Наталья БОЙКО,
руководитель физического воспитания,
педагог дополнительного образования,
руководитель кружка «Весёлая палитра»
ГУО “Ясли-сад № 2 г. Свислочи”,
Гродненская область
Тема: Совушка.
Цель: развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
– формировать умение рисовать шариковой цепочкой;
– формировать умение передавать в рисунке форму, пропорции, характерные признаки птиц;
– продолжать формировать умение рисовать поролоновым тычком и ватной палочкой,
– развивать зрительное восприятие, воображение;
– развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами, изобразительными техниками;
– пополнить пассивный словарь словом «шариковая цепочка»;
– развивать позитивное отношение к рисованию;
– воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе.
Предварительная работа:
– рассматривание с детьми иллюстраций с изображением сов в полете;
– развести водой гуашь до консистенции жидкой сметаны;
– подготовить заготовки для будущих рисунков: на картонных листах карандашом с белым грифелем выполнить схематичный набросок совы.
Оборудование:
– образец рисунка;
– магнитная доска;
– магниты.
Материалы:
– лист глянцевого картона формата А4 черного цвета;
– шариковая цепочка;
– карандаш с белым грифелем;
– гуашь (коричневый, белый, черный цвет)
– стаканчик-непроливайка с водой;
– кисточка;
– поролоновый тычок;
– ватная палочка;
– клеенка;
– бумажные и влажные салфетки.
Ход занятия
I Вводная часть
1 Познавательная беседа
Ночь, темно, звери спят давно.
Эта птица не спит, на суку сидит,
Далеко глядит, мышей сторожит. (Сова)
Сова – ночная птица. Питается сова грызунами и мышевидными зверьками, ловит и зазевавшуюся птичку, не откажется и от насекомых. Охотится сова в сумерках, летает над землей или сидит высоко на дереве, высматривая добычу, а как только заметит мышь или другое мелкое животное, подлетает и хватает когтями, а затем уносит на дерево.
Летает сова бесшумно, как ночное приведение, проносится над землей, а все благодаря особому устройству перьев: все перья на концах, как кисточки, мягкие и пушистые – они заглушают шум.
Глаза у совы большие и зоркие, располагаются не как у всех птиц по бокам, а спереди и, благодаря этому, хищная птица хорошо видит вокруг себя.
2 Пальчиковая гимнастика «Совушка-сова»
Ах ты, совушка-сова,
(Соединить подушечки пальцев друг с другом. Пальцы согнуты – образуется «шар»)
Ты большая голова!
(Покачать запястьями рук)
Ты на дереве сидела,
(Запястья соединены, пальцы растопырены – «дерево»)
Головою всё вертела –
(Соединить подушечки пальцев друг с другом, образуя «шар», повертеть запястьями рук)
В траву свалилась, в яму покатилась!
(Опустить руки вниз и покрутить кистями рук).
II Основная часть
1 Рассматривание образца рисунка
Предложить детям рассмотреть рисунок. Объяснить, что сова нарисована не кисточкой, а шариковой цепочкой. Имитация перышек получается путем протягивания цепочки по капелькам гуаши, которые в свою очередь размазываются по бумаге и оставляют за собой необычный след, напоминающий пестрое оперение птицы.
2 Рисование совушки
1. Берем лист картона с наброском будущей совы и по контуру крыльев наносим кисточкой капельки гуаши белого цвета (как бусинки на ниточке).
2. Наносим второй ряд капелек гуашью коричневого цвета. Стараемся выполнять действия быстро, во избежание подсыхания красок.
3. Выкладываем цепочку по контуру крыла на белые капельки краски. Следим, чтобы цепочка легла ровно.
4. Берем за два кончика цепочки и аккуратно тянем ее к центру силуэта совы (к туловищу). На этом этапе необходимо проконтролировать действия детей.
5. Повторяем пункты 1 и 2, то есть рисуем третий ряд капелек (белый цвет гуаши) и четвертый ряд капелек (коричневый цвет гуаши).
6. Повторяем пункты 3 и 4.
7. По контуру хохолка совы наносим ряд капелек белого цвета.
8. Выкладываем цепочку на капельки и протягиваем ее в направлении к туловищу.
9. По контуру хвостика наносим капельки, как мы это делали на контуре крыла в пунктах 1 и 2.
10. Повторяем действия как в пунктах 3 и 4.
Примечание: если при рисовании совы был выполнен неверный шаг или размазалась краска, вышла за контур и так далее, то все погрешности легко убираются при помощи салфетки, а действия повторяются снова.
3 Физкультминутка «Совушка»
Совушка-сова,
(Взмахи руками)
Большая голова.
(Соединить кисти рук над головой в замок)
На пеньке сидит,
(Присесть на корточки, пальцы рук касаются пола)
Головой вертит,
(Повороты головы вправо-влево)
Во все стороны глядит –
Да как полетит!
(Встать, взмахнуть руками, изобразить полет).
4 Дорисовка деталей
1. При помощи поролонового тычка гуашью белого цвета рисуем сове глаза.
2. Сухой ватной палочкой придаем глазам более круглую форму, обводя их по контуру.
3. Ватной палочкой гуашью черного цвета рисуем зрачки.
4. Остатками гуаши на палочке придаем туловищу более четкую форму овала.
5. При помощи кисточки гуашью коричневого цвета рисуем клюв в форме треугольника.
III Заключительная часть
Ребята рассматривают рисунки друг друга, демонстрируют свои, высказывают своё оценочное мнение.
Детям задаются вопросы: понравилось ли рисовать шариковой цепочкой? Было ли сложно?
Если ребятам понравилась новая техника и они хотели бы, используя ее, порисовать дома, то необходимо пояснить, что для этого понадобится шариковая цепочка. Такие цепочки часто прикреплены, например, к брелокам. Так же можно использовать бусы. В этой технике очень интересно рисовать цветы. Необходимо выкладывать цепочку по контуру каждого лепестка, на который предварительно нанесены капельки гуаши, и тянуть ее к центру, то есть к серединке цветка (желательно продемонстрировать). Рисовать лучше на глянцевом картоне, так как он обеспечивает более легкое скольжение цепочки, нежели обычный альбомный лист.
Рисунки собираются, просушиваются, помещаются в личные портфолио кружковцев.