Развитие связной письменной речи детей младшего школьного возраста на уроках русского языка посредством использования творческих заданий

- 14:53Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Идеи, Начальная школа. Материалы к урокам

 

Елена ШАКУЛЯ,
учитель начальных классов
ГУО «Вселюбская средняя школа»
Новогрудского района,
Гродненская область

 

 

 

Проблема развития речи учащихся в современной школе звучит особенно остро. Уровень развития устной и письменной речи – один из важнейших факторов, влияющих на успешность обучения. Чем выше уровень развития речи, тем выше уровень мышления, качество усвоения знаний, значительнее успехи в учебной деятельности.

Младший школьный возраст – очень благоприятный период в речевом развитии ребенка. Очень важно, начиная с первого класса, учить школьника ясно и грамматически правильно говорить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, используя богатый словарный запас и выразительные средства языка, учить выражать свои чувства разнообразными интонационными средствами, развивать коммуникативные умения, речевую культуру.

Дефицит живого общения, в том числе с родителями, раннее овладение компьютером, наличие социальных сетей, возможность общаться на «инетовском» языке, где не важна и не нужна правильная, образная, красивая, литературная речь, не способствуют развитию речи, а катастрофически его тормозят.

Заветная мечта каждого учителя – помочь становлению человека творческого, всесторонне развитого, который стремится к самовыражению и самообразованию, способен самостоятельно мыслить, ставить перед собой цели и достигать их – человека успешного, с активной жизненной позицией.

Все вышеперечисленные факты указывают на актуальность темы и определяют цель и задачи педагогического исследования.

Цель: раскрыть методические и технологические аспекты развития связной речи детей младшего школьного возраста посредством творческих заданий.

Задачи:

– изучить возможности использования на уроках литературного чтения в начальной школе творческих заданий;
– описать формы и методы развития связной речи детей младшего школьного возраста посредством творческих заданий.

 

 

Технология развития связной речи детей младшего школьного возраста посредством творческих заданий

Наиболее ценными в системе развития речи учащихся являются творческие задания.

Уроки литературного чтения – это прежде всего работа с литературным текстом, поэтому строить работу нужно таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя причастным к тем событиям и переживаниям, о которых идет речь в тексте: ребенок всегда еще один герой рассматриваемого текста, находящийся в ситуации сравнения себя, своих друзей, своих привязанностей и вкусов, своих психологических особенностей и переживаний с теми реализациями, которые он обнаруживает в тексте. Умение анализировать литературное произведение – умение творческое. Овладение этим умением происходит в процессе творческой деятельности, чтения и анализа.

Творческое чтение – основа формирования высокого художественного вкуса, им движет любознательность.

Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения, очень разнообразны.

 

Прием «Чтение с остановками»

Чтение текста с остановками осуществляется по частям. Каждая часть анализируется, делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что нет, и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, эмпатии, целостного видения произведения.

 

Творческий пересказ 

Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления. Для творческого пересказа подходят все литературные жанры. Идея творческого пересказа заключается в создании нового, на основе оригинального, произведения.

Используют следующие виды работ: измени какое-либо событие, изложенное в прочитанном; расскажи историю от лица одного из героев; продолжи рассказ своими предположениями о том, что могло произойти дальше или, наоборот, в прошлом; перескажи текст и продолжи его, добавив новые факты, события из жизни героев; измени лицо, время глаголов при передаче содержания текста; составь рассказ по аналогии с прочитанным на основе своего личного опыта; составь рассказ по личным наблюдениям картин, природы, близких прочитанному.

Можно провести:

– конкурс ораторов, при этом учить ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Необходимо представить себя на месте героя произведения и рассказать о себе;

– игру «Журналисты». Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.

– игру «Философский стол». Представить себя философами и поговорить о произведении и выразить свои мысли.

 

Использование творческих заданий

Литературное произведение – это искусство слова, поэтому с первого класса важно использовать такое творческое задание, как работа над художественным словом, его значением и формой. Слово позволяет осознать ребятам мир своих чувств и учит их «метить» этим чувством слова, поэтому необходимо развивать у детей «чувство слова» – основы литературы как вида искусства. Для выявления выразительных возможностей слова дети выполняют специальные творческие задания. Они должны отвечать устно и письменно на, казалось бы, странные вопросы: Какие настроения возникают у меня, когда я слышу «шум», «шелест», «лепет»? Что я чувствую, представляю, когда звучит слово «волна» и т.д. Таким образом ребенок прикасается к одной из самых глубинных тайн литературного творчества: к тому удивительному явлению, когда произведение «вырастает» из «зерна» одного-единственного слова, которое необычно, индивидуально прозвучало и вызвало целую гамму чувств.

В системе творческих заданий особое место занимает игра «Путаница». Суть игры такова. На доске или на отдельных листочках выписаны вперемежку, через запятую, слова нескольких афористичных изречений. Детям нужно внимательно прочитать слова, подумать и постараться вычленить из всех слов те, которые составят знакомые афоризмы. Можно привлечь не только пословицы, но и поговорки, загадки, различные примеры детского фольклора.

Прием «Литературный эксперимент». Цель приема – дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору слова. Наблюдаем, как звучит текст без авторского слова, как он изменился? Далее то или иное выражение дети находят в других текстах, придумывают собственные примеры, а затем употребляют эти выразительные средства в собственной речи.

Большое количество заданий адресуется к фантазии ребенка, стимулируя его к разным видам деятельности по поводу текста: дополнить, изменить, предположить, придумать, нарисовать, разыграть по ролям и т.д. Такие задания нацелены на то, чтобы воспитывать в ребенке отсутствие страха перед высказыванием, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу.

 

Исходя из этого, ведущая идея опыта заключается в подборе, разработке и целенаправленном и систематическом использовании в работе по развитию речи на уроках творческих заданий.

 

 

Работа по развитию речи учащихся

Работа по развитию речи учащихся осуществляется по трем направлениям:

– развитие лексического запаса;
– формирование синтаксического строя речи;
– развитие связной речи.

При этом используется система творческих заданий, которая отвечает следующим требованиям:

1) творческие задания должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-творческим заданиям, к заданиям с творческой основой, а затем и к собственно-творческим;

2) система заданий должна вести к развитию любознательности, самостоятельности мышления, умения выдвигать и проверять гипотезы.

 

Развитие лексического запаса

Цель: создание условий для обогащения словарного запаса учащихся, формирование устойчивого интереса и внимания к слову, его значению, развитие умения творчески и осознанно использовать разнообразные лексические средства выразительности для точности и образности собственных речевых высказываний.

Чтобы выразить свою мысль, ребёнок, прежде всего, должен обладать определенным словарным запасом. Словарная работа осуществляется и как количественное обогащение словаря детей, и как работа над значением слов, над оттенками значений, над уместным употреблением слов, над активизацией словаря. Для обогащения словарного запаса, его активизации, а также развития творческой и познавательной активности учащихся использую многочисленные игры: «Буква потерялась», «Слово рассыпалось», «Лесенка», «Сквозная буква», «Доскажи словечко» и др. Живой интерес учащихся вызывает разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов, составление синквейнов.

Первоначально создаются условия для формирования понятий о группах слов, в результате наблюдения за ними в устных и письменных текстах; затем развивается умение подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними предложения, определять прямое и переносное значение многозначных слов (Приложение 1).

 

В III–IV классах проводится работа по систематическому закреплению материала. При работе с синонимами учащиеся учатся распознавать оттенки значений, располагать синонимы по степени возрастания или убывания какого-либо качества (градация синонимов). С большим интересом учащиеся овладевают умением подбирать синонимы и антонимы к разным значениям многозначного слова (Приложение 2).

Логическим завершением работы с этими лексическими категориями является их включение в активный словарь детей при построении устных высказываний и написании творческих работ. На этапе подготовки к данным работам ребята строят синонимические ряды, заменяют слова в тексте их синонимами, чтобы избежать повторов и наиболее удачно, точно выразить свою мысль (Приложение 3).

При работе с антонимами для сочинений-миниатюр предлагаются темы: «Сильный и слабый», «Правда и ложь», «Добро и зло». Активизируют фантазию детей сказочные сюжеты, поэтому предлагаю учащимся сочинить сказки «Трудолюбивая пчёлка и ленивый трутень», или, поменяв привычные для ребят сочетания, предлагается тема «Огромный муравей и крохотный слон» и др. Создаются условия для использования учащимися в текстах-рассуждениях пословиц, авторских текстов, содержащих антонимы (Приложение 4).

Чтобы учащиеся самостоятельно пришли к выводу, что употребление слов в переносном значении делает нашу речь живой, яркой, образной предлагаются ребятам задания, в которых они перестраивают предложения, без использования изобразительных средств. Например: образное красивое высказывание Д.Кедрина: «Осень, в шубу жёлтую одета, / По лесам с метёлкою прошлась…» превращается в скучное и неинтересное «Осенью леса желтеют и пустеют».

Наблюдение за художественными средствами в литературных произведениях, способствует развитию у младших школьников творческого и воссоздающего воображения. Читая литературные строки, учащиеся рисуют в своём воображении картины, навеянные этими строками (Приложение 5).    

Одним из ярких украшений речи являются фразеологизмы. Они позволяют развивать у школьников логическое и образное мышление, лаконичность мысли. Для знакомства учащихся с фразеологическими оборотами и усвоения понятия используются задания частично-творческого характера:

– подобрать к фразеологизмам их значения;
– заменить слово фразеологическим оборотом и наоборот;
– подобрать фразеологизм к иллюстрации, составить с ним предложение;
– подобрать фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы;
– составление предложений, небольших рассказов с включением фразеологизмов (Приложение 6).  

 

Формирование синтаксического строя речи

Цель: обогащение речи учащихся различными синтаксическими конструкциями, формирования умения осмысленно и творчески употреблять их в устной и письменной речи.

В работе со словосочетанием это составление словосочетаний с конкретными словами, проверка сочетаемости слов, введение словосочетаний в текст, обнаружение и исправление ошибок в словосочетаниях, упражнения на предупреждение подобных ошибок (Приложение 7).

В работе над предложением – составление предложений на заданную тему, с использованием заданных слов, составление предложений по схемам-моделям, распространение предложений, изменение их структуры, выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах. Такие виды заданий активно используются в классе при подготовке к сочинениям (Приложение 8).

Для развития воображения и активизации творческого мышления учащихся используются приёмы фантазирования. Приём «Живое – неживое»: из пары слов, предложенных учащимися, при помощи различных предлогов ребята составляют всевозможные словосочетания. Например, из пары слов «король» – «мороженое», ребята составили такие словосочетания: король с мороженым, королевское мороженое, мороженое для короля, король без мороженого, мороженое от короля, король из мороженого…

Продолжением этого вида работы на уроке является развитие темы – мы с ребятами сочиняем историю с соответствующим названием. Условие – рассказ должен быть увлекательным, с необычным сюжетом. При составлении предложений используется приём «Круги по воде». Предложение составляется из букв слова – «камня», которые записываются на доске в столбик. Рядом с каждой буквой произвольное существительное, начинающееся с этой буквы. Например, к предложенному слову роза, ребята придумали слова: ребёнок, осёл, забор, аист и составили предложения: «Через щель в заборе ребёнок наблюдал за ослом и аистом» и «Маленький ребёнок нарисовал на заборе осла и аиста».

При работе над предложением для развития коммуникативной компетенции младших школьников и культуры речи используются различные ролевые игры и игры-драматизации. Учащимся предлагаются речевые ситуации, в результате которых они должны создать свои высказывания, построить диалог на определённую тему. Такая работа активно продолжается при работе с текстом (Приложение 9).

 

Развитие связной речи

Цель: создание условий для формирования у младших школьников умения создавать устные и письменные высказывания, развитие литературно-творческих способностей учащихся.

Дети с малых лет проявляют любовь к рассказыванию. Они делятся впечатлениями о том, как провели выходные, каникулы, о своих братиках и сестричках, о домашних любимцах. Первоначально моя задача – поддерживать это желание и совершенствовать речевые умения, полученные до школы, а также создавать речевые ситуации, побуждающие детей к высказываниям. Составляю с учащимися предложения, тексты (по вопросам учителя) на определённую тему, интересную детям, небольшие рассказы по личным наблюдениям детей.

При составлении устного высказывания по картинке, по серии картинок использую приём «Машина времени», который активизирует фантазию, творческую самостоятельность учащихся. Ребята придумывают события, которые происходили и/или произойдут. Очень важно поддерживать и развивать желание первоклассников к высказываниям, не погасить огонёк непосредственности, эмоциональности детей, желания фантазировать. Использую в работе по развитию речи приёмы фантазирования («А что если…», «Увеличение – уменьшение», «Чудесные превращения», «Придумки» и др.), которые развивают детское воображение, стимулируют речевую деятельность, вырабатывают привычку к свободному самовыражению.

 

Как и процесс достижения творческого уровня, вся работа по развитию связной речи развивается поэтапно: от деятельности по образцу (знакомство с текстом), к исследовательскому уровню (анализ текста) и до творческого уровня (создание собственного речевого произведения). Исходя из этого, предлагаю учащимся следующие виды текстовых упражнений.

1) Упражнения в анализе готового текста (определи тему, основную мысль текста, выдели смысловые части текста и др.). Их главная цель состоит в наблюдении за построением текстов, их анализе.

2) Упражнения конструктивного характера: изменение, дополнение, исключение, улучшение (редактирование) – озаглавить текст, восстановить текст с нарушенной композицией, восстановить деформированный текст, дополнить текст по одной из частей, исключить избыточную информацию или информацию, не относящуюся к теме высказывания; найти и устранить повторы и др. Их главная цель – осмысление значимости изученного материала. Упражнения носят частично творческий характер (Приложение 10).

3) Упражнения по воссозданию текста (устный и письменный пересказ).

Самые интересные упражнения, имеющие творческую основу, – это: творческое изложение с изменением лица рассказчика, с расширением той или иной части текста, введение элементов описания или рассуждения и др.; сжатое изложение текста; выборочное изложение и др.

4) Упражнения в создании собственных продуктивных речевых высказываний. К этим упражнениям относятся все виды сочинений.

Сочинение – это способ самовыражения ребёнка, отражение его отношения к окружающему миру. Предлагаются темы сочинений, которые интересны и близки ребёнку, будят его фантазию: «Мой сказочный друг», «Дружбой дорожить умей!», «Что надо сделать, чтобы родители были счастливы» и др. Написанию сочинений предшествует серьёзная подготовительная работа, которая активизирует мыслительную деятельность детей. С этой целью проводятся вместе с ребятами лексические, стилистико-грамматические, стилистические эксперименты, наблюдения за построением художественных текстов (Приложение 11).

Чтобы повысить заинтересованность в результате творческой работы, по результатам детских сочинений самими учащимися выпускаются книжки-малышки.

Для оптимизации процесса развития речи детей младшего школьного возраста и достижения качественного результата необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, мыслительной деятельностью, творческими способностям.

 

 

По результатам проведённой работы можно сделать следующие выводы:

– опыт показывает эффективность использования системы творческих заданий в работе по развитию речи учащихся на уроках русского языка;

– творческие задания способствуют развитию речи учащихся, коммуникативных умений, творческих способностей, активному включению учащихся в учебную деятельность, формированию познавательного интереса, расширяют возможности самовыражения;

– работу по развитию речи не ограничивается рамками уроков, эта работа находит своё логическое продолжение во внеклассной работе.  

 

 

Приложение 1

1) Подберите синонимы к перечисленным словам.

Волшебник, еда, пламя, азбука, озорник, грусть, радостью

Слова для справок: пища, огонь, веселье, маг, шалун, печаль, алфавит.

2) Прочитайте ряд синонимов.

Иностранный, заграничный, зарубежный, чужеземный, заморский.

Какие из этих слов могут встречаться в народных сказках? Какие – в современной газете? Составьте словосочетания с каждым из этих слов.

3) Подберите антонимы к выделенным словам, восстановите пословицы.

Кто хочет много знать, тому надо … спать.
Больше думай, … говори.

Какие ещё пары антонимов вы нашли в этих пословицах? Объясните смысл понравившейся вам пословицы? Смысл какой пословицы вы проверили на собственном опыте?

4) Прочитайте.

Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы висят на месте.
                                      В. Орлов.

Найдите слова и выражения, которые о часах говорят, как о живом существе. Чему удивились малыши? Составьте свои предложения, где о людях говорится, что они стоят, спешат, идут, отстают.

     

Приложение 2

1) Используя синонимы, данные в предложениях, составьте синонимический ряд со значением «сильно нагретый, очень тёплый».

1. Горячий летний день. Река точно застыла. (Д.Н.Мамин-Сибиряк)
2. Летний жаркий день быстро сменился прохладой надвигавшейся грозы. (Д.Н.Мамин-Сибиряк)
3. Жара знойная; выйти нельзя; в раскрытые окна беспрепятственно льётся жгучая струя. (И.С.Тургенев)
4. Солнце стояло на небе и заливало землю палящими лучами. (В.К.Арсеньев)

Опишите июльский день, употребляя эти синонимы.

2) Прочитайте предложения, выберите одно из данных близких по смыслу слов. Обоснуйте выбор синонима:

Разведчики внимательно (смотрели, наблюдали) за противоположенным берегом реки.
Олени (спокойно, равнодушно, безразлично) паслись на поляне.

3) Постройте новые предложения, заменив нужные слова антонимами.

а) Весной цветы распускаются.  
б) Наступила холодная снежная зима.
в) Пустой колос лёгок, он стоит прямо.    

Перестроенные предложения:

а) Осенью цветы увядают.
б) Наступило жаркое, цветущее лето.
в) Полный колос тяжёл, он к земле клонится.

4) Дополните начатое предложение словами с противоположенным значением.

а) Новых друзей наживай, а …
б) Впереди летели взрослые, сильные птицы, а …

Дополнения:

а)  старых друзей не теряй.
б) сзади летели те, которые были моложе и слабее.

5) Подберите антонимы к словам, выступающим в разных значениях:

Свежий хлеб – … (чёрствый), свежая рубашка – … (грязная).
Глубокий бассейн – … (мелкий), глубокие знания – … (поверхностные).

 

Приложение 3

Для описания осеннего дня, подберите синонимы к словам:

– ненастный (непогожий, хмурый, пасмурный);
– грустный (печальный, унылый, невесёлый, тоскливый, скучный);
– мокрый (влажный, сырой);

Описывая осенние листья, школьники обычно употребляют только прилагательные «жёлтый», «красный». К сочинению «Краски осени» ребята, исследуя литературные произведения осенней тематики, подобрали такие слова:

– красный, багровый, багряный, алый, пунцовый, огненный, рубиновый, пурпурный;
– жёлтый, золотой, янтарный, лимонный.

 

Приложение 4

1) Прочитайте. Что, по вашему мнению, говорит ленивый ученик, а что – прилежный? Почему вы так считаете?

Завтра поучусь, а сегодня прогуляю.
Завтра погуляю, а сегодня поучусь.

2) Объясните смысл пословицы. Составьте небольшой текст, который бы отражал её смысл. Текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки, маленького стихотворения.

а) Добро помни, а зло забывай.
б) Меньше говори, да больше делай.
в) Семь раз отмерь, один раз отрежь.

3) Прочитайте, какие слова помогли автору описать осень.

И грустно, и радостно

Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблёкшие травы и зацветающие цветы. Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Н.Сладков.

 

Приложение 5

1) Прочитайте поэтические строки.

Блестит луна, недвижно море спит,
Молчат сады… (А.С.Пушкин)

Как вы понимаете выражения «море спит», «молчат сады»? Представьте картину, нарисованную поэтом, опишите её словами.

 

Приложение 6

1) Замени в данных предложениях выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами.

Я изложу свою просьбу очень кратко (в двух словах). Скоро (не за горами) праздник, нужно к нему готовиться.

2) Прочитайте текст. Найдите в нём фразеологические выражения. Как вы их понимаете.

Мой друг Лёня – золотой человек. Он всем помогает. Мы с ним часто готовим уроки. Он живёт в двух шагах от моего дома. Когда я получаю хорошую отметку он от радости на седьмом небе. Трудно рассказать о хорошем человеке в двух словах.

Замените фразеологизмы обычными словами.

3) Подбери к данным фразеологизмам их синоним и антоним.

Он живёт в двух шагах, трудиться до седьмого пота, грибов в лесу хоть завались.
Рукой подать, у чёрта на куличках, не покладая рук, бить баклуши, хоть отбавляй, капля в море.

4) Придумайте ситуации, где можно употребить следующие фразеологизмы:

лакомый кусочек, зарубить на носу, задирать нос, лить крокодиловы слёзы.

 

Такое упражнение побуждает детей к активному творческому воображению. Можно предложить детям нарисовать данные фразеологизмы.

 

Приложение 7

1) Запишите сочетания слов: имя существительное и имя прилагательное. Выберите из следующих или напиши свои: широкие, бледная, глубокая, озорные, душистое, доброе.

Мальчики (какие?) …, дороги (какие?) …, сердце (какое?) …, луна (какая?) …, река (какая?) …, яблоко (какое?) … .

Возможно ли сочетание слов белое сердце?

В данном случае речь идёт о лексической сочетаемости. При изучении частей речи проводятся упражнения для наблюдения за грамматической сочетаемостью слов.

2) Найдите неверно построенные словосочетания. Запишите правильный ответ.

Дружеский коллектив, дружная улыбка, дружелюбные ребята, соседняя собака, соседская квартира, яблочный сад, яблоневый пирог.

 

Приложение 8

1) Из каждой строчки составьте и запишите предложения.

Густая, в, растёт, трава, чаще, лесной.
Тут, дрозды, живут, чёрные.
Строят, из, гнёзда, дрозды, сучьев.

2) Прочитайте. Дополните предложения второстепенными членами предложения по вопросам. Запишите предложения.

(Каким?) … утром заглянем в (какой?) … лес. Здесь (какие?) … места. Может встретиться (какой?) … гриб, боровик. Искать (какие?) … грибы надо не спеша.

Для справок: ранним, прекрасные, осенний, белый, съедобные.

Затем данный вид упражнения усложняется, и учащиеся должны дополнить предложения без помощи предложенных учителем слов.

Также предоставляю учащимся возможность проявить свои творческие способности и самим составить друг для друга подобного рода предложения с пропусками на определённую тему. Этот вид задания активно использую в классе при подготовке к сочинениям.

Нравится ребятам распространять известные скороговорки. Из скороговорки «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» получилось много всевозможных предложений. Например: Утром шла маленькая Саша по широкому шоссе и сосала сладкую сушку.

3) Ответьте на вопросы предложениями с однородными членами.

На каких деревьях осенью желтеют листья?
Какие птицы улетают на юг?

4) Составьте предложения по данным схемам.

Где? Что сделали? Какие? Что?
Кто? Как? Что делают? Что?

5) Прочитайте. Найдите ошибки и исправьте их.

На солнце искрился белоснежный снег.
Мы восхищались утренним восходом солнца.

6) Найдите в каждом предложении неудачно использованное слово и замените его.

В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.
Наши хоккеисты перещеголяли всех и получили высшую награду.

7) Выразите эту же мысль по-другому.

Золотисто-жёлтая пшеница
На просторной ниве колосится. (С.Мурдян)

На бескрайнем поле колосится спелая пшеница.

 

Приложение 9

Прочитайте слова-высказывания, которые используются в речи как вежливые слова. Поставьте нужные знаки препинания к этим высказываниям:

Добрый день (…) Привет (…) Здравствуйте (…) Как ты себя чувствуешь (…) Рады тебя видеть (..) Выздоравливай поскорее (..) До свидания (…) Всего хорошего (…) Обязательно заходите (…)

Используя данные слова, составьте небольшой диалог на тему: «Посещение больного друга».

Это творческое упражнение не только активизирует в речи учащихся вежливые слова и выражения речевого этикета, но и развивает эмоциональную выразительность речи.

    

Приложение 10

1) Прочитайте текст. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.

Золотая осень

Всё реже греет осеннее солнышко. Грустный стоит лиственный лес. Листочки облетели. Резкий осенний ветер качает голые ветки. Солнечные дни редки. Всюду грязь и слякоть. Ненастная погода. Холодно!

2) Прочитайте. Сочините небольшой рассказ по данному началу. Озаглавьте текст, запишите получившийся рассказ.

Однажды мышонку посчастливилось раздобыть кусочек сыра. И только он собрался полакомиться …

 

Приложение 11

Стилистический эксперимент

Учащимся предлагается текст.

В воздухе осенний запах. Стоит туман. Белеет небо. На липах золотятся листья.

Перед вами отрывок из сочинения ученика III класса. Сделайте текст лучше, выразительнее. Распространите предложения, используйте синонимы. Помните, каким стилем речи вы пользуетесь.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий