В материале автор делится опытом проведения совместного круглого стола с участием представителей детского сада № 70 и средней школы № 8 г. Могилева и родителей воспитанников.
Ирина МАЖЕЙКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад №70 г. Могилева»
Форма проведения: круглый стол.
Цель: организация и активизация участников круглого стола на решение проблемы организации преемственности детского сада и школы.
Задачи:
– обсуждение проблемы преемственности с целью определения возможных путей ее осуществления;
– обмен мнениями, ценным опытом с коллегами, представляющими общее среднее образование;
– поиск актуальных возможностей для решения поставленной цели.
Участники: педагоги детского сада и школы, родители.
Ход мероприятия
Ведущий: Переход ребёнка из учреждения дошкольного образования в школу – это трудный этап в его жизни, необходимо организовать преемственность между учреждением дошкольного образования и школой.
Сегодня мы представляем систему работы по осуществлению преемственности государственного учреждения образования «Детский сад № (название детского сада)» и государственного учреждения образования «Средняя школа (название школы)».
Что же такое преемственность с точки зрения учреждения дошкольного образования и начальной школы?
Преемственность учреждения дошкольного образования и школы – это неразрывный двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени сохраняется самоценность детства и формируется базис личностной культуры ребёнка.
В то же время школа, как преемник дошкольной ступени образования, опирается на достижения ребёнка и организует свою педагогическую деятельность, развивая накопленный им потенциал.
Какие основные направления взаимодействия учреждения дошкольного образования и школы?
– Взаимодействие педагогических коллективов.
– Взаимодействие с законными представителями.
– Работа с обучающимися.
Какие наиболее эффективные формы взаимодействия педагогических коллективов вы можете выделить?
Важнейшим в работе по организации преемственности мы считаем взаимодействие на уровне администраций учреждений образования, и, конечно, взаимодействие воспитателей дошкольного образования и учителей начальной школы, а также специалистов.
Координировать работу средней школы и учреждения дошкольного образования позволяют совместные инструктивно-методические совещания. На их заседаниях происходит знакомство с задачами образовательного процесса в учреждении дошкольного образования и на первой ступени общего среднего образования, программами образования, обсуждение вопросов психолого-педагогического сопровождения ребёнка, рассматриваются вопросы адаптации к школе.
Взаимодействие предполагает также такие формы работы:
– совместные педсоветы;
– выставки пособий и дидактического материала;
– сотрудничество специалистов, включающее и совместное сопровождение детей, находящихся в социально опасном положении;
– совместное медицинское сопровождение обучающихся – в конце учебного года не просто готовится медицинская справка для поступления ребёнка в школу, а медицинский работник учреждения дошкольного образования рассказывает о состоянии здоровья каждого ребёнка, отмечает особенности, на которые необходимо обратить особое внимание.
Работа по организации преемственности проводится нашими педагогическими коллективами совместно и системно, а не от случая к случаю.
Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход ребенка из учреждения дошкольного образования в начальную школу безболезненным и успешным.
Каковы наиболее эффективные формы взаимодействия с законными представителями детей?
– Изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательских воздействий на ребенка (через анкетирование, индивидуальные беседы, посещение семьи);
– важно не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи;
– психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры – одно из направлений в сотрудничестве учреждения дошкольного образования, школы и семьи (это сайты учреждения образования, информационные стенды «Готовим ребёнка к школе»);
– родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей – актуальны активные формы работы с семьями (семинары-практикумы, круглые столы). Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Каким же образом осуществляется работа с обучающимися? Какие эффективные формы работы с обучающимися можете предложить?
– Уголок школьника в старших группах;
– настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры «Школа», «Библиотека» и другие;
– совместные праздники и спортивные соревнования.
Каков конечный результат преемственности учреждения дошкольного образования и школы?
Мы полагаем, что успешный ребенок мог бы сказать о себе:
– я хочу учиться. Личностная готовность (формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей), эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);
– я могу учиться. Физическая готовность (общее физическое развитие, общее состояние здоровья); психологическая готовность: интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);
– я объект детского сообщества. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).
Ведущий: Таким образом, проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии учреждения дошкольного образования и средней школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
В заключение хотелось бы вспомнить слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «… школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».
Список используемых источников
1 Давидович, А.О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспект / А.Давидович // Пралеска. – 2014. – № 8. – С. 3–7.
2 Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019.