Занятие направлено на формирование у воспитанников среднего дошкольного возраста (4–5 лет) представлений о национальном флаге, гербе, гимне; воспитание нравственно-патриотических чувств.
Юлия ДОЛГОВСКАЯ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 73 г. Гродно»
Программные задачи:
– продолжать формировать у детей представления о том, что наша родина – Республика Беларусь, малая родина – город Гродно, о том, что в Республике Беларусь живут белорусы, они говорят на белорусском и русском языках;
– формировать устойчивый интерес и положительное отношение к национальному языку;
– расширить представления о национальном флаге, гербе, гимне;
– развивать познавательный интерес, память, умение пользоваться интонационными средствами выразительности;
– воспитывать чувство гордости за свою страну.
Материал и оборудование: «сердца»-наклейки для каждого воспитанника, посылка, микрофон, видеокамера, «шкатулка добра», комплект разрезанных карточек с изображением флага Республики Беларусь, изображение герба, белорусский ручник, магниты, картины и репродукции художников с изображением белорусской природы, мольберты.
Предварительная работа: рассматривание изображения герба Республики Беларусь, беседа о символическом значении цветов на флаге Республики Беларусь, разучивание стихов, белорусских народных игр.
Ход занятия
Воспитанники становятся в круг. У каждого ребенка на груди прикреплено «сердце».
Воспитатель.
Здравствуй, солнце золотое! (Дети поднимают руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (Рукой показывают небосклон)
Здравствуй, вольный ветерок! (Движение руками, поднятыми вверх, влево-вправо)
Здравствуй, маленький дубок! (Приседают на корточки)
Здравствуйте, леса, поля (Разводят руки в стороны)
И дорога вдоль ручья! (Имитирую движение ручья)
Все, что есть вокруг меня (Кружатся вокруг себя)
Это – родина моя! (Разводят руки в стороны)
Воспитатель. Ребята, как красиво сказано в стихотворении: леса, реки, поля, дубок, ветерок, солнце – это родина моя! А, как называется наша Родина? (Республика Беларусь). Правильно, Беларусь – это наша большая Родина, а у нас с вами есть еще малая родина. Скажите, что мы называем малой родиной? (Это место, где мы родились, живем, растем, это наш город Гродно). А, что значит любить свою Родину? (Беречь природу, не мусорить, уважать старших)
Раздается стук, и возле двери в группу дети видят посылку.
Воспитатель. Ребята, посмотрите – к нам в группу доставили посылку. Интересно, что там? (Открывает посылку, там письмо). В посылке письмо от мальчика из далекой Африки. Он пишет, что однажды рассматривал глобус и обратил внимание на нашу страну – Беларусь! Ему стало очень интересно, что это за страна, и он хочет больше узнать про Беларусь. Поэтому просит помощи у белорусских ребят. А, чтобы он смог все увидеть и услышать, мальчик из Африки прислал нам видеокамеру и записывающий микрофон. А раз посылка попала к нам, то, может, мы ему и поможем? (Да)
Тогда давайте включим видеокамеру (Ставит видеокамеру на стол) и расскажем о том, какая наша Родина:
Радзiма ў нас бязмежная, (Разводят руками в стороны)
Спякотная i снежная. (Сначала махают рукой на себя, потом имитируют холод)
Радзiма ў нас цудоўная, (Качают головой)
Багаццяў розных поўная. (Руками показывают большой сундук)
Радзiма ў нас магутная, (Имитируют силачей, сгибая руки)
Ва ўсiм сусвеце чутная. (Руки возле рта)
Радзiма ў нас лагодная, (Гладят соседа по плечу)
Нiбы матуля родная. (Обнимают себя)
А самае галоўнае:
Усе ёй дзецi – роўныя. (Показывают друг на друга)
(Артур Вольский)
Дети садятся на ковер по кругу.
Воспитатель. Теперь расскажем нашему новому другу о нас. Если мы живем в Республике Беларусь, то мы с вами кто? (Белорусы). Давайте расскажем о том, какие мы, белорусы, и поделимся добротой своего сердца. (Дети называют прилагательные и складывают «сердца» в «шкатулку добра», которую передают друг другу. В конце шкатулка кладется в посылку).
Игра «Какие?»
Мы белорусы – мирные,
Мы белорусы – красивые,
Мы белорусы – спортивные,
Мы белорусы – мужественные,
Мы белорусы – трудолюбивые и т.д.
Воспитатель. Теперь наш друг знает о том, какие мы, а может, кто-нибудь вспомнит стихотворение про белорусов? (Предлагается одному из воспитанников рассказать стихотворение)
Плыве ў блакiце
Белы бусел,
I луг квяцiсты,
Як абрус.
А мы з табою –
Беларусы!
Радзiма наша – Беларусь!
(М. Пазнякоў)
Воспитатель. Если мы с вами белорусы, то наш родной язык, какой? (Белорусский). Давайте встанем (становятся в круг), возьмем микрофон, на который запишем некоторые слова на «беларускай мове». Я думаю, что мальчику из далекой Африки будет очень интересно услышать, как они звучат. (Воспитатель называет слова на русском языке, а дети переводят на белорусский, передавая микрофон)
Игра «Переводчик»
Родина – Радзiма,
мамочка – матуля,
папа – тата,
девочка – дзяўчынка…и т.д.
Воспитатель. Но мы, белорусы, можем не только трудиться, но и отдыхать. Сейчас мы запишем на видеокамеру, как мы умеем играть.
Белорусская народная игра «Адгадай, чый галасок»
Дети стоят в кругу. Один из играющих становится в середину и закрывает глаза. Дети идут по кругу:
Сталі ў круг, і – раз, два, тры!
Павярнуліся, сябры!
На последние слова все поворачиваются вокруг себя и говорят:
А як скажем – скок, скок, скок…
Слова «скок, скок, скок» – говорит тот, на кого покажет воспитатель.
После этого все говорят: «Адгадай, чый галасок». Ребенок, который стоит посередине с закрытыми глазами, отгадывает, кто говорит.
(После игры подходят к мольберту с государственной символикой)
Воспитатель. Каждую страну, кроме названия и языка, отличает и своя государственная символика. Что мы относим к государственной символике Республики Беларусь? (Герб, флаг и гимн). Покажи (имя воспитанника), где герб? (Названный ребенок показывает на мольберте). Какие цвета присутствуют на белорусском флаге? Что обозначает красный цвет? (Цвет жизни, победы). Белый цвет? (Чистоты, честности). Зеленый цвет? (Природы).
Да, наша белорусская природа очень красивая, и, если внимательно посмотреть вокруг, то можно увидеть…
Игра «Я вижу – мы видим»
Воспитатель и дети представляют в руках бинокль и смотрят на «картины» на мольбертах вокруг, где изображена природа.
Воспитатель: Я вижу лес.
Дети: Мы видим леса,
Воспитатель: Я вижу дерево.
Дети: Мы видим деревья…и т.д.
Воспитатель: Что еще мы видим на флаге? (Белорусский орнамент). На чем мы можем также увидеть элементы белорусского орнамента? (На скатертях, одежде, ручниках…).
Давайте соберем наш белорусский флаг из частей. (На столах на общем подносе находятся части к флагу по количеству воспитанников. Дети подходят к столам и выкладывают флаг из частей индивидуально).
Игра «Собери флаг» (пазл)
Воспитатель: А еще какой государственный символ мы не назвали? (Гимн). Как мы его слушаем? (Стоя, серьезно). Давайте положим в посылку нашему другу из Африки, вместе с видеокамерой и микрофоном, диск с нашим гимном, белорусский ручник, изображение белорусского флага и герба. Пускай он с ними познакомится ещё лучше сам и познакомит своих друзей. А теперь передадим эту посылку почтальону.
Воспитатель:
Беларусь любимая,
Славная земля,
Лучше всех ты милая
Родина моя….