Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии

- 9:21БИОЛОГИЯ, Биология. Идеи, Методичка

Автор приводит примеры использования технологии проблемного обучения на уроках биологии в 7-м классе.

Анна РОМУК,
учитель биологии и химии
ГУО «Субботникская средняя школа»
Ивьевского района,
Гродненская область

 

 

Проблемное обучение – способ повысить интерес к предмету. Считаю очень важным применение на уроках биологии проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, выдвижение гипотез, что позволяет усиливать мотивацию учащихся на поисковую деятельность, на решение конструктивных задач, которые встают на каждом уроке. Ведь ни один урок не обходится без ключевых слов: как? почему? сколько? как вы думаете? предложите, докажите. Моя задача как учителя состоит в том, чтобы разработать, сформулировать задания-проблемы.

При изучении темы «Побег. Почка – зачаточный побег» в начале объяснения материала обрисовываю ситуационную задачу, к решению которой возвращаюсь в конце урока: «Опытный садовод, внимательно посмотрев на плодовые деревья зимой, сказал, что осенью можно ожидать хороший урожай яблок, а вот вишня не порадует. Как он это узнал?»

Тема «Лишайники». Рассказ учителем легенды «Манна небесная». Несколько тысяч лет назад, еврейский народ убегал из Египта. Он долго бродил по пустыне без воды и пищи. Люди просили Бога о помощи. Неожиданно с неба посыпались маленькие шарики, которые напоминали манные крупы. Люди насытились ими и смогли выйти из пустыни. Такие легенды существуют и в других восточных странах. Кто может сказать, что за манные крупы сыпались с неба и могут ли они сыпаться с неба?

Тема «Бактерии – древнейшие организмы на Земле». Учитель демонстрирует слайд с цитатой «Всё в нашем мире зависит от бактерий. Долгое время – почти 4 миллиарда лет – Земля была в их полном распоряжении. Именно эти микроскопические двигатели жизни изменили химический состав нашей планеты и сделали мир пригодным для обитания растений, животных и людей». Для учащихся предполагаются вопросы: почему ученый считает бактерии настоящими двигателями жизни на Земле, почему они смогли сделать мир пригодным для обитания других организмов?

Тема «Бактерии – возбудители болезней». Учащимся для обсуждения предлагается информация: «Гробница фараона Тутанхамона обнаружена 6 ноября 1922 года англичанами – египтологом Говардом Картером и собирателем древностей Джорджом Карнарвоном, в ходе продолжавшейся 6 лет поисковой экспедиции. Лорд Карнарвон умер 5 апреля 1923 года, через 4 месяца после того, как побывал в гробнице; 6 апреля 1928 года в возрасте 54 лет умер археолог Артур Мейс после открытия гробницы». Далее учитель продолжает: «Люди считали, что существовало проклятие фараонов, которое заключалось в том, что каждый, кто проникнет в гробницу, умрет. Почему умерли археологи?

При изучении темы «Плауны» для мотивации учащихся можно задать вопрос: «Почему в белорусских сказках козу называют «каза-дзераза»? Какая связь названия с плаунами?»

Тема «Опыление у цветковых растений». Создание проблемной ситуации: «Вскоре после открытия Новой Зеландии и Австралии туда прибыли первые поселенцы из Европы. Они возделывали там поля и сеяли клевер, которого раньше на этих землях не было. Клевер пышно разрастался на плодородной почве, но семян не давал и, следовательно, не размножался. Каждый раз для посева приходилось привозить новые семена из Англии. Почему?»

Тема «Цветок. Строение и функции цветка и его частей». Учитель ставит проблемную ситуацию: «То, о чем сегодня на уроке пойдёт речь, представляет собой часть растения. В процессе развития жизни на Земле это появилось самым последним. Никто не знает точно, как это произошло и где. Его ближайшим родственником является шишка голосеменных растений. И появление этого загадочного объекта связано с историей создания нашей планеты. О чём идёт речь?»

Тема «Папоротники». Существует легенда о цветке папоротника. Очаровательный цветок папоротника распускается только один раз в год – в ночь на праздник Ивана Купалы. Ровно в полночь из листьев папоротника начинает подниматься почка, все выше и выше, затем из нее появляется ярко-огненный цветок, настолько яркий, что простому смертному на него невозможно смотреть. Затем невидимая рука срывает магический цветок. Если же человеку посчастливиться отыскать цветок папоротника и сорвать его, то он приобретет власть над всеми. Также цветок папоротника помогает открывать землю и делает видимыми все скрытые в ней сокровища. Почему никому так и не посчастливилось отыскать цветок папоротника?

Тема «Плесневые грибы и дрожжи». Зачитывается цитата о плесени: «Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Её называют «хлебом дьявола» и «плевком Бога». Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она способна управлять массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить».

Нестандартные задания, проблемные ситуации и активная самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению создают на уроке атмосферу творчества, развивают интерес к биологической науке, стимулируют глубокое изучение ее теории, законов, учат отстаивать свою точку зрения.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий