Реализация метапредметности в преподавании предмета «Медицинская подготовка»

- 9:22Медицинская подготовка, Методичка

Сотрудничество и взаимодействие Центра допризывной и медицинской подготовки с различными медицинскими учреждениями, учреждениями образования, общественными организациями.

Светлана ИОСЬКО,
учитель медицинской подготовки
Центра допризывной и медицинской подготовки
Ленинского района г. Гродно

 

 

Здоровье человека является предметом изучения многих естественных и общественных наук: биологии, медицины, социологии, психологии, философии и многих других. Не «застрять» в информационных ограничениях учебного предмета, грамотно выстроить взаимосвязи с другими дисциплинами, связать содержание предметной области с жизнью, создав тем самым условия для личностного роста учащихся, – сегодня эти вопросы для педагогов Центра допризывной и медицинской подготовки Ленинского района Гродно приобрели особую значимость и актуальность. Показать многогранность предмета «Медицинская подготовка», его многозадачность, повысить уровень заинтересованности современных учащихся в замкнутом учебном пространстве уже просто нереально. Поиск эффективного решения этих задач, возможностей реализации метапредметности показал необходимость поддержки со стороны не только медицинских работников, но и профессионалов, занимающихся смежными науками и дисциплинами, а также преподавателями высшей школы, учёными. Все это и обусловило создание сети сотрудничества и взаимодействия центра с различными медицинскими учреждениями, учреждениями образования, общественными организациями.

Так, изучение раздела «Первая помощь» в 10-м классе стало уже практически невозможным без посещения лаборатории практической отработки навыков Гродненского государственного медицинского колледжа. Современное оснащение лаборатории манекенами-имитаторами, специализированным инструментарием позволяет максимально приблизить к реальности и качественно визуализировать ситуации, связанные с различными травмами и ранениями. Занятия проходят в форме практикума с участием преподавателя медицинского колледжа, что, безусловно, обеспечивает эффективность и качество подачи учебного материала.

Основной целью посещения учащимися Гродненской кунсткамеры, (Тератологического музея), созданного на базе Гродненского государственного медицинского университета, является профилактика здорового образа жизни. Мировой медицине до сих пор до конца неизвестно, почему возникают такие патологии, как сиамские близнецы, циклопы, гидроцефалия, синдром Дауна и другие, но точно установлены явные негативные факторы, влияющие на протекание беременности. Информация преподавателя вуза о медицинских исследованиях, свидетельствующих о вреде употребление алкоголя и наркотиков во время беременности, о проблемах, возникающих при небрежном отношении к своему репродуктивному здоровью, как правило, вызывает у девушек множество вопросов и часто переходит в дискуссию.

Встречи учащихся центра со специалистами Белорусского Общества Красного Креста позволяют приобрести навыки действий в экстремальных ситуациях. Так, например, во время проведения мастер-классов учащиеся узнают о том, как действовать в случае отравлений различных видов, как правильно провести сердечно-легочную реанимацию, что делать в случае непроходимости дыхательных путей, как помочь человеку без сознания до прибытия скорой помощи и многое другое. Форма активного взаимодействия даёт возможность девушкам не только услышать, но и приобрести практические навыки по сохранению здоровья и спасению жизни человека.

Гродненский областной эколого-биологический центр детей и молодёжи располагает уникальным ресурсом для изучения свойств лекарственных растений – Музеем ароматов. В необычной экспозиции представлено свыше 70 лечебных и ароматических растений, произрастающих на территории страны. Запахи сушёных трав, горечи и оригинальные пряности, терпкие и сладкие ароматы… Многие об ароматерапии и её влиянии на физическое и психологическое оздоровление человека знают только понаслышке. На практике – это весьма эффективный метод борьбы со стрессом, способствующий не только улучшению настроения, но и восстановлению организма в целом. Информация преподавателя-экскурсовода о том, что растения могут стать эффективной альтернативой таблеткам и иным искусственно созданным лекарствам вызвала у учащихся живой интерес и стала поводом для интересного и полезного исследования. Ранней весной, когда ещё так мало зелени, мы не смогли не обратить внимания на величественные исполины, восхищающие своей красотой и жизненной мощью. Сосна. Именно это дерево, символ бессмертия и жизненной силы, привлекло внимание учащихся и стало объектом всестороннего изучения. Лечебная сила хвои, почек, побегов сосны признается официальной медициной. Вместе с ней народные методы лечения предлагают огромный выбор рецептов, способов их реализации в домашних условиях. Это то редкое дерево, которое идёт в дело от корней до макушки.

Перед инициативной группой учащихся, которые пожелали принять участие в учебном проекте «Хвойная аптека», была поставлена цель – изучить целебные свойства сосны. Для достижения этой цели перед участниками проекта был поставлен ряд задач, а именно: изучение информации о том, как правильно собрать и заготовить необходимое сырье (хвою, почки, побеги, живицу); поиск эффективных рецептов приготовления целебных снадобий, изучение их воздействия на организм человека, включая противопоказания; консультация фитотерапевта, а также подборка интересных фактов о редких свойствах сосны.

Процесс работы по изучению материалов по заявленной теме увлёк настолько, что большинство участниц проекта самостоятельно или с помощью старших членов семьи – мам, бабушек – приготовили снадобья на основе народных рецептов. Результат был представлен на выставке-дегустации, где можно было не только увидеть, но и вкусить сосновый мёд с лимоном, различные варианты варений и сиропов из молодых побегов сосны, попробовать витаминизированный хвойный чай с имбирём и липовым медом и, конечно же, насладиться целебным ароматом сосновых саше. Выступающие оживленно делились особенностями сбора смолянистых почек, нежных молодых побегов и зелёных шишек, тонкостями приготовления лечебных средств, рассказывали об их редких целебных свойствах, которые подтверждаются столетиями и оказывают незаменимую природную помощь при многих болезнях. Одна из учащихся по бабушкиному рецепту, проверенному годами, на основе живицы изготовила мазь. По словам бабушки, чудесное средство обладает отличными ранозаживляющими свойствами, а также может использоваться как косметическое средство для улучшения состояния кожи и уменьшения морщин. Информация о целительной силе живицы была дополнена другими интересными фактами. Так, например, не всем известно об антибактериальном эффекте дыма горящей смолы, которым «окуривают» помещения, погреба и бочки для солений. Драгоценная светло-желтая прозрачная смола – живица, – являясь богатейшей химической лабораторией, в годы Великой Отечественной войны многим спасла жизнь и способствовала восстановлению здоровья (вследствие уничтожения врагом плантаций камфорного базилика – растения, из которого обычно получают камфору, начал ощущаться недостаток в этом препарате; скипидар, выделяемый из сосновой живицы, полностью покрыл потребности страны в этом незаменимом лекарственном средстве).

Изучение раздела «Лекарственные препараты и растения» завершается посещением аптеки-музея, которая находится в старом здании коллегиума, с ХVІІІ века сохранившемся в самом центре нашего города. Она куда больше схожа с лабораторией знахаря, ведающего силой кореньев и трав, чем с современным медицинским учреждением. Уникальность аптеки-музея даёт знания не только по фармакологии, но и знакомит с историей развития медицины в Беларуси, становлением аптекарского дела в Гродно. Один из значимых и ценных этапов экскурсии – беседа с фармацевтом, возможность по его рекомендациям собрать домашнюю аптечку из современных лекарственных препаратов и средств, тем самым получить дополнительные знания об оказании доврачебной помощи.

Процесс работы над методикой преподавания предмета «Медицинская подготовка» всякий раз показывает эффективность партнёрского взаимодействия не только в отношении развития познавательного интереса учащихся и обретения нового опыта и знаний. Это ещё и уникальная возможность социализации, помощь в профессиональном самоопределении и поиске своего места в постоянно меняющемся мире. Особая же атмосфера мастер-классов, практикумов и экскурсий, организованных вне учебного помещения, благотворно влияет и на мировоззрение подростков, которое побуждает к активному познанию, поиску и действию.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий