Занятие направлено на развитие умений различать и показывать диких животных и их детёнышей; называть особенности внешнего вида; рассказывать о месте обитания, приспособительных особенностях.
Ирина ЛЕБЕДЬ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 6 г. Волковыска»,
Гродненская область
Программные задачи:
– расширять представления воспитанников о природном сообществе (лес);
– формировать представления о внешнем виде диких животных, их детёнышах, о месте их обитания, приспособлении к условиям жизни;
– развивать умение различать и показывать диких животных и их детёнышей; называть особенности внешнего вида; рассказывать о месте обитания, приспособительных особенностях;
– развивать умение использовать в высказываниях различные типы предложений, образовывать существительные множественного числа от существительных единственного числа, притяжательные прилагательные;
– развивать навыки объяснительной речи; умение отвечать на вопросы, принимать участие в коллективном разговоре;
– развивать произвольное внимание, образную память, связную речь;
– воспитывать доброжелательность между сверстниками.
Материал и оборудование: мультимедийный проектор; книга «Азбука леса» (Н.Сладков), презентация «Дикие животные» (подготовить на усмотрение педагога), конверты с разрезными картинками; мольберт, конверт с карточками (силуэты диких животных); конверты с заданиями, «вагончики», смайлики.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением диких животных и их детенышей; разучивание слов физкультминутки, стихотворений; чтение и рассказывание народных сказок, где героями являются дикие животные.
Ход занятия
Дети становятся в круг и вместе с воспитателем дошкольного образования произносят слова и выполняют действия в соответствии с текстом.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
Заниматься мы начнём.
Воспитатель дошкольного образования показывает детям книгу «Азбука леса» Н.Сладкова.
Воспитатель: Ребята, вы любите, когда вам читают книги? (Ответы детей) Посмотрите, какую интересную и красочную книгу я купила в книжном магазине. В ней я прочитала такое высказывание: «Без леса нет жизни на земле». Как вы думаете, правильно ли написал автор? Объясните, почему нельзя жить без леса? (Лес – это много деревьев, они дают нам кислород, которым человек дышит. Если не будет кислорода, человек не сможет жить, так как нечем будет дышать. Лес – это дом для животных).
Ребята, отгадайте мою загадку, и вы узнаете, где мы с вами сегодня побываем.
Он осенью пахнет листвой и грибами,
Зимой шапкой снежной надёжно укрыт.
Весной встретит трелью, полянкой с грибами,
И ягодой летом тебя угостит.
Он полон тайн, загадок и чудес…
Нас в гости ждёт… (волшебный лес).
(С.Краскова)
Куда мы отправляемся сегодня с вами? (В путешествие по волшебному лесу.) Послушайте, пожалуйста, правила поведения в лесу
(двое воспитанников читают наизусть)
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
(Т.Петухова)
Но как же мы без наших друзей, лесных жителей! Давайте их позовём: «Друзья, идите к нам!», сначала тише, потом немного громче, совсем громко (ничего не происходит).
Педагог предлагает детям сесть на стулья и закрыть глаза. В это время на экране мультимедийного проектора появляется картинка с изображением и звуками леса.
Открывайте глаза, мы в волшебном лесу и пора познакомиться с лесными жителями – дикими животными. Каких диких животных вы знаете? (Медведь, лиса, волк, заяц, ежик).
Для того чтобы узнать, кто первый нас встречает в лесу, отгадайте загадку.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
(В.Орлов)
(На экране мультимедийного проектора появляется картинка с изображением белки).
Белка – дикое животное, тело её покрыто шерстью. На голове у белки ушки с кисточками на концах. Беличий хвост длинный, пушистый. Как вы думаете, меняет ли белка свою шубку на зиму? Для чего? (Чтобы ей легче было прятаться от своих врагов: ястреба, куницы. Зимой деревья стоят без листьев, на фоне темно-серых веток и стволов серая шубка менее заметна).
Как белка готовится к зиме? (К зиме она подготовила тёплое дупло и припасы, которыми она будет питаться зимой. Летом и осенью белка собирает орехи, жёлуди, шишки, грибы; и всё это она хранит в специальной «кладовке»: в пустом дупле.)
Белка – большая труженица, так что голодать ей зимой не приходится. Как называется дом белки? (Белка живёт в дупле дерева). В самые сильные морозы белка прячется в дупло и спит, закрыв вход хвостом. А как называется детёныш белки? (Бельчонок, а если много детенышей – бельчата).
(На экране мультимедийного проектора появляется картинка с изображением белки с бельчатами).
