Дидактическое пособие «Логосумочка» для формирования правильного произношения звука [л] у обучающихся 5–6 лет

- 9:16КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Авторские пособия, Методичка

Для формирования правильного произношения звука [л], у обучающихся 5–6 лет предлагается авторское дидактическое пособие «Логосумочка», представляющее собой сумочку, выполненную из хлопчатобумажной ткани, внутри которой имеются карманы для двадцати девяти авторских игровых упражнений. Все герои являются плоскостными персонажами, изготовленными из фетра. 

 

Наталья КЛЕПИКОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребёнка»,
Гродненская область

 

 

В последние годы отмечается увеличение числа детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в произношении звука [л]. Звук либо не произносится, либо искажается, либо заменяется другими звуками речи. В связи с этим коррекция произношения звука [л] у воспитанников представляет собой одну из важнейших задач учителя-дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощи в учреждении дошкольного образования. Проводя обыкновенные традиционные занятия с обучающимися, заметила, что достаточно трудно удержать внимание, пробудить интерес к изучаемому звуку, а еще сложнее закрепить и активно использовать автоматизируемый звук в самостоятельной речи. Причиной этому являются монотонные упражнения, требующие многократного повторения одного и того же речевого материала. Это неинтересно и быстро утомляет детей. К тому же воспитанники 5–6 лет, не имея осознанного отношения к своему дефекту речи, не стремятся от него избавиться. Ребенка нужно заинтересовать, чтобы ему захотелось самому участвовать в процессе коррекции звукопроизношения, поэтому лучшим вариантом является применение игровых приемов, которые способны его заинтересовать, увлечь, удивить, погрузить в сказочный мир и вызвать желание несколько раз повторять одни и те же «трудные» звуки, слоги, слова.

Учителю-дефектологу необходимо постоянно разрабатывать новые игры, игровые упражнения, способствующие формированию правильного произношения звука [л], содействовать автоматизации поставленных звуков.

Для формирования правильного произношения звука [л] у обучающихся 5–6 лет использую авторское дидактическое пособие «Логосумочка», представляющее собой сумочку, выполненную из хлопчатобумажной ткани. Внутри имеются карманы для двадцати девяти авторских игровых упражнений. Все герои являются плоскостными персонажами, изготовленными из фетра.  

В дидактическом пособии «Логосумочка» представлен игровой материал по подготовке органов речи к постановке звука [л] (по развитию артикуляторной моторики («Гусеница», «Логокубик», «Лола и Леня») и по развитию речевого дыхания («Облако», «Слоник», «Горячий чай», «Футбол»); по развитию фонематического слуха, умению определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком; по автоматизации звука [л] (изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях).

 

Примеры игровых упражнений, представленных в дидактическом пособии «Логосумочка»

 

Пароход

Цель: автоматизация изолированного произношения звука [л].

Ход игрового упражнения

Воспитанник рассматривает изображение парохода и воспроизводит его гудок: «л-л-л-л-л-л». Затем «помогает» пароходу доплыть до острова, проводя пальцем по дорожке и четко произнося протяжный звук [л] (чем ближе к острову, тем с большей силой голоса произносится звук: л-л-л-л-Л-Л-Л).

   

Прогулка по кочкам

Цель: автоматизация звука [л] в слогах; развитие мелкой моторики; развитие межполушарных связей.

Ход игрового упражнения

Воспитанник «помогает» волку пройти болото по кочкам, чтобы попасть в логово, перемещая его пальчиками обеих рук по кочкам, одновременно произнося предложенные слоги.

 

Подарки

Цель: автоматизация звука [л] в словах; развитие фонематического слуха; определение места звука в слове.

Ход игрового упражнения

Педагог: У Лосяша и Белки день рождения. Мы приготовили для них подарки, которые упаковали в праздничные мешки. Лосяшу подарим тот мешок, в котором лежит предмет, начинающийся на звук его имени [л], а Белка получит мешок с подарком, в названии которого звук [л] слышится в середине слова.

Речевое сопровождение: В мешке лежит баклажан. В слове «баклажан» слышу звук [л] в середине слова. Значит этот подарок для Белки.

Примерный перечень картинок: баклажан, шоколад, булочка, колбаса, колокольчик, желудь, лавка, лампа, ландыш, лодка, лук, лыжи, лукошко, молоко, мыло, флаг.

 

Акула

Цель: автоматизация звука [л] в словах, предложениях; закрепление умений употреблять имена существительные в именительном, творительном, родительном падежах; употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Оборудование: «море», «акулы»; на обратной стороне каждой «акулы» изображены предметные картинки, в названии которых присутствует звук [л].

Ход игрового упражнения

Педагог: Русалочка и акула Лана каждый день играли на берегу моря, купались в его волнах. У них было много друзей. Многие плавать не умели, поэтому просили Лану их прокатить по волнам. Кто плавает с акулой?

Воспитанник берет «акулу», переворачивает ее и называет предмет, изображенный на обратной стороне, в составе целого предложения. Например: «С акулой плавает белка. С акулой плавает волк».

Педагог: На берегу всегда друзей ждала Русалочка. Кого ждет Русалочка?

Воспитанник из воды достает «акулу», переворачивает ее и произносит предложение, используя то слово, которое называет то, что находится у «акулы» на спине: «Русалочка ждет на берегу белочку».

 

На основе авторского дидактического пособия «Логосумочка» составлена аналогичная брошюра.  

Использую пособие как на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения и коррекции грамматической стороны речи, так и на групповых и подгрупповых занятиях для формирования и развития лексико-грамматических категорий речи.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий