Виктор ГОРБАЧУК,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область
Класс: 5-й.
Тема урока: Правописание з и с на конце приставок.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Место урока в изучаемой теме: в разделе «Орфография» – 12-й урок; первый из двух уроков по изучению правописания з и с на конце приставок.
Связь со знаниями, полученными ранее: учащиеся знают, какие согласные звуки являются звонкими, а какие глухими, что поможет им лучше понять новую тему.
Цель: к концу урока учащиеся
– будут знать правило написания з и с на конце приставок, о единообразном написании приставки с-;
– будут уметь определять условие выбора букв з и с на конце приставок, правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Задачи личностного развития:
– образовательные: создать условия для формирования у учащихся навыка правописания з и с на конце приставок; содействовать совершенствованию правописных и аналитических умений и навыков, орфографической зоркости учащихся;
– развивающие: содействовать развитию связной устной речи учащихся посредством работы с фразеологизмами, пословицами и текстом; создать условия для развития самостоятельности мышления и находчивости пятиклассников;
– воспитательная: содействовать повышению учебной мотивации на основе приобщения учащихся к собственному самоопределению (направленность на собственный результат занятия).
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, практический.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Учебно—методическое обеспечение: интерактивная доска, выход в интернет, раздаточный дидактический материал (лист достижений, карточки с заданиями, рисунки фразеологизмов).
Эпиграф: Смекнёшь да (с-/з-)хитришь – врагов победишь.
Ход урока
Планируемый результат |
Задача учителя |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы, методы, приёмы работы |
1 Организационный этап |
||||
Учащиеся смогут проанализировать языковой материал, представленный в эпиграфе. |
Психологически подготовить учащихся к уроку, настроить на сотрудничество, заинтересовать темой урока. |
Приветствует учащихся, организует их внимание. |
Слушают учителя, настраиваются на работу, отвечают на вопросы. |
Фронтальная форма работы, словесный метод. |
2 Этап постановки целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
||||
Учащиеся смогут сформулировать целевую установку урока и план работы. |
Создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и ее результаты. |
– Определите по эпиграфу тему нашего урока. |
Определяют тему урока («Правописание букв з и с на конце приставок»). |
Фронтальная форма работы, частично-поисковый метод. |
3 Этап актуализации знаний учащихся |
||||
Учащиеся актуализируют знания о согласных звуках русского языка. |
Подготовить учащихся к работе, восприятию нового материала; актуализировать умения и навыки учащихся для восприятия новой информации. |
– Итак, ребята, давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? |
Отвечают на вопросы: |
Фронтальная форма работы, практический метод. |
4 Этап объяснения нового материала |
||||
Учащиеся смогут, пользуясь актуализированными знаниями, сформулировать правило «Правописание з и с на конце приставок». |
Организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся. |
– Посмотрите внимательно на иллюстрации (Приложение 3). |
Отвечают на вопросы: |
Фронтальная форма, частично-поисковый метод. |
5 Этап первичного усвоения новых знаний |
||||
Обеспечить своевременное выявление пробелов в знаниях учащихся и их коррекцию. |
Обеспечить своевременное выявление пробелов в знаниях учащихся и их коррекцию. |
Предлагает посмотреть видеоролик с объяснением новой темы.
|
Учащиеся смотрят видеоролик. |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, наглядный и проблемно-поисковый метод. |
6 Этап первичной проверки понимания изученного материала |
||||
Учащиеся научатся разграничивать приставку с- и корни слова, которые начинаются с буквы з. |
Установить глубину понимания учащимися нового учебного материала, закономерностей и связей, устранить обнаруженные пробелы. |
Предлагает дополнить таблицу «Правописание з и с на конце приставок» (Приложение 4, часть 2). |
Учащиеся заполняют таблицу, записывают в конспект мнемонические фразы для запоминания правила. |
Работа в парах, индивидуальная форма, практический метод. |
7 Этап первичного закрепления знаний по новой теме на практике |
||||
Учащиеся научатся применять полученные знания на практике. |
Проверить степень усвоения учащимися нового материала. |
Интерактивное задание. |
Выполняют интерактивное задание. |
Индивидуальная форма, практический метод. |
Физкультминутка |
||||
Снятие статического |
Обеспечить сохранение здоровья учащихся, поддержать их познавательную активность и работоспособность |
Предлагает выполнить упражнения: |
Выполняют упражнения. |
Фронтальная форма. |
8 Этап закрепления нового материала |
||||
Учащиеся углубят знания по выученной теме. |
Закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этой теме. |
1) Творческая работа |
1) Выполняют индивидуальное задание. |
Индивидуальная форма работы, поисковый метод. |
9 Оценочно-рефлексивный этап |
||||
Учащиеся смогут определить уровень усвоения материала, выявить недостатки, установить причины выявленных недостатков. |
Создать условия для анализа и оценки эффективности проделанной работы на уроке. |
1) Проверка выполнения индивидуальных заданий и задания в парах. |
Учащиеся выполняют тестовое задание, обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга, заполняют таблицу достижений. |
Самостоятельная работа, самопроверка. |
10 Рефлексия |
||||
Учащиеся смогут самостоятельно оценить свою работу на уроке. |
Создать условия для оценки собственных действий на уроке учащимися. |
Организует деятельность |
Осмысливают значимость для себя полученных знаний, выделяют трудности, оценивают собственную деятельность. |
Индивидуальная форма, приём «Пять пальцев», самооценка. |
11 Подведение итогов урока |
||||
Учащиеся смогут проанализировать и оценить свою деятельность и деятельность своих одноклассников во время урока через само- и взаимооценку, степень усвоения знаний по выученной теме. |
Создать условия для анализа успешности достижений цели урока, дать качественную оценку работы класса и учащихся, содействовать формированию адекватной самооценки учащихся. |
Учитель обращается к целям урока, соотносит результаты урока с запланированным. Учитель возвращается к эпиграфу и просит оценить каждому учащемуся себя, проявил ли он на уроке смекалку. |
Дают оценку своей работе, заполняют лист достижений и делают выводы (Приложение 1). |
Фронтальная форма, самооценка. |
12 Этап информирования о домашнем задании |
||||
Учащиеся смогут понять цели, содержание и способы выполнения домашнего задания. |
Обеспечить понимание учащимися целей, содержания выполнения домашнего задания. |
Дает комментарий к домашнему заданию. Подобрать 10 слов с приставкой на з- или с-, объяснить их правописание, составить с некоторыми из них три предложения. |
Осмысливают содержание задания, записывают в дневники. |
Фронтальная форма, самоконтроль. |
Литература:
1 Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-3 / Н.И.Запрудский. ‒ Минск : Сэр-Вит, 2017. – 168 с.
2 Мурина, Л.А. Русский язык: учебное пособие для 5 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. В двух частях. Часть 2 / Л.А.Мурина, Т.В.Игнатович, Ж.Ф.Жадейко. ‒ Минск : Сэр-Вит, 2019. – 144 с.