Как организовать преемственность детского сада и школы. Круглый стол

- 9:00ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Идеи, Дошкольное образование. Работа с родителями, Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Идеи

В материале автор делится опытом проведения совместного круглого стола с участием представителей детского сада № 70 и средней школы № 8 г. Могилева и родителей воспитанников.

Ирина МАЖЕЙКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад №70 г. Могилева»

 

 

Форма проведения: круглый стол.

Цель: организация и активизация участников круглого стола на решение проблемы организации преемственности детского сада и школы.

Задачи:

– обсуждение проблемы преемственности с целью определения возможных путей ее осуществления;
– обмен мнениями, ценным опытом с коллегами, представляющими общее среднее образование;
– поиск актуальных возможностей для решения поставленной цели.

Участники: педагоги детского сада и школы, родители.

 

Ход мероприятия

 

Ведущий: Переход ребёнка из учреждения дошкольного образования в школу – это трудный этап в его жизни, необходимо организовать преемственность между учреждением дошкольного образования и школой.

Сегодня мы представляем систему работы по осуществлению преемственности государственного учреждения образования «Детский сад №  (название детского сада)» и государственного учреждения образования «Средняя школа (название школы)».

Что же такое преемственность с точки зрения учреждения дошкольного образования и начальной школы?

Преемственность учреждения дошкольного образования и школы – это неразрывный двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени сохраняется самоценность детства и формируется базис личностной культуры ребёнка.

В то же время школа, как преемник дошкольной ступени образования, опирается на достижения ребёнка и организует свою педагогическую деятельность, развивая накопленный им потенциал.

Какие основные направления взаимодействия учреждения дошкольного образования и школы?

– Взаимодействие педагогических коллективов.
– Взаимодействие с законными представителями.
– Работа с обучающимися.

Какие наиболее эффективные формы взаимодействия педагогических коллективов вы можете выделить?

Важнейшим в работе по организации преемственности мы считаем взаимодействие на уровне администраций учреждений образования, и, конечно, взаимодействие воспитателей дошкольного образования и учителей начальной школы, а также специалистов.

Координировать работу средней школы и учреждения дошкольного образования позволяют совместные инструктивно-методические совещания. На их заседаниях происходит знакомство с задачами образовательного процесса в учреждении дошкольного образования и на первой ступени общего среднего образования, программами образования, обсуждение вопросов психолого-педагогического сопровождения ребёнка, рассматриваются вопросы адаптации к школе.

Взаимодействие предполагает также такие формы работы:

– совместные педсоветы;
– выставки пособий и дидактического материала;
– сотрудничество специалистов, включающее и совместное сопровождение детей, находящихся в социально опасном положении;
– совместное медицинское сопровождение обучающихся – в конце учебного года не просто готовится медицинская справка для поступления ребёнка в школу, а медицинский работник учреждения дошкольного образования рассказывает о состоянии здоровья каждого ребёнка, отмечает особенности, на которые необходимо обратить особое внимание.

Работа по организации преемственности проводится нашими педагогическими коллективами совместно и системно, а не от случая к случаю.

Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход ребенка из учреждения дошкольного образования в начальную школу безболезненным и успешным.

Каковы наиболее эффективные формы взаимодействия с законными представителями детей?

– Изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательских воздействий на ребенка (через анкетирование, индивидуальные беседы, посещение семьи);

– важно не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи;

– психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры – одно из направлений в сотрудничестве учреждения дошкольного образования, школы и семьи (это сайты учреждения образования, информационные стенды «Готовим ребёнка к школе»);

– родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей – актуальны активные формы работы с семьями (семинары-практикумы, круглые столы). Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

 

Каким же образом осуществляется работа с обучающимися? Какие эффективные формы работы с обучающимися можете предложить?

– Уголок школьника в старших группах;
– настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры «Школа», «Библиотека» и другие;
– совместные праздники и спортивные соревнования.

 

Каков конечный результат преемственности учреждения дошкольного образования и школы?

Мы полагаем, что успешный ребенок мог бы сказать о себе:

– я хочу учиться. Личностная готовность (формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей), эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);
– я могу учиться. Физическая готовность (общее физическое развитие, общее состояние здоровья); психологическая готовность: интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);
– я объект детского сообщества. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

 

Ведущий: Таким образом, проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии учреждения дошкольного образования и средней школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

В заключение хотелось бы вспомнить слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «… школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».

 

Список используемых источников

1 Давидович, А.О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспект / А.Давидович // Пралеска. – 2014. – № 8. – С. 3–7.
2 Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. ин-т образования, 2019.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий