Близость речевой и музыкальной интонации. Урок музыки в 3-м классе

- 14:32II И III СТУПЕНИ, Методичка, Музыка, хореография, искусство, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Сценарии

На уроке автор использовала современные информационные коммуникативные технологии и электронные средства обучения, разнообразные формы, методы и приемы, игровые и здоровьесберегающие технологии, индивидуальный и дифференцированный подходы к учащимся.

Наталья ФИЛИППОВА,
учитель музыки
ГУО “Средняя школа № 1
имени Героя Советского Союза П.А.Акуционка” г.п. Шумилино,
Витебская область

 

 

 

 

 

Цель: сформировать представление об интонации как общей основе речи и музыки, обогатить опыт слушания и исполнения музыки, развивать музыкальные способности и способности к творчеству.

Задачи:

– актуализация имеющегося исполнительского опыта;
– выявление близости речевой и музыкальной интонации;
– совершенствование умений исполнять литературные и музыкальные произведения.

Оборудование: мультиборд, презентация, видеосюжеты, фортепиано, ноутбук, индивидуальные карточки, учебник.

Технологическая карта к уроку

Ход урока

I Организационный момент, музыкальное приветствие «Доброе утро»

II Подготовка к восприятию новой темы

– Ребята, на прошлом уроке мы говорили о выразительности движения, музыки, слова. Отчего зависит выразительность в разговоре? (Знаки препинания, ударения, эмоции, от интонации). Иногда, даже не зная иностранного языка, но по эмоциям людей мы можем догадаться, какие чувства испытывают люди, общаясь между собой.

Фрагмент аудиозаписи разговора между англичанами. (Предположения учащихся о чувствах людей)

Выполнение проверки – просмотр видео с аудиосопровождением.

– От наших жестов и движений в разговоре тоже многое зависит. Речь становится эмоциональной и более выразительной.

– Теперь задание: сказать «да» с выражением, какое я укажу, и добавить жесты: вопросительно, восхищенно, радостно, хитро, зло, ехидно, мечтательно, грустно.

– А теперь перед вами другая задача. Проинтонируйте предложение «Мы живем в Республике Беларусь» (выделить голосом разные слова, чтобы менялся смысл фраз).

Задание 1. Докажите интонацией, что не кто-то, а мы живем в Республике Беларусь. (Мы живем в Республике Беларусь).

Задание 2. Мы не случайно оказались в республике Беларусь, а живем там. (Мы живем в Республике Беларусь).

Задание 3. Мы живем не в какой-либо другой республике, а именно в Республике Беларусь. (Мы живем в Республике Беларусь).

– Как видите, ребята, читая стихи, общаясь друг с другом важно произносить слова выразительно, с различными оттенками в голосе, остановками, то есть с интонацией.

– Интересно ли вам смотреть на картину, написанную одной краской, например, зелёной? (Слайд). Значит, цвет, краска тоже могут быть выразительны?  Если бы я вам играла музыку, которая состояла бы из одного звука, эта музыка была бы вам интересна? Мы говорили, что музыка тоже выразительна. А может ли наша речь быть похожа на музыкальную речь? (Ответы).

 

III Целеполагание

– Тема нашего сегодняшнего урока «Близость речевой и музыкальной интонации». (Слайд)

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

– Цель нашего урока  – выяснить, похожа ли музыка на нашу речь, познакомиться с новыми музыкальными произведениями, новыми для вас интонациями, продолжить разговор об интонации.

 

IV Этап усвоения новых знаний

– Вспомним, какие виды интонации вы уже знаете? (Повествовательная, восклицательная, вопросительная.)

– Посмотрите, в учебнике на с. 56 изображены различные интонации графически. (Записывают в тетради).

– Как вы думаете, могут ли в музыке быть такие же интонации? (Ответы)

– Я каждый урок у вас спрашиваю: «Кто дежурные?». А теперь я попробую это спеть. А вы попытайтесь мне ответить тоже пением. (Разучивание попевки «Кто дежурные?») Можно сказать, что те интонации, которые мы используем в речи, похожи на музыкальные интонации? (Ответы)

– А в какой песне можно услышать и жалобу, и гнев, и страх? (Белорусская народная песня «Як пагнала бабуленька куранятак пасці»). Исполнение 1–3 куплетов песни, разучивание 4–5 куплетов, работа над выразительностью. (Словарная работа на слайде).

Исполнение. Подбор выразительных средств для исполнения различных интонаций. (Слова по характеру музыки на слайде – выбрать)

 

V Этап применения новых знаний

– А сейчас я предлагаю вам прочесть стихотворение Агнии Барто. (Читают)

Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
«Драмкружок, кружок по фото —
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок».

Ну, я выбрала по фото…
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!               
           А.Барто [1, с.72–73]

 

– Какие бы вы подобрали слова, чтобы описать характер этой девочки? (Ответы детей. Слайд, слова-подсказки) Учащиеся подбирают интонации, обосновывают свой выбор.

– Какое бы вы дали название этому стихотворению? (Ответы)

– Все мы разные. Одни – молчуны, а другие – особенно девочки – бывают болтливые. Вовка не виноват? Почему? (Обо всем Лида говорит без остановки.) Когда человек быстро и много говорит, как называется такая речь? (Скороговорка).

Давайте и мы поупражняемся говорить скороговорки. Они нужны нам, чтобы вырабатывать правильную дикцию. (Учащиеся выполняют стоя, с имитацией движений).

У пчелы, у пчёлки (Показываем усики)

Почему нет чёлки? (Показываем чёлку)

Отвечаем почему: (Разводим руки)

Чёлка пчёлке ни к чему. (Указательные пальцы, как барабанные палочки по одному разу, и разводим руки)

Прослушивание и просмотр стихотворения (видеозапись).

Прослушивание песни. Сравнение.

Вывод: близость речевой и музыкальной интонации.

 

VI Этап закрепления знаний

Индивидуальная работа

– А сейчас заполните, пожалуйста, таблицу.

Я знаю, что речевая и музыкальная интонации похожи

Я могу передать графически  характер интонации

Я умею выразительно петь и читать стихи

Я могу придумать   похожие речевые и музыкальные интонации

 

 

 

 

 

VII Заключительный этап. Рефлексия

– Урок подошёл к концу.

– Пусть улыбнётся тот, кому было приятно и комфортно на уроке.

– Пусть похлопает в ладоши тот, кому понравилась музыка, которая звучала на уроке.

– Пусть встанет тот, кто с удовольствием придёт на следующий урок.

– Спасибо, до следующей встречи. (Слайд)

 

 

Источники

1 Барто, А. Стихи детям / А.Барто. – Москва : Махаон, 2016.  
2 Анастасия Егорова: «Болтунья » [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=jDhiLkiYDBY&t=1s. Дата доступа: 24.04.2023.
3 Поурочные планы по программе Д.Б.Кабалевского. – Волгоград : Учитель, 2005.
4 Настя Семенова: «Болтунья» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=BOtuLXdXFJ4 Дата доступа: 24.04.2023.
5 Музыка в 3 классе / Сост. Е.Г.Гуляева, В.И.Гуляев. – Минск : Вышэйшая школа, 2010.
6 Музыка. 3 класс: нотная хрестоматия / Сост. Е.Г.Гуляева, М.Б.Горбунова. И.В.Ящембская-Колёса. –Минск : Адукацыя і выхаванне, 2013.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий