Светлана СОЛОВЬЁВА,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 3 г. Дятлово»,
Гродненской области
Задачи:
– образовательная – познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными, показать их морфологические особенности; обобщить и систематизировать знания об именах существительных; научить находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи, определять род несклоняемых имен существительных;
– развивающая – развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, способствовать расширению словарного запаса обучающихся и развитию читательской грамотности, развивать умение работать по таблице;
– воспитательная – воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка, любовь к малой родине.
Ход урока
I Организационный момент
II Повторение
– Определите род существительных кошка, олень, пони.
– Какой вопрос встал перед вами?
– А давайте изменим его по падежам. Что заметили?
– Как могут называться такие существительные?
– Это слово относится к группе неизменяемых слов.
III Целеполагание и мотивация
– Какова же тема нашего урока? (Несклоняемые имена существительные.)
– Какова цель урока? Что мы должны узнать? Чему научиться на уроке? (Различать склоняемые имена существительные и несклоняемые.)
– Как вы думаете, много ли таких слов? (Да, много.)
IV Изучение нового материала
Давайте на секунду представим, что какой-то не очень грамотный человек не знает, как с ними обращаться. И вот что получилось…
Прослушайте стихотворение “Про то, как не надо говорить”:
Как-то рано поутру с другом сели мы в метру,
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,
Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…
А вернее – я и ты без кашна и без пальты.
Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню.
Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!
– Какую ошибку допустил автор? (Изменил окончания.)
– А есть ли окончания в этих словах? (Нет.)
– Вспомните, окончание – это изменяемая или неизменяемая часть слова?
– Может ли быть окончание у неизменяемых слов?
Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Словарная работа
– Значения каких слов вам непонятны?
кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,
какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,
кашне – шейный шарф,
пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,
манто – широкое дамское платье.
фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.
Работа со словарем
1) Словарь иностранных слов.
2) Работа по толковому словарю, с. 263.
– Найдите в словаре несклоняемых существительных: атташе – 1-й вариант, конферансье – 2-й вариант.
Давайте вспомним еще раз, какой вопрос встал перед нами в начале урока? (Какого рода существительное «пони»?)
Работа с правилом на с. 111.
1) Какие неизменяемые существительные относятся к мужскому и женскому роду?
2) Какие неизменяемые существительные относятся к среднему роду и у каких слов род зависит от значения?
– Дополните ответы примерами.
– Определите род имен существительных пани, какаду, конферансье, кашне, манго, фламинго, атташе, мисс, авеню.
– Сделайте выводы:
1) К какому роду преимущественно относятся несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения?
2) Какие несклоняемые одушевлённые имена существительные иноязычного происхождения относятся к женскому роду, а какие к мужскому роду?
3) К какому роду мы отнесем пони? Почему?
V Первичное усвоение учебного материала
Упр. 226 (учащиеся у доски с объяснением по цепочке).
В это время ребята выполняют задания на карточках:
1) Дописать окончание, определить род. Составить три предложения со словосочетаниями.
Довольн… шимпанзе, горяч… кофе, сладк… суфле, рыж… кенгуру, маленьк… пианино, вкусн… салями, привлекательн… леди, огромн… гризли.
2) Дополнить существительные прилагательными. Составить три предложения со словосочетаниями.
Шимпанзе, кофе, салями, леди, кенгуру, пианино, суфле, гризли.
Физминутка
На доске написаны слова: ТБИЛИСИ, ОНТАРИО, МИССИСИПИ, ГРОДНО.
– Что обозначают эти слова? (Географические названия.)
– Как определить их род?
Работа с правилом на с. 114.
Упр. 231. Выписать словосочетания существительное + прилагательное.
Фото города Дятлово.
– А кто узнал этот город?
– Как название нашего города связано с сегодняшней темой урока?
– Определите род.
Беседа о Дятлово.
– Любите ли вы свой город? Подберите имена прилагательные.
– Где вы любите бывать?
– Что бы вы посоветовали туристам?
– Давайте представим, что мы должны написать статью о нашем городе в газете «Перамога».
– В каком стиле будет наш текст? Какова его тема? Основная мысль?
Прием «Текст с дырками». (3 группы + индивидуальное задание по упр. 229).
Задание для всех групп. Вставить в свой текст неизменяемые имена существительные из слов для справок, употребить их с именами прилагательными. Определить род неизменяемых существительных.
1-я группа
Дорогие гости нашего города!
Приглашаем вас отдохнуть в кафе «Пицца и кофе». Здесь вы сможете выпить чашку ___________________, а к нему заказать ________________________. В кафе вы сможете насладиться незабываемым вкусом ______________________, а также угоститься ____________________. Приятного отдыха!
Слова для справок: чай, кофе, пицца, эскимо, мороженое, крем, желе, безе; вкусный, свежий, освежающий, вишневый, горячий и др.
2-я группа
Дорогие гости нашего города!
Магазин «Родны кут» предлагает ассортимент товаров на любой вкус. Здесь вы сможете приобрести _________________, а к нему____________________. В магазине вы найдете огромное количество подарков и сувениров от _________________ до _____________________. Приятных покупок!
Слова для справок: колье, бусы, кашне, шарф, портмоне, кошелёк, пальто, куртка: модный, недорогой, кожаный, жемчужный, шикарный, шерстяной, нарядный и др.
3-я группа
Дорогие гости нашего города!
Только сегодня в городском парке вы сможете посетить выставку экзотических животных. На выставке вы встретите ____________________, познакомитесь с _____________________ Чи-чи. Вам и вашим детям предоставлена уникальная возможность покататься на ______________________. Приятного отдыха!
Слова для справок: какаду, попугай, шимпанзе, обезьяна, пони, лошадь, змея; забавный, смешной, шотландский, хохлатый, говорящий, карликовый и др.
VI Рефлексия. Домашнее задание