Использование технологий визуализации учебной информации в процессе преподавания английского языка на базовом и повышенном уровнях 

- 9:46ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК, Иностранный язык. Идеи, Методичка

Автор делится опытом применения технологий визуализации учебной информации на уроках английского языка в 10–11-м классах

Алеся ГУРЧИНА, 
учитель английского языка 
ГУО «Лицей № 1 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

Мышление современного человека гораздо эффективнее воспринимает визуальные образы, чем вербальные средства. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и их проникновение во все сферы жизни формирует новые предпочтения в восприятии у учащихся. Они испытывают потребность в активном использовании наглядных средств обучения. Поэтому визуализация учебной информации является важной частью процесса обучения. И учителю сегодня нужно учитывать эту тенденцию, чтобы его уроки были актуальными, интересными и могли легко восприниматься учащимися.

Визуализация в обучении имеет ряд преимуществ:

– помогает учащимся правильно организовывать и анализировать информацию (усвоение больших объемов информации, более легкое запоминание и прослеживание взаимосвязи между блоками информации);

– развивает критическое мышление;

– позволяет связывать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.

Специфика преподавания иностранного языка заключается в том, что учащиеся усваивают навыки владения различными видами речевой деятельности: говорением (монологической и диалогической речью), восприятием и пониманием речи на слух, чтением, письменной речью. Различные технологии визуализации позволяют разнообразить процесс обучения иностранному языку на всех этапах урока при обучении различным видам деятельности.

В своей работе я использую различные технологии визуализации учебной информации: презентации, иллюстрации, коллажи, видеофрагменты, таблицы, схемы, интеллект-карты, инфографику, QR-коды, сервисы Google и другие интернет-сервисы.

При обучении восприятию и пониманию речи на слух, кроме классических аудиотекстов, я предлагаю группе видеофрагменты. Наличие видеоряда помогает ориентироваться в сути происходящего, даже если учащиеся не поняли до конца отдельные слова или фразы. Чаще всего я использую видео с платформ YouTube или ТED, и сама составляю упражнения и подбираю вопросы для обсуждения. Для изучения иностранного языка также удобны интернет-ресурсы British Council и SkyTeach. Это учебные платформы для преподавателей и учеников, где можно подобрать не только видео по теме урока, но и разные виды упражнений к ним.

Таблица из учебного пособия для 10 класса
(“Английский язык” 2019, авторы: Юхнель Н.В., Наумова Е.Г., Демченко Н.В.)

 

При обучении разным видам речевой деятельности мне удобно пользоваться таблицами. Один из вариантов использования таблиц – обучение чтению при работе в группах. Каждый из членов группы читает свою часть текста и заполняет часть таблицы по ней. После этого может пересказать своим партнерам о прочитанном, таким образом у группы собирается вся таблица и целостная картинка об информации из текста. Таблицей также удобно пользоваться индивидуально, заполняя ее в течение всего урока и получая в финале готовый результат, например, опору для монологического или диалогического высказывания, набор необходимой лексики, план презентации проекта и т.д.

 

При подготовке монологического высказывания, особенно на этапе подведения итогов пройденной темы, я предлагаю учащимся составлять интеллект-карты (mindmaps).

Этот метод помогает собрать воедино всю необходимую информацию: грамматику, лексику, различные события и факты. Интеллект-карты можно составлять как просто в тетради и на доске, так и пользуясь специальными сервисами, например, Bubbl.us, XMind, Coggle, Mind42, Edit.org и множеством других. Что конкретно использовать – зависит лишь от личных предпочтений.

 

Удобная и наглядная технология визуализации информации – это инфографика. Инфографика – особый способ визуального представления информации. Ее идейная основа – схематизация, графическая организация данных, связанная с конвертацией информации в форму рисунка, схемы, таблицы или диаграммы. Этот метод очень часто используется в новостных, научных и развлекательных изданиях. Я думаю, он может быть полезен и на уроках.

Пользоваться инфографикой можно по-разному. Есть ряд сервисов, где можно подобрать готовую инфографику по нужной теме, изучить ее на уроке и обсудить. Это, например, coolinfographics.com, visual.ly и другие сервисы или просто поиск Google.

Также можно предложить учащимся самим составить инфографику. Такая работа потребует подготовки по сбору данных, их анализу, выбору способа представления, дизайну. Учащихся можно попросить, например, создать инфографику, основанную на тексте; перевести статистические данные из текста в формат инфографики; создать инфографику о временах глаголов и включить в нее прямые времени, иллюстрации, правила, посвященные форме и произношению и т.д. Есть ряд сервисов, позволяющих создавать инфографику самостоятельно: infogram.com, piktochart.com, canva.com.

Для проверки владения активной лексикой я использую несколько способов. Сервис www.socrative.com позволяет составлять тесты, мгновенно проверять их, отслеживать динамику выполненной работы в режиме реального времени, а также предоставляет отчет по каждому учащемуся в отдельности и по всей группе. Это позволяет сэкономить время на проверку работы и организовать быструю обратную связь прямо на уроке.

Так выглядит отчет для учителя о выполнении лексического теста по теме Jobs.

 

Для проверки лексики иногда пользуюсь сервисом для составления кроссвордов Crossword Maker на сайте TheTeachersCorner.net. Он позволяет ввести необходимые слова и их толкования и автоматически выдает кроссворд в формате pdf с ключами. Это лишь пример сервиса, который показался наиболее удобным лично для меня. Таких конструкторов кроссвордов большое количество на просторах всемирной сети.

На начальном этапе урока при введении в тему и погружении в атмосферу иноязычного общения интересно использовать ресурс www.OnceUponAPicture.co.uk. Сайт представляет собой коллекцию различных изображений с вопросами для обсуждения с учениками. Этот ресурс, с моей точки зрения, не только полезный, но и эстетически привлекательный.

Пример обсуждения рисунка, взятого на этом ресурсе:

 

Look at the picture and try to answer the following questions:

– How are the bears related? How old are they?

– What are they doing?

– How are they feeling?

– Is this a special moment?

– Why are there stars around them?

– Share a special memory between you and a parent/carer. Why do you think that time was special?

 

Я также прибегаю к использованию изображений при работе с временами и лексикой. Предложив учащимся картинку, можно попросить описать ее, используя определенный набор слов или нужные видовременные формы глаголов, предсказать, что будет дальше или предположить, что случилось до.

Разнообразить урок можно, используя на различных его этапах QR-коды. С помощью QR-кодов группа быстро перейдет по нужной ссылке к видео- или аудиоматериалу, тексту для чтения, упражнению, тесту или онлайн-викторине. Пользуясь этой технологией, возможно организовать самопроверку, зашифровав ответы к заданиям под QR-кодом. Также я использую этот метод на этапе рефлексии: учащиеся получают кубик с кодами или открывающиеся окошки. Отсканировав код, они видят вопрос, на который дают ответ в конце занятия.

Широко известен тот факт, что большую часть информации (70–90 %) человек воспринимает глазами. Поэтому учителю целесообразно уделить внимание визуальным компонентам урока для облегчения процесса восприятия информации. Даже если ученик отвлекся, погрузился в свои мысли и не услышал объяснение темы, он все равно обратит внимание на то, что изображено на доске, экране или в раздаточном материале. Кроме того, использование технологий визуализации учебной информации помогает сделать урок более ярким и динамичным.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий