Электронный образовательный ресурс «Учимся говорить и различать звуки [c], [ш] и буквы С, Ш»

- 13:18ИКТ, КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Авторские пособия, Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

Материалы электронного образовательного ресурса могут быть использованы при проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, в консультативной и профилактической деятельности. Ресурс представляет собой более 400 слайдов, которые доступны для скачивания. 

 

Людмила ТЕРЕШКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 2 г. Сморгони»,
Гродненская область
tereshko.ludmila@gmail.com

 

 

 

Обучение – это ремесло,
использующее бесчисленное
множество трюков.
Д. Пойа

 

Предупреждение и преодоление речевых нарушений – это трудоёмкий кропотливый процесс, требующий от учащихся и их родителей усидчивости, терпения и настойчивости.

Как оптимизировать процесс обучения? Каким образом повысить мотивацию учащихся? С использованием ИКТ расширяются возможности учителя-дефектолога для повышения мотивации учащихся и поддержания их внимания и интереса через использование специальных средств. Поэтому для учащихся мною был разработан электронный образовательный ресурс «Учимся говорить и различать звуки [c], [ш] и буквы С, Ш».

 

Ссылка на ресурс: https://drive.google.com/drive/folders/1qjprag7Gp3EAM4l58XFXOfcB1DjBpDQW

 

Электронный образовательный ресурс «Учимся говорить и различать звуки[c], [ш] и буквы С, Ш» – интерактивная презентация в программе Microsoft Office Power Point, состоящая из четырех интерактивных блоков:

– Артикуляционная гимнастика
– Постановка звуков
– Автоматизация звуков
– Дифференциация звуков [c], [ш] и букв С, Ш.

Блоки в комплексе совмещают задания, направленные на развитие артикуляционного аппарата, выработку правильной воздушной струи, её силы и длительности, на отработку правильного произнесения звуков на уровне слогов, слов, словосочетаний и предложений, и их различения, а также введение звуков в устную и письменную речь.

Каждый из блоков содержит рекомендации и инструкции по выполнению заданий, элементы контроля и оценки деятельности учащегося, а также анимации объектов, звуковое сопровождение инструкций к заданиям.

Созданы ссылки для удобства перемещения по блокам проекта и игровым заданиям.

Материалы электронного образовательного ресурса могут быть использованы при проведении групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, в консультативной и профилактической деятельности.

 

Блок «Артикуляционная гимнастика»

Блок представляет собой три интерактивных модуля, созданных для формирования и развития правильных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного звукопроизношения, укрепления мышц лица, языка, губ, мягкого нёба.

І модуль – это артикуляционная гимнастика с демонстрацией, которая включает в себя 9 видеофрагментов.

Предложенные упражнения могут быть пособием для родителей для знакомства с эталоном выполнения упражнений.

ІІ модуль – это артикуляционные упражнения (звуки [c], [з], [ц]) включает в себя 5 анимированных интерактивных упражнений для развития мышц губ, языка. Упражнения для языка при постановке звука [c] – это тренжер, в котором зафиксирована длительность выполнения упражнения, имеется похвала за работу.

ІІІ модуль построен аналогично второму.

 

Блок «Постановка звуков»

Это три интерактивных модуля, направленных на отработку правильной воздушной струи при произнесении звуков [с], [ш], её силы и длительности.

Созданы игровые задания «Песенка шарика», «Песенка насоса», «Песенка змеи».

     

Следя за движением шарика, насоса, змеи вдоль стрелки, учащиеся произносят звуки. С помощью таких упражнений хорошо развивать умение произносить звук в различной позиции в слове с усилением либо с ослаблением голоса.

 

Блок «Автоматизация звуков»

Блок имеет максимальную дидактическую значимость в проекте. В его основе лежат два интерактивных модуля.

І модуль – звук [с]  – 11 интерактивных игровых заданий.

ІІ модуль – звук [ш]  – 16 интерактивных игровых заданий.

Предложена вариативность заданий при выполнении некоторых игровых упражнений, а также имеются подсказки и возможность проверки.

При отработке звуков на уровне слогов, слов, предложений важно не только многократное повторение, но и использование слов в различных грамматических конструкциях. Всё это способствует обогащению словарного запаса учащихся, развитию простых либо сложных форм звукового анализа, словоизменения, согласования или словообразования, а также развитию устной речи через построение полных предложений-ответов на вопрос учителя.

Игровое упражнение «Слоговая дорожка шарика» создано для учащихся, ещё не умеющих читать, с целью отработки звука в слогах. Насос символизирует звук [с]. Фигурки – символы гласных звуков. Параллельно, с целью пропедевтики либо устранения акустической дисграфии, идёт уточнение артикуляционного уклада гласных звуков, где важным моментов является положение губ. Для учащихся дана звуковая инструкция. При выполнении упражнения учащиеся следят за движением шарика и произносят слоги в зависимости от местонахождения шарика относительно звуков-символов.

     

Для отработки звука в слогах создано и упражнение «Слоговые ступеньки» либо «Слоговые ряды», где также необходимо следить за движением шарика и произносить слоги.

 

Задания «Автоматизация звуков в словах»

Здесь картинки подобраны с учётом местонахождения звука (в начале, в середине, в конце слова), а также с учётом слоговой структуры слова, предложена вариативность заданий.

Игра «Найди слово со звуком» способствует развитию фонематического анализа у учащихся. В игре для самоконтроля и оценки деятельности использовала эффект «качание» при неправильном выборе и звуковое сопровождение «Молодец!» – при правильном ответе. Предложена вариативность заданий с использованием материала слайдов.

Слайды для работы со звуком [с]

Слайды для работы со звуком [ш]

 

Варианты работы с такими слайдами:

– называть картинки по рядам;
– называть картинки «змейкой» с любого слова;
– составить словосочетания и предложения;
– назвать место звука, например, [с] в словах;
– посчитать, сколько каких предметов;
– назвать «Какой по счёту звук [с] в слове, капуста?», при этом могут работать и пальчики рук ребенка;
– можно с помощью инструментов соединить изображения и рассказать «Кто каким стоит в ряду?» – при этом параллельно идет работа над согласованием порядковых числительных с существительными;
– ответить полным предложением на вопрос: «В каком слове слышишь звук [с] в начале слова?», «Какое слово выпишешь со звуком [с] в начале слова?» и т. д.

 

Упражнение «Чистоговорки» способствует развитию умения кодировать и раскодировать информацию при составлении чистоговорок для отработки звуков, соотносить знаки-символы с гласным звуком. В задании имеются подсказки. Кроме того, такие анимированные чистоговорки способствуют развитию воображения, творческого мышления у учащихся при составлении предложений.

      

Для развития умения правильно согласовывать числительные с именем существительным предложено задание «Посчитай листы». Возможно, разнообразить задание, добавив согласование имени прилагательного с именем существительным, а также – составление предложения по картинке. Игровой момент в задании – «падающие листья», при создании которого использовался эффект «пути перемещения».

Упражнение «Посчитай» способствует развитию грамматического строя речи – согласование числительного с именем существительным, при этом параллельно идёт работа над развитием зрительного восприятия (предметы появляются внезапно и с разных сторон). Задание «Посчитай кошек» можно использовать при работе над темой «Предлоги». Возможна отработка звуков на уровне предложений, которые учащиеся составят сами.

      

Игра «Какой? Какая? Какое?» способствует развитию умения согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде. С помощью заданного направления красное пятнышко передвигается к предметам, а учащиеся составляют словосочетания и даже предложения, что способствует развитию умения учащихся в согласовании и управлении различных частей речи.

С удовольствием учащиеся разгадывают кроссворды, что способствует развитию зрительного вербального гнозиса. С помощью интерактивных инструментов возможно выделение спрятанных слов.

Игра «Определи место звука в слове» способствует развитию звукового анализа у учащихся. Правильно выбранная картинка перемещается в круг кликом мыши, неправильный вариант выделяется эффектом – «качание».

Возможно использование интерактивных инструментов при выполнении упражнения «Новое слово», где нужно заменить первую звук, чтобы получить новое слово. Предоставлена возможность проверки правильности выполнения задания. Упражнение способствует также развитию мыслительных операций анализа и синтеза.

При выполнении задания «Запомни и повтори» с помощью интерактивных инструментов ведётся учёт названных картинок, при этом ученик отворачивается либо ему завязываются глаза. Как вариант, игра «Что изменилось?», имеется проверка выполнения задания.

Упражнение «Доскажи словечко» способствует формированию умения изменять глаголы настоящего времени по лицам.

 

Интерактивный блок – «Дифференциация звуков [c], [ш] и букв С, Ш»

Блок представлен 21 интерактивным заданием. Предложенные задания направлены на поэтапное формирование различий смешиваемых звуков, правильное употребление их в собственной речи и обозначении буквами на письме. Интерактивные инструменты такие как «ручку», «фломастер» и «выделение» можно использовать практически во всех заданиях этого блока.

Цель составленных в этом блоке заданий – пропедевтика либо устранение акустической дисграфии.

Упражнения «Расшифруй слоги», «Добавь слог» выполняется устно либо письменно, имеется проверка задания. Эти упражнения способствует развитию умения дифференцировать звуки [с], [ш] на уровне слогов, слов, а также развитию внимания и самоконтроля у учащихся. При выполнении этих заданий учащиеся могут воспользоваться интерактивными инструментами.

В игре «Самолёты» сделан эффект, при котором в случае правильного выбора «самолёт забирает картинку на борт». Игра создана для развтия умения дифференцировать звуки [с], [ш] в словах.

 

Используются эффекты и в игре «Четвертый лишний». Игра способствует развитию мышления, фонематических процессов. Правильно выбранная картинка исчезает, а появляется слово ВЕРНО!

Упражнение «Составь словосочетание» способствует развитию умения согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе.

Упражнение «Когда что происходит?» способствует развитию умения образовывать родственные слова (слова-предметы от слов-действий), можно воспользоваться проверкой.

С интересом учащимся выполняют задание «Ребусы», которое способствует развитию логического мышления. Для уточнения правильности выполнения имеется проверка.  

Способствуют развитию мыслительных операций анализа и синтеза упражнения «Слово в слове» и «Рассоедини слова». В таких заданиях можно использовать интерактивные инструменты для выделения найденных, спрятанных в слове слов.

      

С интересом учащиеся выполняют задание «Узнай и прочитай слова», которое способствует развитию зрительного гнозиса, процессов языкового анализа.

  

Упражнение «Составь предложение» способствует развитию воображения, творческого мышления у учащихся при составлении предложений, способствует формированию умения согласовывать слова различных частей речи.

    

Игра «Утерянная картинка» способствует развитию мыслительных операций анализа и синтеза. Учащиеся совершенствуют навыки слогового анализа.

 

С интересом учащиеся выполняют задание «Пересказ текста». Предложен игровой момент – составление сюжетного ряда. Картинки анимированы и двигаются с помощью клика по картинке, неправильно выбранная картинка обозначена эффектом – вращение.

     

Упражнения «Вставить букву», «Запиши слова», «Закончи слово» способствуют развитию фонематических процессов, развитию самоконтроля своей деятельности.

 

Электронный образовательный ресурс ориентирован на ведущую деятельность учащихся I ступени обучения. Он позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Правильное использование сокращает время необходимое для формирования, развития и исправления речи, что доказывает собственная практика использования данного продукта.

Самое прекрасное зрелище в мире – ребёнок, который уверенно идёт по жизненной дороге, после того, как ему показали путь.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий