Путешествие по родному городу. Занятие по образовательной области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

- 12:40КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Составление описательного рассказа по картинкам-схемам.

 

Наталия МАРТЫНКЕВИЧ,
учитель-дефектолог,
ГУО «Детский сад № 37 г. Лиды»,
Гродненская область

 

Задачи:

– формировать умение подбирать слова, противоположные по значению;
– формировать умение согласовывать прилагательные с существительными;
– формировать умение составлять описательный рассказ по картинкам-схемам;
– развивать мелкую моторику пальцев рук;
– воспитывать дружеские взаимоотношения.

Оборудование: картинки достопримечательностей Лиды, микрофон, фонарик, мяч, картинки-пазлы, картинки-схемы, ноутбук с видеозаписью.

 

Ход занятия

 

Учитель-дефектолог: Ребята, давайте поздороваемся.

Психогимнастика

Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ!
Здравствуй, легкий ветерок «ф-ф-ф»!
Здравствуй, звонкий голосок «бл-бл-бл!»
Здравствуйте ручным часам – «тик-так»!
Звонким детским голосам – здравствуйте!

Давайте сейчас расскажем, с каким настроением мы приходим в детский сад.

Мимические упражнения

Мы умеем улыбаться,
Мы умеем удивляться,
Мы умеем сердиться
Мы умеем огорчаться,
Но мы любим улыбаться.

С таким настроением и продолжим наше занятие.

Видеозвонок (Джон из Америки)

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Джон и я из далекого города Нью Йорка. Скоро я планирую путешествие по Беларуси и буду в вашем городе Лида. У меня будет совсем мало времени, поэтому хотелось бы узнать о нем самое интересное.

Учитель-дефектолог: Ребята, поможем Джону?

Попробуем составить для него путеводитель по интересным местам нашего города.

– А как называется наш город? Много ли в нашем городе улиц?

 

Игра «Звук – улица» (с микрофоном)

С – Сосновая, Советская, ..
Ф – Физкультурная,
П – Пролыгина, Притыцкого,..
М – Мицкевича,..
Р – Республиканская,…
З – Замковая,…

На этой улице находится самая главная достопримечательность, которая встречает всех туристов – это… (Лидский замок). Кто расскажет нам немного про замок? (Замок был построен давным-давно).

А чтобы больше узнать о замке, поиграем в интересную игру.

 

Игра «Скажи наоборот» (с микрофоном)

Детский сад маленький, а замок … большой.
Стены у магазина тонкие, а у замка… толстые.
Дом новый, а замок … старый.
Улицы бывают грязные, а возле замка всегда… чистые.
У нас улицы современные,  а возле замка … старинные.
Мы живем от детского сада близко, а от замка … далеко.

Учитель-дефектолог: Следующее, что необходимо Джону посетить, – это Памятник Гедимину.

 

Игра «Подбери признак»

При правильном ответе нажимают на фонарик – он загорается.

Учитель-дефектолог: Давайте попробуем подобрать красивые слова к этому памятнику и князю Гедимину. Он какой? (великий, мудрый, смелый, храбрый, мужественный, грозный, умный).

 

Физкультминутка

Мы по городу идем.
Звонко песенку поем.
Мы по улицам шагаем,
Вывески везде читаем.
Прыгнем вместе высоко,
Ножки бегают легко.
На носочках пошагаем,
Свои спинки выпрямляем.
Вверх на солнце посмотрели –
И нас лучики согрели.

Учитель-дефектолог: А что еще необходимо Джону посетить? (Курган Славы) (Выставляется картинка). Ребенок рассказывает о Кургане Славы.

В нашем городе еще много всего интересного, однако, чтобы все назвать, нужно собрать картинки. Но сразу разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

В нашем городе прекрасном (на каждый пальчик одеваем массажное кольцо)
Есть музей и магазин,
Школы, садики, аптеки,
Фабрики, библиотеки,
Парк, машины, поезда.
Дружно тут живем, друзья.

Конверты разделены на две стопки. В одной – картинки из 7 частей, а в другой – 8 и более. Детей делим на 2 группы, каждая выбирает конверты из своей стопки.

– Памятник Адаму Мицкевичу
– Лев с гербом
– Памятник Ф Скорине
– Солнечные часы
– Памятник белорусскому хлебу
– Памятник воинам-освободителям и партизанам (каждый отвечает, какую картинку он собрал)

Далее составляют краткий рассказ по картинке-схеме:

– Что это?
– Как выглядит?
– Большой или маленький?
– Из чего сделан?

Учитель-дефектолог: Как много всего мы рассказали Джону.

 (Дети выкладывают путеводитель) Воспитатель достает посылку от Джона.

Учитель-дефектолог: Эта посылка откроется, если вы расскажете, что вам больше понравилось на занятии? А может, что-то огорчило?

Учитель-дефектолог: И я хочу сказать, что вы все очень старались. Очень интересно рассказывали про город, четко выполняли все задания. Спасибо!

Воспитатель открывает посылку с угощениями для детей.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий