.
Учащиеся отмечают достопримечательности на карте Беларуси (Брестская крепость, Старый замок, Софийский собор, Несвижский замок, Могилёвская ратуша, Дворец Румянцевых И Паскевичей)
3 Основной этап
3.1 Знакомство с Брестской крепостью
Просмотр видеоролика. https://youtu.be/zSYJvmXQOek.
Выполнение задания «Звезда»: учащиеся собирают из частей символ Бресткой крепости, знакомясь с фактами о памятнике. (Приложение)
3.2 Знакомство со Старым замком
Просмотр видеосюжета https://www.youtube.com/watch?v=qsGzmLdIqGQ
Выполнение задания
Ответьте да или нет
1. Старый замок посещают и иностранные туристы.
2. Впечатления туристов о замке негативные.
3. Старый замок был реконструирован.
4. В замке шесть залов с экспозициями.
5. Посетители не имеют возможности узнать о жизнедеятельности гродненцев в прошлом.
6. В замке есть смотровая площадка.
7. Планируется открытие королевской конюшни
3.3 Знакомство с Несвижским замком
Просмотр видеосюжета https://youtu.be/sjDAVuM_jGA.
Прочитайте текст и вставьте недостающие цифры.
Несвижский замок – роскошь, история и легенды
Несвижский замок – дворцово-замковый комплекс, расположенный возле маленького белорусского городка Несвиж в ________ км от Минска, не зря называют жемчужиной белорусской архитектуры средних веков. Несвижский замок – одна из самых известных достопримечательностей Беларуси, служившая резиденцией богатейшему роду Великого княжества Литовского – Радзивиллам. О роскоши и богатстве интерьеров, а также несметных сокровищах Радзивиллов ходили легенды. Согласно преданию, в тайниках замка хранилась родовая сокровищница на сотни пудов ценностей. Помимо ценных коллекций оружия, картин, книг и бриллиантов, в сокровищнице хранилась бесценная коллекция ______ апостолов из чистого золота и серебра. Последние именитые владельцы покинули замок в _________ г., когда началось присоединение Западной Беларуси к СССР. В _________ г. Началась реставрация Несвижского замка. Сегодня для посещения открыты дворец, арсенал, южная и восточная галереи, где представлены разнообразные выставки музеев Беларуси (здесь работает более ____ выставочных залов).
_________________________________________________________
12 / 30 / 2000 / 1939 / 120
3.4 Знакомство с Софийским собором
Просмотр видеосюжета https://youtu.be/zowu9ih7oHc.
Выполнение задания «Интервью». Учащиеся должны найти свою пару по соответствию «Вопрос – ответ».
Когда был построен Софийский собор? |
Уже в середине XI века на территории Полоцка был построен Софийский собор |
Какие особенности архитектуры имеет Софийский собор? |
Собор является максимально точной копией святого храма из Византии |
Каким образом привлекает собор ценителей классической музыки? |
Здесь открыт большой концертный зал с органом. В нём ежегодно в середине весны и в конце осени проходят фестивали камерной и органной музыки |
3.5 Знакомство с Могилёвской ратушей
Учитель рассказывает интересные факты из истории ратуши.
Учащиеся смотрят видеосюжет о достопримечательности, дополняют рассказ https://youtu.be/pdPudQemiPM.
Городская ратуша
В 1577 году король Стефан Баторий, давая Могилеву Большое магдебургское право, приказал жителям города построить школу и ратушу. 9 сентября 1679 года горожане приступили к строительству каменной ратуши.
Строительство ратуши велось с перерывами в течение 3 лет и было завершено в ноябре 1681 года. Во время Великой Отечественной войны ратуша была сильно повреждена. 28 декабря 1952 года было принято решение о её восстановлении, однако реставрация ратуши так и не была начата, а в июле 1957 года она была взорвана. Реально к проекту и строительству приступили лишь в 2007 году. В 2008 году в день города произошло её торжественное открытие. Башня могилевской Ратуши, воздвигнутая на высоту 47 метров, имеет смотровую площадку, с которой открывается живописный вид на пойму Днепра. На самом верху башни установлены уникальные механические часы, изготовленные могилевским часовщиком Г.Головчиком. Стрелка на одном из циферблатов проходит круг один раз за 500 лет. В здании ратуши находится музей истории Могилёва.
Просмотрите видео. О какой традиции, связанной с городской ратушей, идёт речь?
28 июня 2014 года на башне Ратуши появился новый «житель» – это механическая фигура городского трубача. Автором идеи и исполнителем механической части этой механической скульптуры стал часовщик Геннадий Головчик. Автором художественной части (лицо и руки) стал могилевский скульптор Андрей Воробьев.1 октября 2014 года, в Международный день музыки, городская Ратуша провела своеобразный праздник – день горниста, на котором прошло открытое голосование по выбору имени для механического трубача. Варианты, принятые на голосовании, в течение нескольких месяцев поступали в адрес музея от общественности не только из Могилева, но и из разных городов Беларуси и даже из зарубежья. В результате голосования большинством голосов было выбрано имя Могислав («тот, кто славит Могилев»), предложенное скульптором Андреем Воробьевым. Сейчас Могислав каждый день выполняет городскую фанфару с балкона Ратуши в полдень.
3.6. Знакомство с дворцом Румянцевых, Паскевичей
Просмотр видео https://youtu.be/HgwLcD0r_NU.
Выполнение задания «Соотнеси картинку и текст»
Дворец Румянцевых и Паскевичей – главная достопримечательность города Гомеля. Необычной особенностью этого дворца является полное отсутствие служебных помещений, поскольку дворец предназначался исключительно для проведения увеселительных мероприятий – приемов и балов. |
|
Гомельские земли были подарены командующему русскими войсками Петру Александровичу Румянцеву в честь очень выгодного для России окончания русско-турецкой войны |
|
Дворец сооружался в стиле классицизма. |
|
Всех, кто входит сегодня на территорию дворцово-паркового ансамбля, встречает памятник графу Николаю Петровичу Румянцеву. |
|
Дворец несколько раз подвергался разрушению и восстанавливался: особенно сильно пострадал во время мятежа (1919) и в годы Великой Отечественной войны |
|
Сегодня эти залы – не только часть экспозиции, но и место проведения балов и концертов, встреч и переговоров с участием первых лиц государств. В Гомельском дворце часто проходят выставки (картин и других предметов искусства, фотографий), интересные образовательные проекты. |
|
В башне, перестроенной по замыслу Ивана Фёдоровича Паскевича, размещена экспозиция «Владельцы Гомельского имения Румянцевы и Паскевичи». В ней представлены подлинные картины, скульптуры, оружие и личные вещи князей. |
4 Подведение итогов
Прием «Чемодан»
– Какие самые интересные факты мы возьмём с вами в чемодан из нашего путешествия по Беларуси.
Приложение