Кого мы дальше встретим в лесу, узнаем, когда соберём разрезные картинки. (На столах в конвертах разложены разрезные картинки с изображением зайца.) Кто изображен на вашей разрезной картинке? (Заяц)
(На экране мультимедийного проектора появляется картинка с изображением зайца). Заяц – дикое животное. Летом заяц серый, а зимой становится… (Зимой – белый). Причём белеет его шубка постепенно: сначала белеет хвост, потом лапки, спинка и бока. Ребята, а зачем зайцу зимой белая шубка? (Спасаться от врагов, и она более теплая). Что ещё помогает зайцу спасаться от врагов? (Его быстрые ноги. Задние лапы у зайца сильные, он ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от врагов). Есть ли у зайца дом? (Днём он спит в ямке, под кустом, а ночью выходит добывать еду). Чем питается заяц? (Находит опавшие ветки и объедает с них кору, а иногда забирается в сад и лакомится корой с яблонь, груш и других плодовых деревьев.) Как называется детёныш, который появляется у зайца и зайчихи? (У зайца и зайчихи появляется зайчонок, если много детенышей – зайчата).
(На экране мультимедийного проектора появляется картинка с изображением зайца и зайчат).
Послушайте стихотворение и скажите, о каком животном говорится в нём.
Вот нора, а в ней – лиса,
Ей охотник страшный снится.
Вся дрожит, обняв лисят.
А лисята сладко спят.
Беззаботны малыши,
Ты будить их не спеши.
Мамин хвост как одеяло,
Спят себе – и горя мало. (Лиса)
(В.Берестов)
(На экране мультимедийного проектора появляется картинка с изображением лисы).
Лиса – дикое животное, хищник, т.к. питается животными. Лисья шерсть оранжевого цвета, а грудка и кончик – белые. Как называется жилище лисы? (Нора). Вход в нору узкий, длинный, а внутри нора просторная. Готовится ли лиса к зиме? (Лиса готовится к зиме: на ее лапках отрастает густая шерсть, чтобы было нехолодно ступать по снегу, она, как в валенках, ходит по снегу).
Что вы можете сказать о лисе, какая она? (Лиса рыжая, хитрая, ловкая, пушистая…) Как называется детёныш лисы? (Детёныш лисы – лисёнок, а если много детенышей – лисята).
(На экране мультимедийного проектора появляется картинка с изображением лисы и лисят).
Отгадав загадку, вы узнаете героя, который появится на экране.
Нам нужны иголки для шитья
А кому нужны иголки для житья? (Еж)
(В.Орлов)
(На экране мультимедийного проектора появляется картинка с изображением ежа).
Ёж – дикое животное, живущее в наших лесах. Какая мордочка у него? (Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками). Чёрные, как бусинки, глаза кажутся внимательными и умными, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный! Лапы у ёжика короткие с маленькими коготками. Для чего у ежа колючки на спине? (На спине ёж носит колючие иголки. А как же ему без иголок? Ведь они спасают его от врагов). Ёжик – хищник. Он питается червяками, жуками, ловит ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек. Ёж не делает запасов на зиму. Когда настанут холода, он заберется в свой теплый уютный домик и крепко проспит до весны. Накроет пушистый снег ежиную норку, никто под снегом не найдет и сон не потревожит. Как называется детёныш ежа? (Детёныш ежа – ежонок, а много детёнышей – ежата)
Физкультминутка “Звериная зарядка”
Раз – присядка, (Присесть)
Два – прыжок – (Подпрыгнуть)
Это заячья зарядка. (“Ушки на макушке” – зайчики)
А лисята, как проснутся, (Потереть кулачком глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться)
Обязательно зевнуть, (Повороты туловища)
Рыжим хвостиком вильнуть. (Движения бёдрами вправо-влево)
А волчата – спинку выгнуть (Наклон вперед)
И легонечко подпрыгнуть. (Прыжок вверх)
Ну а Мишка косолапый, (Согнуть руки в локтях)
Широко расставив лапы, (Ноги на ширине плеч)
То двумя, то всеми вместе (Переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – (Руки развести в стороны).
Начинает всё сначала.
(Е.Николаева)
Чтобы узнать, кого мы встретим дальше, назовите, животное, которое находится в правом верхнем углу. (На мольберте размещены картинки с изображением диких животных). (В правом верхнем углу расположена картинка волка). Кто хочет рассказать про волка? (Волк – дикое животное, хищник, тоже питается животными, похож на крупную собаку. Тело волка покрыто серой шерстью). Как называется жилище у волка? (Волк живёт в логове) Как готовятся к зиме волки? (К зиме волчья шерсть отрастает и становится гуще и длиннее). Густая и тёплая шерсть необходима, чтобы волки могли спать прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят волки днём, а ночью охотятся. Живут волки семьями (стаями). Как называется детёныш у волка и волчицы? (Детёныша волка и волчицы – волчонок, а если много детенышей – волчата.)
