Интеллектуальная патриотическая квест-игра «Беларусь на перекрестке эпох» для учащихся 5-8-х классов

- 15:43Воспитательная работа, Сценарии

Целью интеллектуальной патриотической квест-игры является формирование гражданственности и патриотизма учащихся через приобщение к историческому прошлому, национальным традициям, культурно-историческому наследию, а также создание условий для формирования навыков и компетенций XXI века.

Юлия КОМИССАРОВА,
учитель английского языка,
ГУО «Средняя школа № 22 имени И.П.Бохана г. Гродно»

 

 

Учащиеся, выполняя разнообразные, в том числе современные интерактивные задания квеста, больше узнают о великих земляках, получат информацию об архитектурных памятниках Беларуси, о национальной кухне и традициях, о религиозных конфессиях, об историческом прошлом страны, что будет способствовать формированию активной жизненной позиции, гражданственности и патриотизма.

 

 

Цель: формирование гражданственности и патриотизма учащихся через приобщение к историческому прошлому, национальным традициям, культурно-историческому наследию, а также создание условий для формирования навыков и компетенций XXI века.

Задачи:

– сохранить историческую память и преемственность поколений через формирование чувства гордости за свою страну и выдающихся земляков;
– воспитывать уважение к истории и культуре Республики Беларусь;
– формировать умение учащихся анализировать различные источники информации;
– развивать коммуникативные и поисково-исследовательские умения;
– способствовать саморазвитию и самореализации учащихся.

Участники мероприятия: учащиеся 5–8-х классов.

Оборудование: мультиборд/проектор, смартфоны с выходом в сеть интернет, раздаточный материал, маршрутные листы.

Используемые технологии: игровые, ИКТ, визуализации, критического мышления.

Методическая цель: активизация мыслительной деятельности учащихся при проведении воспитательного мероприятия.

Форма проведения: квест.

Время проведения: 90 минут.

Практическая значимость: предлагаемая форма игры и содержание заданий нацелены на создание условий для самореализации личности, формирование у учащихся эмоционального отношения к предлагаемым актуальным темам: сохранение культурного наследия, исторической памяти, бережное отношение и гордость за свой народ и достижения мирной Беларуси.

 

Станции – места локаций заданий разработаны с учетом наличия помещений в учреждении образования.

1) Этнографический музей «Зямля бацькоў». Экскурсия. Викторины (Приложение 1).

2) Музей Партизанской Славы. Экскурсия. Викторина «Военная терминология» (Приложение 4).

3) Библиотека. Выставка книг о героях Великой Отечественной войны. Викторина «Награды» (Приложение 5).

4) Актовый зал. Викторина «Историко-культурное наследие» (Приложение 2). Рефлексия «Беларусь» (Приложение 6).

5) Кабинет обслуживающего труда. Викторина «Наш национальный бренд» (Приложение 3).

 

Ход квест-игры

1 Вступительное слово (актовый зал)

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Мы приветствуем вас на нашей патриотической квест-игре «Беларусь на перекрестке эпох». Сегодня вам предстоит вспомнить нашу историю, выдающихся земляков, символы и историко-культурное наследие нашей Родины.

 

2 Приветствие команд и представление жюри

Ведущий: Представляем и приветствуем игроков команд, которые сегодня примут участие в нашей интеллектуальной игре! (Представление команд).

А теперь познакомимся с нашими координаторами и членами жюри. (Представление координаторов и жюри, раздача судейских листов).

 

3 Правила проведения квест-игры

Ведущий: Уважаемые игроки, сегодня вы будете не только демонстрировать свои знания в области истории, культуры, достижений Беларуси, но и вносить свой личный вклад в общий результат вашей команды. Победит та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. Вам предстоит пройти разные станции, выполнить интересные задания в разных категориях и набрать максимальное количество баллов – 62.

Жеребьевка номеров маршрутных листов для команд, раздача маршрутных листов.

4 Локации (станции) квест-игры (Приложения 1–5)        

5 Рефлексия (актовый зал)

Ведущий: Для подведения итогов нашему жюри требуется время, а мы предлагаем командам написать ваши ассоциации со словом «Беларусь», пройдя все станции нашего патриотического квеста. В результате ваших ответов у нас получится «облако слов».

 

Используется Веб 2.0 сервис Mentimeter www.menti.com. Демонстрация кода на экране, после ответов всех учащихся – демонстрация получившегося «облака слов» (Приложение 6).

 

Приложение 1

ЛОКАЦИЯ: МУЗЕЙ «ЗЯМЛЯ БАЦЬКОЎ»

Ведущий: Наверное, хотя бы раз в жизни, каждый из нас хотел бы услышать голоса своих предков, спросить, о чем они думали, узнать, о чем мечтали, что они любили, чего боялись, кого уважали и что хотели бы рассказать нам, своим потомкам.

Это возможно благодаря экспозиции «Вышыўка» нашего этнографического музея: старинным тканым и вышитым изделиям, сохранившимся до нашего времени. Если внимательно присмотреться к причудливым узорам, называемым орнаментом, то их можно «прочитать».

Орнамент – это настоящая книга народной мудрости. В посланиях наших предков отражены просьбы, мечты, надежды, добрые пожелания родным и близким, чувства счастья или печали и многое другое.

Вышиванку надену на счастье,
Как защиту, святой оберег.
Не застанут в дороге ненастья,
Не хлестнут злые волны о брег…
И волшебная та вышиванка
Пусть меня защитит от невзгод,
Тот узор, что созрел спозаранку…
С тем узором хранит меня Бог…

 

После экскурсии участники выполняют задание.

 

Задание «Азбука белорусского орнамента». Соотнесите символ и его значение

Время на выполнение задания – 10 минут.
Максимальное количество баллов – 10.

 

Приложение 2

ЛОКАЦИЯ: АКТОВЫЙ ЗАЛ

Ведущий: История религии является неотъемлемой частью истории любой страны мира. До Х века единой религией на всей территории современной Беларуси было язычество. С приходом христианства, в ХІ веке, в Полоцке возводят первый христианский собор – Софийский. Первая христианская церковь – Коложская – была построена в Гродно в ХІІ веке. На западных землях почти до 1387 года, года «крещения Литвы и Жмуди» язычество и христианство существовали бок о бок.

Как жили такие этнически и конфессионально разные жители одного государства? Мирно. Принцип религиозной толерантности существует на наших землях со времен правления великого князя и короля Сигизмунда ІІ Августа.

 

Задание «Историко-культурное наследие». Соотнесите культовые сооружения, их названия и место расположения

Время на выполнение задания – 5 минут
Максимальное количество баллов – 5.

Название памятника

Изображения культовых построек

Церковь Святого Иоанна,
Гродно (лютеранская кирха).
(1793-1843 гг.)

Костёл Святой Троицы,
Гервяты (наследие балтов).
(1526 г., 61 метр в высоту)

Борисогле́бская церковь, Коло́жская церковь, Коло́жа, Гродно.
(XI в.)

Большая Хоральная синагога, деревянное строение, Гродно.
(1576–1580 гг.)

Свято-Михайловская церковь, Сынковичи (церковь-крепость).
(1407 г.)

*Материалы первоначального вида взяты из интернет-источников.

 

Приложение 3

ЛОКАЦИЯ: КАБИНЕТ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Ведущий: Культура питания является важнейшей составляющей жизни каждого человека и, соответственно, отражает языковые, религиозные, этнические представления и особенности каждой национальности.

Многие блюда приобрели свой неповторимый региональный характер (в названиях даже используются топонимы), культурно-историческую окраску, выделяются своей аутентичностью.

Национальная кухня Беларуси складывалась на протяжении многих веков, но своего расцвета она достигла в составе Великого княжества Литовского. В то время в приготовлении блюд из местных продуктов тесно переплелись славянские, балтийские, итальянские, еврейские и частично немецкие традиции.

Современная Беларусь удивляет не только знаменитыми на весь мир традиционными национальными блюдами, достижениями в области сельского хозяйства и пищевой промышленности, но и делает их брендами, известными далеко за её пределами.

 

Задание “Национальная кухня”. Соотнесите памятник и его географическое расположение

Время на выполнение задания – 5 минут
Максимальное количество баллов – 7.

Фотография памятника

Место установки/Информация

Единственная в мире скульптурная композиция, которая посвящена сгущенному молоку. Она была открыта 23 ноября 2013 года в честь празднования 75-летия ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат». Интересный факт, что в основании этого памятника заложена капсула для потомков, которую завещано вскрыть к 100-летию комбината (т.е. в 2038 году).

Памятник огурцу появился именно в Ольшанах – признанной огуречной столице Беларуси.

Памятник картошке установлен между деревнями Пешки и Черняково в Березовском районе Брестской области. На этом поле около 200 лет назад начали впервые выращивать картофель. “Картофель на этих полях начал возделываться как культура местным землевладельцем Игнатием Шемиотом с 1830-х годов. Черняков (первый местный хозяйственный центр) известен с 1632 года, основан был на этом месте как фольварк Львом Сапегой”.

Памятник яйцу. Солигорский район, агрогородок Краснодворцы.

Памятник яблоку в Шарковщине.

Памятник Репке в Вилейке.

Памятник вишне в Глубоком. Вишня – символ жизни и родной земли. Согласно народному преданию, вишня служит оберегом от зла, дарит молодость, красоту, счастье. Говорят, если дотронешься до ягодок вишни, то будешь счастлив, потрогаешь ее трепетные листики – в кармане появятся деньги. Девушка, чтобы удачно выйти замуж, должна обхватить дерево и рассказать ему все самые тайные секреты.

*Материалы взяты из интернет-источников.

 

Приложение 4

ЛОКАЦИЯ: МУЗЕЙ ПАРТИЗАНСКОЙ СЛАВЫ

Экскурсия по экспозициям «Партизанская землянка», «Геноцид белорусского народа», «Макет концлагеря», «Память о войне», «Вторжение».

 

Задание «Разгадайте ребусы на военную тематику»

Время на выполнение задания – 10 минут.
Максимальное количество набранных баллов – 10.
За правильно разгаданный ребус начисляется 1 балл.

Землянка

Партизан

Оккупация

Геноцид

Концлагерь

Отечество

Солдат-освободитель

Диверсант

Атомная бомба

Историческая память

 

Приложение 5

ЛОКАЦИЯ: БИБЛИОТЕКА. ВЫСТАВКА КНИГ О ГЕРОЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Ведущий: Патриотизм – это основа национального достоинства и национального суверенитета. Трагичным, но самым ярким примером проявления патриотизма является подвиг тех, кто обеспечил нам спокойную мирную жизнь. И задача моего поколения – сохранить историческую память. Мы потомки победителей, а это значит, что мы – их историческое продолжение и наши судьбы неразрывно связаны с историей нашей Родины.

Любовь к родной стране, которая свойственна нашим землякам, испокон веков проявляется в готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов. В длительной и суровой борьбе формировались такие замечательные черты характера настоящего воина, как патриотизм, честь, мужество и доблесть. Из народных масс вышли сотни и тысячи героев. Все они и сейчас остаются символом мужества, чести и доблести, горячей любви к Родине, готовности защищать ее с оружием в руках.

Забыть, что было, – значит обокрасть
Самих себя своими же руками.
Становятся слепыми ум и страсть,
Когда у человека меркнет память.
                                          Ю. Воронов

Так уж сложилось: нам все время приходилось отстаивать свою независимость. Поэтому беспримерная стойкость и мужество – в крови у славян. Будем же помнить их славные победы! Несоизмеримую цену заплатил в годы Великой Отечественной войны наш народ за мир для грядущих поколений.

Однако этот период запомнился не только как самый трагичный в истории XX века, но и как годы, когда огромное количество людей во всех воевавших странах получали государственные награды и знаки отличия.

Масштабы развернувшихся сражений, их невиданная ранее ожесточенность, огромное напряжение сил воевавших сторон, дало возможность для раскрытия и проявления профессионального мастерства и таланта в стратегии и тактике, реализации накопленного ранее и приобретенного во время боевых операций опыта, что в мирной жизни не всегда представлялось возможным. Возможно, и в ваших семьях хранятся награды ваших прадедов.

 

Задание «Соотнесите изображение наград (орденов, медалей) с информацией об этой награде»

Время выполнения задания – 15 минут.
Максимальное количество баллов – 13.

Изображение награды

Информация

Орден Победы
Награда учреждена 8 ноября 1943 года, тогда же утверждены ее статут и описание. Статут ордена гласил, что им награждаются офицеры высшего командного состава, проводившие боевые операции, в результате которых военная обстановка кардинально менялась. Первыми кавалерами ордена «Победа» стали Жуков, Василевский и Сталин за освобождение Правобережной Украины.
Все трое первых кавалеров ордена будут представлены к этой награде повторно в 1945 году.
Орден Победы вручался 20 раз.
Список кавалеров ордена Победы выглядит так: Жуков Георгий Константинович (дважды), Василевский Александр Михайлович (дважды), Сталин Иосиф Виссарионович (дважды), Конев Иван Степанович, Рокоссовский Константин Константинович, Малиновский Родион Яковлевич, Толбухин Федор Иванович, Говоров Леонид Александрович, Тимошенко Семен Константинович, Антонов Алексей Иннокентьевич, Дуайт Эйзенхауэр, Бернард Монтгомери, Михай I Гогенцоллерн-Зигмаринген, Михал Роля-Жимерский, Мерецков Кирилл Афанасьевич, Иосип Броз Тито, Брежнев Леонид Ильич (лишен награды посмертно).

Орден Ленина
Дата учреждения: 6 апреля 1930 года.
Кому вручается: граждане СССР, предприятия, объединения, учреждения, организации, воинские части, военные корабли, соединения и объединения, союзные и автономные республики, края, области, автономные области, автономные округа, районы, города и другие населённые пункты.
Основания награждения: исключительные достижения и особо выдающиеся заслуги.
Количество вручений – 431 418.

Орден Красного Знамени
Дата учреждения: 16 сентября 1918.
Основания награждения: за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите социалистического Отечества.
Количество награждений: 581 300.

Орден Суворова I степени
Дата учреждения: 29 июля 1942 года.
Кому вручается: командирам Красной Армии и армий союзников СССР.
Основания награждения: выдающиеся успехи в деле управления войсками.
Количество награждений: 7267.
I степень: 391,
II степень: 2863,
III степень: 4012.

Орден Кутузова I степени
Дата учреждения: 29 июля 1942 года.
Кому вручается: командирам военных подразделений.
Количество награждений:
I степень – 675,
II степень – 3326,
III степень – 3328.

Орден Отечественной войны I степени
Дата учреждения: 20 мая 1942 года.
Кому вручается: лицам рядового и начальствующего состава Красной Армии, Военно-Морского Флота, войск НКВД и партизанских отрядов, вручался также труженикам тыла, колхозникам за спасение урожая.
Основания награждения: проявившие в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащие, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций Рабоче-крестьянской Красной Армии.
Количество награжденных: более 1624 млн до 1985 года, из них в годы войны:
Орденом I степени –  324903,
Орденом II степени –  951 652.
Среди награжденных Орденом Отечественной войны несколько сотен иностранцев: воинов войска Польского, чехословацкого корпуса, французского авиаполка «Нормандия-Неман», группа военнослужащих армии США.

Медаль «За оборону Кавказа»
Дата учреждения: 1 мая 1944 года.
Кому вручается: всем участникам обороны Кавказа.
Количество награждений: около 870 000.

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Дата учреждения: 9 мая 1945 года.
Кому вручается: всем военнослужащим и лицам вольнонаёмного штатного состава, служившим в период Великой Отечественной войны в рядах действующей Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД.
Количество награждений: около 14 933 000.

Медаль «За победу над Японией»
Дата учреждения: 30 сентября 1945 года.
Кому вручается: военнослужащим МНРА, войск и органов МВД, принимавших непосредственное участие в боевых действиях против японских империалистов и в работе по обеспечению боевых действий армии;
б) рабочим, инженерно-техническому персоналу и служащим государственных учреждений и предприятий, профсоюзных и общественных организаций, работникам науки, искусства и литературы, обеспечивавших своим самоотверженным трудом укрепление боевой мощи армии.
Основания награждения: участие в боевых действиях на Дальнем востоке, Забайкалье и Тихом океане.
Количество награждений: около 1 831 000.

Юбилейная медаль «XX лет Рабоче-крестьянской Красной Армии»
Дата учреждения: 24.01.1938 года.
Кому вручается: лицам кадрового командного и начальствующего состава Красной Армии и Военно-Морского Флота.
Основания награждения: прослужившие в рядах РККА и ВМФ к 23 февраля 1938 года 20 лет; награждённые орденом Красного Знамени за боевые отличия в годы Гражданской войны.

Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
Дата учреждения: 22 февраля 1948 года.
Кому вручается: генералам, адмиралам, офицерам, старшинам, сержантам, солдатам и матросам, состоящим к 23 февраля 1948 года в кадрах Вооруженных Сил СССР, МВД и МГБ.
Количество награждений: около 3 710 920.

Юбилейная медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
Дата учреждения: 18 декабря 1957.
Кому вручается: маршалам, генералам, адмиралам, офицерам, а также старшинам, сержантам, солдатам и матросам сверхсрочной службы.
Основания награждения: состоящим к 23 февраля 1958 года в кадрах Советской армии, Военно-морского флота, войск МВД, войск и органов КГБ при Совете министров СССР.
Количество награждений: 820 080 человек.

Медаль «В память 800-летия Москвы»
Дата учреждения: 20 сентября 1947 года.
Кому вручается:
а) рабочим, инженерно-техническому персоналу и служащим промышленных предприятий, транспорта и городского хозяйства Москвы;
б) работникам науки, техники, искусства, литературы, просвещения и здравоохранения;
в) работникам государственных учреждений, партийных, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций – отличившимся в проведении работ по реконструкции столицы и обеспечившие своим трудом развитие ее промышленности, транспорта городского хозяйства, научных и культурно-просветительных учреждений;
г) военнослужащим, инвалидам войны и труда;
д) домашним хозяйкам, принимающим активное участие в благоустройстве города, работе школ и детских учреждений,  проживавшим на территории Москвы и Московской области не менее 5 лет.
Количество награждений: около 1 733 400.

 

 

Приложение 6

ЭТАП РЕФЛЕКСИИ. «ОБЛАКО СЛОВ»

 

 

Источники информации

1 Комиссарова, Ю. Интеллектуальная игра-викторина «Беларусь – это мы!». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ng-press.by/2021/10/22/intellektualnaya-igra-viktorina-belarus-eto-my/. – Дата доступа: 19.03.2023.
2 Комиссарова, Ю. Чтобы всегда оставаться нацией, но в то же время быть частью единства с другими. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ng-press.by/2021/09/16/chtoby-vsegda-ostavatsya-natsiej-no-v-to-zhe-vremya-byt-chastyu-edinstva-s-drugimi/. – Дата доступа: 19.03.2023.
3 Комиссарова, Ю.Ф. Создание условий для развития навыков и компетенций XXI века и формирования гражданственности и патриотизма в проекте «Беларусь. На скрыжаваннi эпох» / [Электронный ресурс]: сб. цифровых материалов IV Междунар. неоконференции “Баркемп ByProject 2021” / ГрГУ им. Янки Купалы; отв. ред. Н.П.Макарова. – Электронные текстовые данные (2.97 Мб). – Гродно : ГрГУ им. Янки Купалы, 2021. Режим доступа: https://elib.grsu.by/doc/76010. – Дата доступа: 05.08.2022.
4 Назарбаев, Н. Семь граней Великой Степи. [Электронный ресурс]/ – Исполнительный Комитет Содружества Независимых Государств. – Режим доступа: https://cis.minsk.by/news/10278/stata-prezidenta-kazahstana-sem-granej-velikoj-stepi/. – Дата доступа:13.03.2023.
5 Памятники еде. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://gastinia.by/category/pamyatniki-ede/. – Дата доступа:13.03.2023.
6 Программа патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы» [Электронный ресурс] / Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа: https://edu.gov.by/programma-patrioticheskogo-vospitaniya/. – Дата доступа: 06.03.2023.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий