Правописание букв з и с на конце приставок. Урок русского языка в 5-м классе

- 9:45II И III СТУПЕНИ, Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Сценарии

 

Виктор ГОРБАЧУК,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

 

 

Класс: 5-й.

Тема урока: Правописание з и с на конце приставок.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Место урока в изучаемой теме: в разделе «Орфография» – 12-й урок; первый из двух уроков по изучению правописания з и с на конце приставок.

Связь со знаниями, полученными ранее: учащиеся знают, какие согласные звуки являются звонкими, а какие глухими, что поможет им лучше понять новую тему.

Цель: к концу урока учащиеся

– будут знать правило написания з и с на конце приставок, о единообразном написании приставки с-;
– будут уметь определять условие выбора букв з и с на конце приставок, правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Задачи личностного развития:

– образовательные: создать условия для формирования у учащихся навыка правописания з и с на конце приставок; содействовать совершенствованию правописных и аналитических умений и навыков, орфографической зоркости учащихся;

– развивающие: содействовать развитию связной устной речи учащихся посредством работы с фразеологизмами, пословицами и текстом; создать условия для развития самостоятельности мышления и находчивости пятиклассников;

– воспитательная: содействовать повышению учебной мотивации на основе приобщения учащихся к собственному самоопределению (направленность на собственный результат занятия).

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, практический.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Учебнометодическое обеспечение: интерактивная доска, выход в интернет, раздаточный дидактический материал (лист достижений, карточки с заданиями, рисунки фразеологизмов).

Эпиграф: Смекнёшь да (с-/з-)хитришь – врагов победишь.

Приложения

Ход урока

Планируемый результат

Задача учителя

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы, приёмы работы

1 Организационный этап

Учащиеся смогут проанализировать языковой материал, представленный в эпиграфе.

Психологически подготовить учащихся к уроку, настроить на сотрудничество, заинтересовать темой урока.

Приветствует учащихся, организует их внимание.
– Обратите, пожалуйста, внимание на эпиграф. Как вы понимаете значение этой пословицы?
– В словах эпиграфа пропущены буквы. Можете ли вы ответить, какую букву необходимо писать: с или з? Сегодня на уроке нам понадобится смекалка, чтобы разобраться в этом.

Слушают учителя, настраиваются на работу, отвечают на вопросы.

Фронтальная форма работы, словесный метод.

2 Этап постановки целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учащиеся смогут сформулировать целевую установку урока и план работы.

Создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и ее результаты.

– Определите по эпиграфу тему нашего урока.

– Исходя из темы, давайте определим цели. Продолжите фразу: «К концу урока я…». Поможет вам в этом лист достижений, который есть у каждого на столе.
В ходе урока учащимся необходимо заполнить лист достижений (Приложение 1).

Определяют тему урока («Правописание букв з и с на конце приставок»).  
Учащиеся формулируют цели, пользуясь информацией из листа достижений.
К концу урока я:
– буду знать, когда пишется буква з на конце приставок, а когда с;
– научусь грамотно писать слова с этими видами орфограмм;
– смогу графически обозначать изученную орфограмму;
– смогу выполнить в конце урока тестовое задание.

Фронтальная форма работы, частично-поисковый метод.

3 Этап актуализации знаний учащихся

Учащиеся актуализируют знания о согласных звуках русского языка.

Подготовить учащихся к работе, восприятию нового материала; актуализировать умения и навыки учащихся для восприятия новой информации.

– Итак, ребята, давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?
– Что изучает орфография?

– А что изучает фонетика?
– На какие две большие группы делятся звуки речи?
– Какие бывают согласные?
 
А теперь обратите внимание на таблицу «Согласные звуки» (Приложение 2).
– Какие звуки представлены в первой колонке?
– А во второй?
– Почему напротив звуков [р], [л], [м], [н], [й’], ничего не написано?
– Какими являются звуки [ч’], [щ’], [ц], [х]?
– С помощью какой фразы можно легко запомнить непарные звонкие звуки?
– С помощью какой фразы можно легко запомнить непарные глухие звуки?

Отвечают на вопросы:
– Орфографию.


– Правописание слов.

– Звуки речи.
– Гласные и согласные.

– Звонкие и глухие.




– Звонкие.

–  Глухие.
– Они непарные звонкие.


– Непарными глухими.


– Звонкий [л]а[м’]и[н]а[р’]и [й’].
– Глухо [ч’]и[щ’]у [ц]е[х].

Фронтальная форма работы, практический метод.

4 Этап объяснения нового материала

Учащиеся смогут, пользуясь актуализированными знаниями, сформулировать правило «Правописание з и с на конце приставок».

Организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся.

– Посмотрите внимательно на иллюстрации (Приложение 3).
– Как вы думаете, какие слова изображены в первых двух рядах?

– Что общего между этими словами?

– Заполните таблицу (Приложение 4, часть 1) и попытайтесь самостоятельно сформулировать правило «Правописание з и с на конце приставок».

Отвечают на вопросы:
– Раз-говор. Без-дельник. Бес-порядок. Рас-писание.



Приставки заканчиваются на з-/с-.



Учащиеся заполняют таблицу «Правописание з и с на конце приставок» озвучивают правило.

Фронтальная форма, частично-поисковый метод.

5 Этап первичного усвоения новых знаний

Обеспечить своевременное выявление пробелов в знаниях учащихся и их коррекцию.
Учащиеся смогут самостоятельно выделить новую информацию и дополнить ею правило, заполнив таблицу.

Обеспечить своевременное выявление пробелов в знаниях учащихся и их коррекцию.

Предлагает посмотреть видеоролик с объяснением новой темы.
https://clck.ru/32mUm2


После просмотра видеоролика учитель задаёт вопросы:
– Что нового вы узнали?







– Теперь вернёмся к иллюстрациям. Что изображено в третьем ряду?
– Почему мы написали слово «сдача» с буквой с-?
– А почему слово «здание» пишется с буквой з-?

 Учащиеся смотрят видеоролик.









Отвечают на вопросы учителя:
– Приставки з- не бывает, всегда пишем приставку с-, даже перед звонкими согласными. Некоторые слова начинаются с буквы з, которая входит в корень.

– В третьем ряду изображены следующие слова: с-дача, з-дание.
– В слове «сдача» приставка с-.
 – В слове «здание» буква з – часть корня.

Фронтальная работа, индивидуальная работа, наглядный и проблемно-поисковый метод.

6 Этап первичной проверки понимания изученного материала

Учащиеся научатся разграничивать приставку с- и корни слова, которые начинаются с буквы з.

Установить глубину понимания учащимися нового учебного материала, закономерностей и связей, устранить обнаруженные пробелы.

Предлагает дополнить таблицу «Правописание з и с на конце приставок» (Приложение 4, часть 2).
– Это правило можно назвать «Правилом трёх З»: «З За Звонким»
– Запомните короткую фразу, которая поможет вам не допускать ошибок в словах с начальной корневой з-:
      ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
     
на ЗДЕСЬ, ЗДОРОВЬЕ,
      ЗДАНИЕ!
Есть ещё стихотворение для запоминания правила. Запишите его в конспекты, оно поможет вам лучше понять и запомнить правило (Приложение 5).

Учащиеся заполняют таблицу, записывают в конспект мнемонические фразы для запоминания правила.
Учащиеся заполняют лист достижений.

Работа в парах, индивидуальная форма, практический метод.



Самоконтроль, взаимоконтроль.

7 Этап первичного закрепления знаний по новой теме на практике

Учащиеся научатся применять полученные знания на практике.

Проверить степень усвоения учащимися нового материала.

Интерактивное задание.
https://learningapps.org/27703716

Выполняют интерактивное задание.

Индивидуальная форма, практический метод.

Физкультминутка

Снятие статического
напряжения,
переключение внимания.

Обеспечить сохранение здоровья учащихся, поддержать их познавательную активность и работоспособность

Предлагает выполнить упражнения:
– Когда вы услышите слово с приставкой, в которой пишется с, то присядьте. Если вы услышите слово с приставкой, в которой пишется з-, то поднимите обе руки:
Листья, листья, листопад.
Не расчистить школьный сад.
***
У солнышка есть правило – оно лучи расправило.
***
Нет, в жизни мне не повезло:
Однажды я разбил стекло.
***
Рассердилась бабушка: меня ты не учи,
разбираюсь правильно, как пинать мячи.
***
Я Володины отметки узнаю без дневника.
Если брат приходит с тройкой, раздаются три звонка.

Выполняют упражнения.

Фронтальная форма.

8 Этап закрепления нового материала

Учащиеся углубят знания по выученной теме.

Закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этой теме.

1) Творческая работа
– Соотнесите фразеологизмы и картинки, изображённые на коллаже. Запишите, объясните правописание з и с на конце приставок. Используйте фразеологический словарь, чтобы объяснить значение фразеологизмов (Приложение 6).
– Какой фразеологизм, по вашему мнению, соотносится с темой нашего урока – смекалка и находчивость?
2) Работа с текстом (Приложение 7).
Рубрика «Интересный факт».
– А вы знаете, почему птицу назвали “вороной”? Ворона получила такое название из-за цвета оперения. Слово «ворона» родилось от слова «вороной», что означает «черный».

Работа с «Ударником». (Дополнительные задания на повторение: поставить ударение в словах, объяснить правописание приставок:
растрУб, избалОванный, издрЕвле).

3) Задание в парах. К каждой пословице подберите другую, подходящую по смыслу. Напишите пословицы попарно, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы (Приложение 8).
4) Подготовка к олимпиаде. Индивидуальное задание (Приложение 9).

1) Выполняют индивидуальное задание.









– Сдвинуть гору.




2) Выполняют задания к тексту.













3) Выполняют задание в парах одновременно с теми учащимися, которые работают с текстом.
4) Учащийся выполняет индивидуальное задание одновременно с теми учащимися, которые работают с текстом.
Все учащиеся заполняют лист достижений.

Индивидуальная форма работы, поисковый метод.







Фронтальная работа, самоконтроль, взаимоконтроль.


Работа в парах.


Индивидуальная работа.


Самоконтроль, взаимоконтроль.

9 Оценочно-рефлексивный этап

Учащиеся смогут определить уровень усвоения материала, выявить недостатки, установить причины выявленных недостатков.

Создать условия для анализа и оценки эффективности проделанной работы на уроке.

1) Проверка выполнения индивидуальных заданий и задания в парах.
2) Тестовое задание по теме «Правописание з и с на конце приставок» (Приложение 10).

Учащиеся выполняют тестовое задание, обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга, заполняют таблицу достижений.

Самостоятельная работа, самопроверка.

10 Рефлексия

Учащиеся смогут самостоятельно оценить свою работу на уроке.

Создать условия для оценки собственных действий на уроке учащимися.

Организует деятельность
учащихся по осмыслению ими успешности выполнения задач урока, получает информацию о самооценке учащихся, обнаруживает проблемные зоны для следующей коррекции, подводит итоги урока.
Приём «Пять пальцев». Учащиеся отвечают на вопросы:
М
(мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал и чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость и физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Осмысливают значимость для себя полученных знаний, выделяют трудности, оценивают собственную деятельность.

Индивидуальная форма, приём «Пять пальцев», самооценка.

11 Подведение итогов урока

Учащиеся смогут проанализировать и оценить свою деятельность и деятельность своих одноклассников во время урока через само- и взаимооценку, степень усвоения знаний по выученной теме.

Создать условия для анализа успешности достижений цели урока, дать качественную оценку работы класса и учащихся, содействовать формированию адекватной самооценки учащихся.

Учитель обращается к целям урока, соотносит результаты урока с запланированным. Учитель возвращается к эпиграфу и просит оценить каждому учащемуся себя, проявил ли он на уроке смекалку.

Дают оценку своей работе, заполняют лист достижений и делают выводы (Приложение 1).

Фронтальная форма, самооценка.

12 Этап информирования о домашнем задании

Учащиеся смогут понять цели, содержание и способы выполнения домашнего задания.

Обеспечить понимание учащимися целей, содержания выполнения домашнего задания.

Дает комментарий к домашнему заданию. Подобрать 10 слов с приставкой на з- или с-, объяснить их правописание, составить с некоторыми из них три предложения.

Осмысливают содержание задания, записывают в дневники.

Фронтальная форма, самоконтроль.

 

Литература:

1 Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-3 / Н.И.Запрудский. ‒ Минск : Сэр-Вит, 2017. – 168 с.
2 Мурина, Л.А. Русский язык: учебное пособие для 5 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. В двух частях. Часть 2 / Л.А.Мурина, Т.В.Игнатович, Ж.Ф.Жадейко. ‒ Минск : Сэр-Вит, 2019. – 144 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий