Занятие направлено на развитие навыков, позволяющих успешно взаимодействовать с другими людьми: способности располагать к себе, слушать и слышать, вести конструктивный диалог.
Наталья ШЕСТИРЕКОВА,
заведующий учебно-методическим кабинетом
ГУО «Сморгонский районный центр творчества детей и молодежи»,
Гродненская область
Цель: развитие у учащихся навыков успешного общения.
Тренинговое занятие проводится в общем кругу.
Оптимальная для работы численность участников – 10–15 человек.
Возраст участников – 14–17 лет.
Ход занятия
Введение, актуализация знаний
Педагог: Экзюпери когда-то сказал: «Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения».
Что такое общение, как вы это понимаете?
Как вы думаете, почему Экзюпери так высоко ценил общение людей друг с другом? (Выслушиваются ответы учащихся)
Общение – это взаимодействие людей, при котором участники не только передают друг другу определенную информацию, но и выражают эмоции, чувства, оценки, отношение друг к другу, к тому, о чем они говорят, к обстоятельствам общения и т.д.
Мы будем сегодня развивать навыки, позволяющие успешно взаимодействовать с другими людьми и рассмотрим, а затем закрепим на практике, способность располагать к себе, слушать и слышать, вести конструктивный диалог.
Основная часть
Педагог: Как вы можете описать человека, которого можно назвать «приятный собеседник»?
Работа в малых группах (5 мин)
Учащиеся объединяются в 3–4 группы. Каждая группа получает лист формата А3 и маркер.
Педагог: Задание группам: вспомнить людей, с которыми приятно общаться и написать (нарисовать) 5–7 характеристик, обеспечивающих успешное общение.
Затем каждая группа презентует свою работу. Результаты обсуждаются в общем кругу.
Как расположить к себе
Педагог: Давайте познакомимся с приемами, которые помогут расположить к себе человека, с которым вы вступаете в диалог. (Знакомя учащихся с темой необходимо рассматривать каждый прием на примерах из жизни, привлекая опыт учащихся).
Чек-лист «Как расположить к себе»
Техники активного слушания
Педагог: Использование навыков активного слушания позволяет наладить контакт с собеседником и в конечном итоге прийти ко взаимопониманию по тому или иному вопросу.
Упражнение «Я тебя слышу»
Участников необходимо объединить в пары. Пары со стульями должны удобно расположиться в классе, чтобы не мешать друг другу. После этого парам даются задания, на выполнение которых отводится 1–2 минуты.
Задание 1
Один из участников сидит, другой стоит сзади него. Тому, кто стоит нужно рассказать участнику, который сидит на стуле о том, как он провел вчерашний вечер.
Задание 2
Участник, который сидел, встает. Тот, который стоял, садится на стул лицом к стоящему. Тот, кто стоит, рассказывает сидящему о любимой поре года, объясняя, почему он любит именно ее.
Задание 3
Участники садятся лицом друг к другу. И рассказывают о том, почему они сегодня пришли на тренинговое занятие, какое у них настроение.
После выполнения заданий все возвращаются в общий круг.
Обсуждение:
– Как чувствовали себя участники, выполняя первое задание? Почему было некомфортно?
– Смогли ли услышать друг друга?
– Как чувствовали себя участники, выполняя второе задание? Что мешало общению?
– Как чувствовали себя участники в третьем задании?
– Почему было удобно общаться в третьем задании?
Участники высказывают свои мнения.
Таблица 2. Техники активного слушания
Для эффективного общения необходимо учитывать несколько моментов.
1 Полноценное общение зависит от двух сторон, принимающих участие в процессе.
2 Для полноценного общения мы должны объединить отдельные формы общения (вербальные и невербальные) вместе.
3 Слова необязательно являются самыми важными элементами послания.
4 Мы общаемся даже тогда, когда молчим.
Что не нужно делать во время активного слушания: давать советы, изменять тему разговора, давать оценки человеку, который говорит, перебивать, рассказывать о личном опыте.
Я – ТЫ – сообщение. Техника предотвращения конфликтов
Педагог: В общении мы часто сталкиваемся с тем, что кто-то делает, или наоборот не делает то, что нам бы хотелось. Тогда мы говорим: «Ты опять не сделал то, что я попросил…», «Ты никогда не моешь после себя посуду…», «Ты всегда поступаешь по-своему…». Такие фразы называют Ты-сообщениями. Все они воспринимаются как обвинения. Ты-сообщения «задевают» человека, он испытывает раздражение и часто принимает оборонительную позицию, интуитивно начинает защищаться в ответ, и чаще всего сам нападает на собеседника. Таким образом, происходит конфликт. Чтобы избежать конфликтов, необходимо использовать Я-сообщение.
Алгоритм построения Я-сообщений
Задание 1
Педагог: Представленные Ты-сообщения перефразируйте в Я-сообщения.
Ты-сообщение: «Ты без разрешения берешь мои вещи».
Ты-сообщение: «Ты меня не понимаешь».
Ты-сообщение: «Ты ведешь себя ужасно!».
Задание 2
Педагог: Напишите Ты-сообщения, которые часто используете в общении с родителями, братом или сестрой, друзьями и перефразируйте в Я-сообщения.
Подведение итогов
Все участники получают по карточке, после чего выслушивают следующую инструкцию:
– На занятии мы получили новые знания и навыки, цель которых повысить наш уровень коммуникативной компетенции: мы научились располагать к себе, слушать и слышать, вести конструктивный диалог, используя Я-сообщения. К сожалению, навыки, полученные на тренинговых занятиях, имеют свойство «уходить», если не приложить должных усилий, чтобы использовать их в реальной жизни. Для того чтобы продумать, где и как вы будете применять знания на практике в ближайшее время, я предлагаю вам написать на карточке три изменения, которые каждый предпримет в общении с друзьями и близкими в ближайшую неделю.
Каждый пишет на карточке три изменения и свой номер телефона. Участники озвучивают свои задачи и в парах обмениваются карточками и договариваются о том, что будут созваниваться, для того чтобы узнать, как дела у другого, выполнены ли поставленные задачи.