(На экране мультимедийного проектора появляется картинка с изображением волка и волчат).
Чтобы узнать, какое животное мы встретим в лесу дальше, поиграем в прятки (Педагог раздаёт детям карточки) У вас есть карточки, на которых изображены силуэты животных. Назовите животное, которого мы ещё не встречали сегодня в волшебном лесу, но силуэт этого животного есть у вас на карточке.
(Отгадав, на экране появляется картинка медведя).
Медведь – дикое животное, хищник, но не прочь полакомиться мёдом и ягодами. – Кто хочет рассказать про медведя, какой он? (Медвежья шерсть коричневого цвета. Тело у медведя большое, мощное с маленьким хвостом и маленькими ушами на голове. Лапы у медведя короткие и толстые. Всю зиму медведь спит в берлоге).
А вы знаете, что медведь не делает запасов на зиму? Как вы думаете, почему? (Он всю зиму спит). Осенью медведь хорошо питается, говорят «нагуливает жир». Если медведь накопил много жира, он спокойно проспит до весны. Поздней осенью медведь находит упавшее дерево, натаскает к нему веток, молодых елочек, мха и получится медвежий дом – берлога. А зимой укроет берлогу снежное одеяло и станет медведю в ней тепло. Как называется детёныш у медведя и медведицы? (У медведя и медведицы появляется детёныш – медвежонок, а если два детеныша, значит это медвежата).
(На экране мультимедийного проектора появляется картинка с изображением медвежонка и медвежат).
А теперь давайте представим, что мы на лесной поляне. (Дети стоят перед изображением лесной поляны). По лесной почте к нам пришли письма. Давайте откроем первое письмо и прочитаем. (Задание с конвертом от доктора Айболита).
Игровое упражнение «Подскажи словечко»
Воспитатель: Доктор Айболит в своей лечебнице оказал помощь всем животным, которые к нему пришли.
(Каждому ребёнку по очереди предлагается ответить на вопрос, образовывая притяжательное прилагательное от существительного).
– Белке вылечил ухо. Чьё ухо вылечил доктор? … беличье ухо.
– Зайцу вылечил лапку. Чью лапку вылечил доктор? … заячью лапку.
– Волку вылечил хвост. Чей хвост вылечил доктор? … волчий хвост.
– Лисе вылечил голову. Чью голову вылечил доктор? … лисью голову.
– Медведю вылечил зубы. Чьи зубы вылечил доктор? … медвежьи зубы.
Игровое упражнение «Скажи, каким бывает животное»
Воспитатель: Теперь откроем второе письмо.
(Передавая каждому ребёнку игрушку из серии «Дикие животные», педагог предлагает ответить на вопросы – обогащение словаря прилагательными).
– Заяц (какой?) … (серый, длинноухий, пушистый, трусливый, белый…)
– Медведь (какой?) … (бурый, неуклюжий, косолапый, осторожный, большой…)
– Волк (какой?) … (серый, голодный, злой, сильный, зубастый, быстрый…)
– Лиса (какая?) … (рыжая, пушистая, хитрая…)
– Белка (какая?) … (рыжая, маленькая, проворная, ловкая…)
Игровое упражнение «Назови сказку»
Воспитатель: Вот и третье письмо из лесной почты.
Назовите сказки, в которых героями являются дикие животные.
(«Лисичка-сестричка и Серый Волк»; «Рукавичка»; «Заяц-хваста»; «Два жадных медвежонка»; «Теремок», «Зимовье зверей» и др.)
Вот и закончилось наше познавательное путешествие. А нам пора возвращаться в детский сад.
На прощанье помаши ладошкой.
Лес в ответ зашелестит листвой.
Возвращаемся домой.
(Дети кружатся вокруг себя).
Давайте вспомним, кого мы встретили сегодня в лесу? (Белку, зайца, волка, лису, медведя). Как их всех можно назвать, одним словом? (Дикие животные) Почему они так называются? (Живут в лесу, строят сами себе жилье, добывают пищу). Каких диких животных вы знаете ещё? (На доске картинки с изображением диких животных). Хотите ли вы отправиться в увлекательное путешествие, например, к животным жарких стран или животным Севера? (Ответы детей) Тогда до новых встреч, на следующем занятии мы с ними обязательно встретимся!
Ребята, оцените свою работу на занятии, используя смайлики: если вам было легко выполнять задания, отвечать на вопросы, значит, смайлик поместите в желтый вагончик, если вы испытывали затруднения – поместите в зелёный, а если всё было очень тяжело выполнить – в серый вагончик.
(Дети подходят к вагончикам, помещая в них соответствующие смайлики).