Использование метода примера в качестве ведущего метода гражданско-патриотического воспитания при организации воспитательной и идеологической работы в классе

- 12:20Стиль работы

Автор убеждена, что залогом успешности традиционных мероприятий является личный пример, который помогает войти в тему, сделать её значимой для учащегося.

 

Инна ОЛЬШЕВСКАЯ,
классный руководитель,
ГУО “Козловщинская средняя школа” Дятловского района,
Гродненская область

 

 

Воспитание – работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. В формировании гражданско-патриотических качеств личности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления патриотизма и гражданственности, их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения.

В моей педагогической практике залогом успешности традиционных мероприятий является личный пример, который помогает войти в тему, сделать её значимой для учащегося. Тогда уроки, мероприятия освящены негасимой верой в то, что народ-победитель достойно, глубоко чтит память тех, кто завоевал сегодняшнюю мирную жизнь, чистое небо и яркое солнце. И добиться этого можно, идя к сердцам и душам учащихся, идя навстречу истории их семьи, их рода. Погружение в тему «Памяти» нужно начинать с семьи, чтобы учащиеся понимали: это моё, самое сокровенное, самое родное, это то, без чего прожить нельзя.

Постижение величия памятных дат возможно при глубоко личностном проникновении в тему. С этой целью для учащихся проводятся различные мероприятия. Незабываемым и ответственным стал живой урок «Война от первого лица». С одной стороны, всё было традиционно: приглашён воин-интернационалист, дети читали стихи о войне, вспоминали важные исторические события тех лет, просмотрели видеоролик о жизни приглашённого гостя. Затем, во время выступления А.И.Ольшевского, учащиеся задавали интересующие их вопросы и, конечно же, была минута молчания. Этот живой урок неотделим от трагедии. И важно, чтобы такие уроки остались в сердцах учащихся напоминанием того, что пока жива человеческая память, жив и сам человек. А помнить героическое прошлое нашей страны – святой долг каждого гражданина. Разработка этого мероприятия отмечена на областном этапе конкурса «У каждого времени свои герои» дипломом III степени, дипломом победителя на республиканском этапе. Впечатления о встрече опубликованы в республиканской газете «Зорька» http://www.zorika.by/?p=59425,

Методическая разработка классного часа опубликована в республиканском журнале «Вестник МГИРО».

Метод личного примера использую для развития творческих способностей учащихся. Возраст 13–15 лет – это время, когда у многих учащихся «пальцы просятся к перу, перо к бумаге». Такие учащиеся с удовольствием учат стихотворения классиков и современных поэтов, сами пробуют сочинять стихи и рассказы. Важно поддержать первые попытки творчества: читаю учащимся свои стихи, предлагаю поучаствовать в литературных конкурсах. Вместе со своим сыном Станиславом посвятили воину-афганцу А.И.Ольшевскому стихотворение «Дедушке». С этим произведением также познакомила своих учащихся. Оно опубликовано в районной газете «Перамога» http://diatlovonews.by/2019/02/dedushke/ и отмечено дипломом II степени.  

Просмотр и обсуждение фильмов о войне – важная часть работы в формировании гражданско-патриотических качеств личности. После просмотра фильмов предлагаю учащимся определить основную мысль, акцентирую внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость участников военных действий, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?
Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Уже несколько лет участвую в конкурсе «У каждого времени свои герои». Создано два видеофильма о жизни и боевом пути воина-интернационалиста А.И.Ольшевского (Видеоролик «Герой из нашей семьи» https://www.youtube.com/watch?v=Ou4Uq1xf-QY, видео-челлендж «#Служить Отечеству!» https://www.youtube.com/watch?v=6iQ4hLojDMo&t=40s.)

Учащиеся познакомились с этими материалами во время проведения классных часов. Участие в конкурсе является результативным, так как на протяжении двух лет Станислав Ольшевский награждался Дипломами II и I степени на областном уровне.

Использование описанного опыта будет успешным при индивидуально-личностном отношении педагога к героическому и трагическому прошлому белорусского народа, при подробном изучении истории своей семьи, своих предков.

Конечно, о войне говорить тяжело, но мы не имеем права забывать о войне, которая никогда не должна повториться. Уроки мужества, посвящённые тем, кто не вернулся и тем, кто вернулся с болью в сердце, должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь.

С этой целью было проведено исследование о жизни и историческом прошлом воинов-афганцев Дятловского района, в частности, о воине-интернационалисте А.И.Ольшевском. На этом исследование не заканчивается, ведь мы должны знать обо всех героях, которые проживали и проживают на территории района. Мы просто обязаны помнить тех, кто честно исполнял свой интернациональный долг, рисковал жизнью ради мира на земле, ради нас.

Очень ценными для нас оказались воспоминания А.И.Ольшевского о тех годах, когда он находился на территории Афганистана, рассказы родственников, коллег и учителей о его школьных годах, в период работы на заводе. Их воспоминания, события сегодня позволяют охарактеризовать его как мужественного и героического человека.

Исследовательская работа поможет учащимся узнать больше о событиях и участниках Афганской войны, воспитать чувство гордости за героизм тех людей. Материалы исследовательской работы учащегося Станислава Ольшевского могут быть использованы на уроках истории, при проведении внеклассных мероприятий, а также будут использованы при оформлении экспозиции в музее «“Шляхамі продкаў” «Война от первого лица».

Все может родная земля! Может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может. Поэтому защита Отечества – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. Воины-интернационалисты – и есть те, кто рисковал жизнью, чтобы защитить свою землю.

Личный пример учителя – залог успешной деятельности учащихся в формировании гражданских и патриотических качеств личности. Личные убеждения педагога – гарантия глубокой веры учащихся в незыблемость подвига воинов-интернационалистов

Опыт убеждает, что достижение задач гражданского и патриотического воспитания является успешным при использовании метода примера через взаимодействие семьи и социума, что позволяет формировать устойчивые представления о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях детей и учащихся, их социальных связях и отношениях.

Хочется привести в заключение несколько высказываний отечественных мыслителей к вопросу о деятельности педагога:

«Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, только этим люди влияют на других людей, воспитывают их» (Л.Н.Толстой);

«Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя» (А.Н.Островский);

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель» (Л.Н.Толстой).

«Великий тот учитель, который выполнит сам то, чему учит» (Катон Старший).

Процессы обучения и воспитания неразрывно связаны между собой. Перспективой совершенствования моего опыта может быть систематизация материала по использованию метода примера для реализации цели гражданского и патриотического воспитания при реализации плана идеологической и воспитательной работы в классе, а также на уроках истории и в работе школьного музея.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий