Основы трудового права. Урок обществоведения в 11-м классе

- 9:34ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, История и обществоведение. Сценарии, Методичка

Цель урока – сформировать у учащихся целостное представление о нормах трудового права, которое закрепляет права и обязанности субъектов в процессе организации и применении наёмного труда.

Вероника КОМИНЧ,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа № 16 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

 

 

 

 

Цель: сформировать у учащихся целостное представление о нормах трудового права, которое закрепляет права и обязанности субъектов в процессе организации и применении наёмного труда.

Задачи:

– образовательная – раскрыть сущность понятий «трудовое право», «трудовой договор», «трудовая дисциплина», «дисциплинарная ответственность»; охарактеризовать права и обязанности работников и нанимателей, правовой механизм трудоустройства и прекращения трудового договора; конкретизировать примерами нормы трудового права, которые регулируют рабочее время, время отдыха, оплату труда работника;

– развивающая – развивать умения анализировать текстовую информацию, проводить сравнительный анализ, устанавливать причинно-следственные связи между социальными явлениями и процессами, аргументировать собственную точку зрения, работать в группе, формировать способность к рефлексии собственной деятельности;

– воспитательная – способствовать формированию активной позиции учащихся по отношению к труду как средству будущего профессионального становления.

Оборудование: учебное пособие для 11-го кл. учреждений общего среднего образования – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2021; Конституция Республики Беларусь (ст. 41), Трудовой кодекс Республики Беларусь (ст. 35, 41, 42), раздаточный материал (задания для групп, примерная форма трудового договора, маркеры), мобильный телефон, мультиборд, интерактивный плакат «Основы трудового права» (https://view.genial.ly/6242b9d953b91f0018b08b04/presentation-memories-presentation).

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

I Организационный этап (2 мин.)

– Наверное, каждый из вас не раз слышал фразу: «Знание – сила». Автором этого афоризма является Френсис Бэкон, знаменитый английский философ, мыслитель и политик. Как вы думаете, какой смысл вложил он в своё высказывание?

– Всегда знания считались вершиной, к которой нужно стремиться, чтобы узнать свои возможности. Вот и вы на уроке обществоведения узнаёте что-то новое и тем самым поднимаетесь на ступеньку выше к своей цели.

 

II Проверка домашнего задания (10 мин.)

– Какую тему мы изучали на прошлом уроке? («Основы семейного права».)

– У вас на партах лежат листы самооценки, которые вам необходимо заполнять на каждом этапе урока.

Работа в группах

1-я группа выполняет задание «Облако тегов» (выбрать понятия, связанные с семейным правом и дать определения).

 

2-я группа выполняет интерактивное задание «Права и обязанности родителей» (https://learningapps.org/display?v=p08ah55wa23).

 

3-я группа выполняет задание с гексами «Права и обязанности супругов» (заполнить пустые гексы, выделить главный критерий, установить взаимосвязь между ними).

 

 

III Этап объявление темы и определение задач урока (2 мин.)

Приём кроссенс. Учащимся предлагается найти взаимосвязь между изображениями и сформулировать тему урока.

Тема урока «Основы трудового права»

План урока:

1. Понятие трудового права.
2. Заключение трудового договора.
3. Стороны трудового договора.
4. Прекращение трудового договора.

Исходя из пунктов плана урока учащиеся пытаются определить задачи.

 

IV Этап изучения нового материала (20 мин.)

– Трудовое право – это отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих трудовые и тесно связанные с ними отношения, устанавливающая и защищающая взаимные права и обязанности работников и нанимателей.

Важнейшим источником трудового права является Трудовой кодекс Республики Беларусь.

Сегодня на уроке я вам предлагаю пройти процедуру трудоустройства. Перед тем как трудоустроиться, вы должны найти себе вакансию и составить резюме.

Учащимся было предложено выполнить опережающее задание: выбрать интересующую вакансию; составить резюме (Приложение 1. Резюме) о приёме на работу (вакансии и резюме располагаются на доске). Учитель зачитывает вакансии и проводит фронтальную беседу по составлению резюме.

 

Физкультминутка (гимнастика для глаз, 1 мин.)

 

Работа в группах

– Каждая группа представит нашему вниманию материалы, которые позволят нам выстроить этапы трудоустройства. У вас на столах лежат задания, которые вам необходимо выполнить. Сейчас я попрошу вас ознакомиться с материалами, содержащими необходимую информацию по теме и ответить на вопросы.

1-я группа изучает трудовой договор и выполняет задания (Приложение 2. Примерная форма трудового договора):

1. Определите обязательные условия, которые должны содержаться в трудовом договоре?
2. Ответ на вопрос № 1 представьте в виде кластера.
3. Отметьте знаком «+» обязанности нанимателя и знаком «–» обязанности работника?

1. Предоставить работу по обусловленной трудовой функции (специальность, квалификация, должность)

+

2. Обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством

+

3. Соблюдать в организации правила внутреннего распорядка

4. Своевременно в полном объеме выплачивать заработную плату

+

5. Соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда и безопасному ведению работ, пользоваться средствами индивидуальной защиты

6. Создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь

+

 

2-я группа работает с учебным пособием с. 149, 152–155 и выполняет задания:

1. Из предложенного пакета документов отложите документы, которые необходимы при заключении трудового договора?
2. Назовите продолжительность рабочего времени и отдыха?
3. Ответ на вопрос № 2 представьте в виде кластера.

 

3-я группа работает с Трудовым Кодексом Республики Беларусь (ст. 35, 41, 42) и выполняет задания (Приложение 3. Трудовой Кодекс Республики Беларусь (ст. 35, 41, 42)):

1. Назвать условия прекращения трудового договора.
2. Определить причины расторжения трудового договора по инициативе работника и по инициативе нанимателя.
3. Ответ на вопрос № 2 представьте в виде кластера.

 

Выполнение заданий и презентация результатов работы учащихся.

 

V Этап закрепления (5 мин.)

Учитель предлагает выполнить тестовые задания и проверить с помощью программы ZipGrade.

Вопросы:

1. Отрасль права, которая регулирует отношения между нанимателем и работниками, защищает права и интересы работников и нанимателей:

а) административное право;
б) трудовое право;
в) конституционное право;
г) гражданское право.

2. Обязательное для всех работников подчинение установленному трудовому распорядку и надлежащее выполнение своих обязанностей называется:

а) трудовая дисциплина;
б) трудовой договор;
в) дисциплинарное взыскание;
г) замечание.

3. В трудовом договоре содержатся следующие обязательные сведения и условия: А) данные о работнике и нанимателе; Б) о выполнении правил внутреннего трудового:

а) верно А;
б) верно Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.

4. В соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь для работников в возрасте от 14 до 16 лет определена сокращенная продолжительность рабочего времени: А) 4 часа 36 минут; Б) не более 23 часов в неделю

а) верно А;
б) верно Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.

5. Условие, при котором работник может по своей инициативе разорвать контракт с нанимателем и законно покинуть место своей работы:

а) работник обязан предупредить нанимателя о своем решении в письменной форме за месяц до увольнения;
б) прогул;
в) нарушение требований по охране труда;
г) инвалидность.

 

VI Рефлексия. Подведение итогов урока (5 мин.)

– И в завершение предлагаю собрать деловой портфель, который понадобится вам для трудоустройства. Возможно, кто-то из вас решит провести лето с пользой, не только отдохнёт, но и поработает. Какие знания или умения, полученные на уроке, возьмёте с собой? Что для вас было самым трудным? Самым интересным?

– Возьмите листы самооценки и подсчитайте набранные баллы.

– Послушайте маленькую притчу. Три строителя носили тяжелые камни. К ним подошел один мудрец. Он спросил первого, самого грустного и недовольного: «Что ты делаешь?» Тот ответил: «Не видишь, я таскаю камни!» Второй имел более серьезный, сосредоточенный вид, мудрец подошел к нему и спросил: «А что ты делаешь?» И тот ответил: «Я зарабатываю деньги для своей семьи». А третий выглядел веселым и счастливым. Мудрец спросил и его: «А что ты делаешь?» И тот ответил: «Я строю храм!»

– Хочу пожелать вам, чтобы в жизни вы выбрали такую работу, которая приносила вам радость и удовольствие, чтобы вы поняли, что не таскаете камни и не просто зарабатываете деньги, а возводите храм! Храм своего счастливого будущего!

 

VII Домашнее задание

Прочитайте § 15 учебного пособия, ответьте на вопросы 1–3, с. 158.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий