Мы – юные экологи. Конспект занятия в старшей возрастной группе по образовательной области «Ребенок и природа»

- 17:25ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

Занятие воспитывает любовь к природе, бережное, заботливое отношение к лесу, правильное с ним общение, желание изучать его.

Наталья ХВАТЮК,
заместитель заведующего по основной деятельности
ГУО «Детский сад № 77 г. Гродно»,
Гродненская область

 

 

Задачи:

образовательные

– формировать представления о лесе и его разнообразии;
– формировать представления детей о том, что планета Земля – это наш общий дом, где обитает много живых существ, и всем им необходим чистый воздух, вода, чистая земля;
– расширять словарный запас;

развивающие

– развитие связной речи (составление мини-рассказов о поведении в лесу);
– развитие зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением;

воспитательные

– формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
– воспитывать любовь к природе, бережное, заботливое отношение к лесу, правильное с ним общение, желание изучать его.

Оборудование: письмо, мультимедийная доска, слайды с пейзажами леса и речки, слайды с видом Земли из космоса, аудиозаписи звуков леса и ручья, мелодия Поля Мориа «Одинокий пастух», «Песенка о медведях» (минус), мелодия Ю.Антонова «Живет на свете красота», повязки экологов, экологические карточки «Правила поведения в лесу», имитация забора из картона, следы, кочки, имитация ручейка (синяя ткань), деревья и кусты искусственные, фантики, бумажки, пластиковые бутылки.

Словарная работа: планета Земля, равнины, выхлопные газы, экологи, пластик, глобус, кора, космос.

 

Ход занятия

 

Дети стоят на ковре полукругом. Воспитатель находит конверт с письмом, вскрывает и зачитывает его.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?
Так давайте поскорее открывать и читать.

Воспитатель: В письме Природа просит вас о помощи, так как планета Земля находится в опасности. Давайте вместе узнаем, что случилось и как можно помочь?

Дети: Давайте узнаем.

Воспитатель: Но для начала скажите мне, что такое планета Земля?

Дети: Планета Земля – это место, где живет много людей, животных, растений. Это наш общий дом.

Воспитатель: Правильно. А что такое глобус?

Дети: Глобус– это уменьшенная модель земли.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, я вам принесла глобус. Действительно, это уменьшенная модель нашей Земли. Посмотрите, какую форму он имеет?

Дети: Глобус имеет форму шара.

Воспитатель: Правильно, ребята. Глобус, так же, как и Земля, имеет форму шара. Следовательно, он дает нам правильное представление о форме нашей планеты. Посмотрите внимательно и скажите, какой цвет преобладает на глобусе?

Дети: Голубой и зеленый.

Воспитатель: Что обозначает каждый из этих цветов?

Дети: Голубой – океаны, моря, реки, озера; зеленый – леса, луга, поля.

Воспитатель: А кто мне скажет, как называют еще нашу планету?

Дети: Ее называют голубой планетой.

Воспитатель: Давайте мы сейчас вместе посмотрим, как наша Земля выглядит из космоса. (Дети подходят к доске и становятся полукругом. На мультимедийной установке включается слайд – фото Земли из космоса).

Воспитатель:

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету –
Ведь другой похожей нету! (Я. Аким)

(Звучит фоном мелодия песни Ю.Антонова «Живет на свете красота»)

Воспитатель: Какая удивительная планета – Земля! На ее поверхности моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Скажите, какие живые существа населяют Землю?

Дети: Нашу планету населяют разные люди, животные, обитатели подводного мира, насекомые, птицы, растения.

Воспитатель: Как вы думаете, что необходимо человеку?

Дети: Солнце, воздух и вода – для человека лучшие друзья.

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинки-слайды: «Все ли в порядке в нашем зеленом доме?»

Дети: В мире очень много машин, автобусов, самолетов, ракет, которые загрязняют воздух выхлопными газами. От этого стало тяжело дышать. А также много фабрик и заводов, которые загрязняют своими отходами реки и моря. От этого гибнут морские обитатели.

Воспитатель: Ребята, нам нужно привести в порядок наш зеленый дом, вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда я превращаю вас в юных экологов. Эколог – специалист, который анализирует и разрабатывает меры по уменьшению вреда, оказываемого людьми на окружающую среду.

(Дети надевают повязки экологов).

Воспитатель: Нам пора отправляться в путь. Нас ждут преграды и испытания, но мы обязательно справимся и поможем нашей планете.

(Дети шагают по кругу, проговаривая слова)

Мы юные экологи, идем-идем по свету.
Мечтаем научить людей беречь свою планету.
Чтоб солнышко светило и пели птички на рассвете,
Пора идти в далекий путь, спешим спасать планету!

(В это время на экране появляется слайд – картинка с тропинкой в лес)

Воспитатель:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем.

Воспитатель: Ребята, а куда это мы с вами попали?

Дети: В лес.

Воспитатель: Вы хотите прогуляться по этой тропинке?

Дети: Да!

Воспитатель: Прежде чем попасть в лес, надо вспомнить правила поведения в лесу. А какие, мы сейчас узнаем.

На столе лежат карточки с различными вариантами поведения: «Что можно делать в лесу, а что нет?» Детям необходимо выбрать правильные варианты, объяснить свой выбор и разместить на «воротах», которые ведут в лес. (Ветки не ломать, деревья не качать; ни травинки, ни цветка зря не рвать, не топтать; не шуметь, не мусорить, не разрушать гнезда и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием, эти правила помогут не только нам, но и другим посетителям леса, быть лесу друзьями, а не врагами. Мы с вами проделали нелегкий путь, давайте немного отдохнем.

Гимнастика для глаз

Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Раз – налево, два – направо, 

Три – наверх, четыре – вниз. 
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.

(В это время на экране появляются слайды смешанного леса, аудиозапись – звуки леса).

Воспитатель: Ребята, что вы почувствовали, услышали, когда вошли в лес?

Дети: Мы услышали тишину, пение птиц, жужжание насекомых. Почувствовали свежесть, запах хвои и листвы.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а в какой лес мы с вами пришли?

Дети: Мы пришли в смешанный лес.

Воспитатель: А почему он так называется?

Дети: Потому, что в нем растут разные деревья: хвойные, березы, осины, дубы.

Воспитатель: Верно. Ребята, посмотрите, кто-то оставил корзинку. Что в ней? Это задание от лесника: «Расскажи, что происходит в лесу?» (Дети садятся на круглые подушки «на полянке» и по картинкам составляют предложения).

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием лесника. Ой, посмотрите, что случилось с этим деревом в лесу? (Слайд – больное дерево).

Дети: Дерево заболело.

Воспитатель: Как узнать, больное дерево или нет?

Дети: Листья вянут, засыхают, кора трескается, течет по стволу сок, под корой много насекомых.

Воспитатель: Как экологи мы просто обязаны помочь этому дереву. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Любой лес похож на большой многоэтажный дом, в котором обитает много разных жильцов. Они все нужны друг другу. Как вы это понимаете?

Дети: Вместе живут и растения, и звери, и насекомые, и птицы.

Воспитатель: Правильно. Растения дают кров и питание насекомым, птицам, зверям. Вы знаете, что все звери должны питаться, чтобы получить энергию для жизни. Сейчас вы разделитесь на две команды. Каждая получит конверт, в котором находятся картинки с изображением животных, растений, насекомых, птиц. Ваша задача – составить цепи питания и определить, какая картинка здесь лишняя. Вашим правильным ответом вы поможете больному дереву. (После выполнения заданий на экране слайд – здоровое спасенное дерево).

Воспитатель: Посмотрите, как зазеленело наше деревце, вы его спасли! В природе все взаимосвязано и нет ничего лишнего. А вы молодцы, успешно справились и с этим заданием. Посмотрите, как солнышко улыбается! Вы хорошо потрудились, а теперь поиграем вместе с солнышком.

(Дети становятся в круг на ковре)

Физкультминутка

Снова нет ручьям покоя (движение «волна» руками)
День и ночь журчат в кустах.

Ходит солнце золотое (руки вверх, поворот на месте)
В чистых-чистых небесах.
Льет лучи на лес и луг (подскоки и руки в стороны вверх)
И на все цветы вокруг (подскоки и руки в стороны вниз).

(Во время физкультминутки включается фоном аудиозапись звуков ручейка и на экране слайд – ручеек).

Воспитатель: Ребята, вы слышите, что это за звуки?

Дети: Это звуки весеннего ручейка.

Воспитатель: Пока мы играли с солнышком, незаметно пришли к ручейку. Давайте присядем, закроем глазки и насладимся звуками природы.

(В это время воспитатель незаметно разбрасывает фантики, пакеты, бумажки, пустые бутылки по группе).

Воспитатель: Посмотрите, как здесь грязно. Кто же это здесь так насорил?

Дети: Это мусорят сами люди. Мы же юные экологи, мы просто обязаны очистить реки и водоемы от этой грязи.

(Дети вместе с воспитателем убирают мусор в одноразовых перчатках, на фоне звучит аудиозапись журчания ручейка).

Воспитатель: Вы молодцы, юные экологи, проделали отличную работу. Теперь вы все знаете, как беречь и содержать в чистоте наш общий зеленый дом. Нам пора возвращаться в детский сад

Возвращаются в группу по дорожке, проговаривая слова:

Мы – юные экологи
Ходили мы по свету,
Мы вылечили дерево,
Очистили и реку,
И научили всех людей
Беречь свою планету!

Воспитатель: Что вам понравилось? Что запомнилось? Что вы хотели бы сказать другим людям?

Дети становятся полукругом, один из ребят (который заранее выучил стихотворение) делает шаг вперед и читает его возле плаката, на котором изображена природа: на одной половине зеленые деревья, цветы, насекомые, солнце и река, а на другой половине – непотушенный костер в лесу, мусор разбросан на поляне, сорванные цветы и ветки деревьев.

Ребенок:

Мы рубим лес, устраиваем свалки…
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что землю нужно тоже охранять…
Она, как мы – такая же живая!

(Мелодия Поля Мориа «Одинокий пастух» звучит во время прочтения стихотворения фоном)

Затем дети становятся полукругом, кладут руки на плечи друг другу, и, покачиваясь из стороны в сторону плавно в такт музыке, под музыку исполняют песню «Любим мы тебя, Земля» (переделанный текст из песни «Песенка о медведях»)

В нашем огромном мире
Много людей живет,
Кто же очистит Землю
И убережет?
Нужно нам торопиться,
Чтобы успеть понять,
Планету эту дружно
Пора нам всем спасать!

Припев:

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла
Любим мы тебя, Земля,
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Мы спасем тебя, Земля!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий