Татьяна ТУРОВЕЦ,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область
Для работы на уроках математики в 5-м классе учитель начинает свою подготовку задолго до 1 сентября, поскольку основной потенциал для развития познавательного интереса на уроках математики закладывается у учащихся именно при переходе в среднее звено. В этом возрасте дети начинают осознанно ставить перед собой задачи, цели и начинают идти к их достижению с минимальным участием родителей в данном процессе.
Для того чтобы адаптация учащихся прошла комфортно, учителю необходимо создать ситуацию успеха для каждого ученика, а также подобрать задания, посильные для решения ученику любого уровня подготовки. Для реализации такой задачи отличным инструментом станут тренажеры по математике в совокупности с эффективными приемами для их применения.
Вставьте пропущенные цифры
Вариант 1
+*6* |
-57* |
+*6* |
-5*7 |
-1*6* |
Вариант 2
+*4* |
-98* |
+*2* |
-8*7 |
-1*6* |
Этот тренажер можно предложить в готовом виде, а можно использовать приема «Дополни и объясни». После того как учащийся вставил пропущенные цифры, предлагаем ему объяснить свой выбор. Такой вариант применения тренажера позволит учителю увидеть уровень развития устной речи учащихся, будет способствовать развитию умения грамотно формулировать свои мысли, умения слушать и слышать друг друга.
Найдите лишнее
|
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1 |
2 кг, 50т, 2 ц, 8 км, 400 г; |
3 кг, 4 т, 8 дм, 50 г, 14 ц |
2 |
12 м, 120 кг, 15 км, 162 мм; 187 мм |
5м, 11 км, 13 кг, 12 дм, 156 см |
3 |
4 км 12 м, 12 м 4 см, 5 кг 200 г, 6 дм 3 см; 4 км 15 см |
4 км 15 м, 16 кг 15 г, 14 см 12 мм, 11 м 13 дм, 1 км 12 см |
4 |
2 ч 15 мин, 4 ч 16 мин, 2 мин 13 сек, 2 т 4 ц; 5 ч 18 мин |
3 ч 12 мин, 1 сут. 12 ч, |
5 |
16 м2, 12 см, 18 м, 24 км; 19 дм |
13 м2, 12 км, 14 см, 16 м, 160 дм; |
6 |
12 ч 15 мин, 16 ч, 15 сек, 5 м, 12 мин 2 с |
2 сут. 15 ч, 16 ч, 14 км, 12 мин, 15 с |
7 |
1 км 12 м, 3 м 16 см, 2 мин 3 с, 6 см 2 мм |
2 км 1 м, 4 дм 3 см, 6 ч 12 мин, 5 см 1 мм |
8 |
12 м, 4 см, 5 кг, 16 дм, 11 мин |
2 м, 16 см, 8 г, 7 дм, 16 ч |
9 |
5 т, 12 кг, 16 г, 8 км, 12 с |
12 ц, 16 кг, 180 г, 4 км, 11 мин |
10 |
2 см2, 4дм2, 5 м, 4 см, 8 км2 |
4 см3, 2 дм3, 4 см2, 5 м, 12 м3 |
К этому тренажеру, помимо применения его в готовом виде, можно применить прием критического мышления «Тонкий вопрос». К каждой строке предлагаем учащимся задать один «тонкий вопрос», например: «Какая математическая величина измеряется в километрах?», «Сколько грамм содержится в одном килограмме?» и т.д. Вопрос ставится к тому объекту, который оказался лишним в строке.
Выразите в указанных единицах измерения
|
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1 |
12 т 4 кг =____ кг |
11 т 5 кг =____ кг |
2 |
16 ц 12 кг = ____ кг |
13 ц 8 кг = ____ кг |
3 |
14 км 520 м = ____ м |
21 км 135 м = ____ м |
4 |
16 м 3 см =____ см |
34 м 5 см =____ см |
5 |
12 м 5 см = ____ мм |
19 м 7см = ____ мм |
6 |
11 сут. = ____ ч |
15 сут. = ____ ч |
7 |
120 мин = ____ ч |
180 мин = ____ ч |
8 |
70 мин = ____ сек |
60 мин = ____ сек |
9 |
3 сут. = ____ мин |
5 сут. = ____ мин |
10 |
1 нед. = ____ сут |
4 нед. = ____ сут |
Тренажер можно выполнять «по цепочке», вызывая учащихся по одному к доске, а можно использовать прием «Взаимопроверка», когда задания выполняются по вариантам, а потом дети обмениваются тетрадями для проверки работ друг друга, при этом учитель оглашает правильные ответы.
Составь уравнение и реши его
|
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1 |
Наибольшее трехзначное число увеличили на неизвестное число, в результате чего получили 4261. |
Наибольшее двухзначное число увеличили на неизвестное число, в результате чего получили 3256. |
2 |
Наименьшее четырехзначное число уменьшили на неизвестное число, в результате чего получили 764. |
Наименьшее пятизначное число уменьшили на неизвестное число, в результате чего получили 4372. |
3 |
Сумму чисел 264 и 312 увеличили на неизвестное число и в результате получили 3261. |
Сумму чисел 187 и 564 увеличили на неизвестное число и в результате получили 2984. |
4 |
Неизвестное число уменьшили на разность чисел 721 и 316, в результате получили 961. |
Неизвестное число уменьшили на разность чисел 562 и 214, в результате получили 1230. |
5 |
Неизвестное число уменьшили на наименьшее двухзначное число и в результате получили 567. |
Неизвестное число уменьшили на наименьшее двухзначное число и в результате получили 685. |
6 |
Разность чисел 956 и 721 увеличили на некоторое число и в результате получили 2861. |
Разность чисел 842 и 521 увеличили на некоторое число и в результате получили 2634. |
7 |
Произведение чисел 51 и 64 уменьшили на неизвестное число и в результате получили 96. |
Произведение чисел 49 и 81 уменьшили на неизвестное число и в результате получили 65. |
8 |
Неизвестное число увеличили на произведение чисел 91 и 15 и в результате получили 1623. |
Неизвестное число увеличили на произведение чисел 86 и 17 и в результате получили 1431. |
9 |
Неизвестное число уменьшили на наибольшее трехзначное число и в результате получили 1261. |
Неизвестное число уменьшили на наибольшее трехзначное число и в результате получили 2141. |
10 |
Неизвестное число увеличили на наименьшее трехзначное число и в результате получили 1365. |
Неизвестное число увеличили на наименьшее трехзначное число и в результате получили 2425. |
Этот тренажер позволяет развивать у учащихся читательскую грамотность, умение анализировать текстовую информацию, умение записывать краткое условие задачи в виде уравнения.
Период перехода из 4-го в 5-й класс, по свидетельству многих педагогов и психологов, характеризуется снижением интереса к учебе. И учитель математики перед началом работы в классе должен подобрать универсальные инструменты для создания условий эффективной адаптации учащихся.
Таким образом, математические тренажеры в сочетании с эффективными приемами их применения становятся инструментом для комфортной адаптации и активизации познавательного интереса при изучении математики при переходе из младшей школы в среднюю.