Ангелина КОМЕНОК,
учитель химии
ГУО “Вороновская средняя школа”,
Гродненская область
Цель: изучение реакций ионного обмена.
Задачи:
– дать представление о реакциях ионного обмена как процесса взаимодействия между ионами с образованием нерастворимого, летучего либо малодиссоциированного вещества (слабого электролита-воды);
– формировать умения составлять молекулярные полные и сокращенные ионные уравнения;
– повторить понятия «кислоты», «соли», «основания»;
– обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;
– формировать научное мировоззрение на примере того, что химия – наука, которая нас окружает.
Тип урока: изучение нового материала.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие; рабочая тетрадь; таблица растворимости кислот, оснований и солей; мультиборд, презентация; раздаточный материал: «Книга знаний», подсказки, задания.
Ход урока
1 Организационный момент
2 Целеполагание
Озвучивание темы и цели урока.
3 Актуализация знаний
У учащихся лежит раздаточный материал «Книга знаний» (Приложение «Книга знаний»), где каждая группа начинает заполнять свою главу:
1-я группа: «Электролитическая диссоциация кислот» (1-я глава);
2-я группа: «Электролитическая диссоциация оснований» (2-я глава);
3-я группа: «Электролитическая диссоциация солей» (3-я глава).
Также на протяжении всего урока учащиеся могут пользоваться подсказками (Приложения «Подсказка № 1» и «Подсказка № 2»).
Поскольку учащиеся разделены на группы, то и работа на этом этапе является коллективной, а не индивидуальной, т.е. ребята могут обсудить вопросы из заданий.
После заполнения нужных глав каждая группа читает свои ответы.
4 Изучение нового материала
Реакция ионная – реакция, протекающая в водных растворах с участием ионов электролитов.
Условия для протекания реакции ионного обмена:
– Образование осадка – нерастворимые вещества (таблица растворимости «Н» или «М»);
– Образование малодиссоциируемого вещества = слабый электролит H2O;
– Выделение газа (газов).
– Давайте вспомним, что такое реакция нейтрализации?
Реакция нейтрализации – реакция между кислотой и основанием. В конце реакции образуются соль и вода.
H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + H2O (Запись уравнения в молекулярной форме)
Три из четырех участников реакции являются сильными электролитами. Вода – слабый электролит, который не будет диссоциировать на ионы.
2H+ + SO42- + 2Na+ + 2OH— = 2Na + SO2-4 + 2H2O (Полное ионное уравнение)
2H+ + 2OH— = 2H2O (Сокращенное ионное уравнение)
Образование осадка.
2NaF + CaBr2 = CaF2 + 2NaBr
2Na+ + 2F— + Ca2+ + 2Br— = CaF2 + 2Na+ + 2Br—
Ca2+ + 2F— = CaF2
Образование (выделение) газа
– Давайте вспомним примеры газов.
CO2 – углекислый газ,
CO – угарный газ,
H2S – сероводород,
NH3 – аммиак,
SO2 – сернистый газ.
H2CO3 – неустойчивая и слабая кислота, которая распадается на H2O и CO2.
Na2S + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2S
2Na+ + S2- + 2H+ + 2NO3— = 2Na+ + 2NO3— + H2S
2H+ + S2- = H2S
5 Физкультминутка
6 Обобщение и систематизация знаний
1) У каждого есть конверт, где есть индивидуальное задание (Приложение «Задание № 1»). Это задание учащиеся заполняют в самом конце «Книги знаний» (в «Заметках»).
2) «Словарь терминов» (Приложение «Книга знаний»). Задание: соединить понятия с правильным их толкованием.
7 Подведение итогов. Рефлексия
1) Учащиеся заполняют «Заключение» (Приложение «Книга знаний»), где продолжают предложения: «В этой книге представлены…», «Она поможет мне…», «Я буду пользоваться этой книгой, когда…».
2) Учащиеся приклеивают картинку в «Заключение», которая подойдет им в завершение урока.
3) Учащиеся сдают «Книгу знаний» на рецензию (проверку) учителю.
8 Домашнее задание
§ 12; № 3, 4, 5, с. 71.