Системы органов пресмыкающихся: строение, функции. План-конспект урока биологии в 8-м классе

- 11:32БИОЛОГИЯ, Биология. Сценарии, Методичка

 

Юлия СВЕТОГОР,
учитель биологии
ГУО «Средняя школа № 5 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

 

 

 

Цель урока: добиться усвоения учащимися знаний об особенностях внутреннего строения рептилий.

Задачи:

образовательные – формирование знаний о системах органов пресмыкающихся, особенностях размножения и развития;

развивающие – развитие умения выявлять черты приспособленности организмов к жизни на суше;

воспитательные – воспитание бережного отношения к живым организмам.

Оборудование: интерактивные задания, информационные карты урока, мобильные телефоны, компьютер.

Учебно-методическое обеспечение: рабочая тетрадь, учебное пособие, карточки для проверки домашнего задания, картинки с изображением органов.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

1 Организационный момент

2 Проверка домашнего задания

Выполнение учащимися заданий на карточках (выборочно, Приложение 1).

 

– Какой класс типа хордовых стоит выше земноводных на эволюционной ступени? (Пресмыкающиеся.)

– Какое второе название этого класса? (Рептилии.)

На прошлом уроке мы познакомились с особенностями внешнего строения рептилий, давайте вспомним, в чем они проявляются?

Фронтальная работа с классом по вопросам по теме «Внешнее строение пресмыкающихся на примере прыткой ящерицы».

 

Игра «Кто хочет стать миллионером»?

https://learningapps.org/view28549241

 

 

 

 

 

Тренажер «Внешнее строение тела ящерицы»

https://learningapps.org/view14324529

 

 

 

 

 

Тренажер «Строение пресмыкающихся»

https://learningapps.org/view2066374

 

 

 

 

 

Ответы учащихся у доски на вопросы:

1) внешнее строение прыткой ящерицы: место обитания, кожа;
2) скелет, мускулатура прыткой ящерицы.

 

3 Целемотивационный этап

– Можно ли устранить неисправность автомобиля, не зная его устройства?

– Может ли врач поставить диагноз и правильно лечить больного, не зная строения тела?

Ребята, посмотрите на картинку. Давайте сформулируем цель урока. («Внутреннее строение пресмыкающихся».)

Сегодня мы должны выяснить и понять, в чем же преуспели пресмыкающиеся по сравнению с земноводными, что интересного появилось в их внутреннем строении, какие преимущества им дают эти приобретения.

 

4 Изучение нового материала

Рассказ учителя сопровождается видеофильмом (http://eior.unibel.by/catalog_lecture/8-klass/bio/34.php)

 

– Как проходит процесс дыхания у пресмыкающихся в отличие от земноводных?

Дыхательная система. Дыхание только легкими без участия кожи. Легкие имеют ячеистое строение, поверхность их больше, чем у земноводных. Появляются воздухоносные пути трахея и бронхи. В ротовой полости появляется костная перегородки (твёрдое небо), позволяющее дышать во время приема пищи. Механизм дыхания всасывающего типа (связан с расширением грудной клетки и созданием в ней отрицательного давления).
Ячеистые легкие, увеличивающие площадь газообмена.

– Как проходит процесс пищеварения у пресмыкающихся в отличие от земноводных?

У пресмыкающихся наблюдается большая дифференциация (разделение) пищеварительного тракта, позволяющая полнее использовать попавшую добычу. Ротовая полость ограничена от глотки. Слюнные железы развиты лучше, чем у земноводных. Способы добывания пищи разнообразны, этому помогают зубы. Большинство рептилий – хищники, но есть и растительноядные, например – сухопутные черепахи. Пищеварительный тракт устроен так же, как и у земноводных: ротовая полость – глотка – пищевод – желудок – тонкий кишечник – толстый кишечник – клоака. Имеются и пищеварительные железы – печень, поджелудочная железа.

– В чём усложнение кровеносной системы класса пресмыкающихся?

Два круга кровообращения, трехкамерное сердце с неполной перегородкой, частично разделяющей кровь на артериальную и венозную. От разных частей желудочка отходят три сосуда:

– лёгочная артерия с венозной кровью (на газообмен к легким);
– правая дуга аорты с артериальной кровью (к голове и передним конечностям);
– левая дуга аорты со смешанной кровью (к остальным частям тела).

– Что возникло в выделительной системе у пресмыкающихся и как называется конечный продукт обмена веществ.

У пресмыкающихся возникают тазовые почки (где происходит образование мочи в два этапа: фильтрация и обратное всасывание воды и полезных веществ в кровь), это позволяет экономить воду. Продукт выделения – мочевая кислота.

– Как усложнилась нервная система?

План строения нервной системы и последовательность отделок головного мозга такие же, как у рыб и амфибий. Передний мозг больше по размеру, чем у земноводных, на его поверхности появляется зачаток коры больших полушарий (основа условных рефлексов). Промежуточный мозг у многих рептилии образует теменной орган, который может различать световые раздражения («третий глаз»). Развиты кожистые веки и мигательная перепонка, увлажняющая глаз. Аккомодация глаза происходит за счет изменения кривизны хрусталика (быстрее и точнее, чем у земноводных). Орган слуха – среднее (внутреннее) ухо. Язык – орган осязания и вкуса. Обоняние развито лучше, чем у земноводных.

– В чём сходство и различия половой системы и процесса размножения у пресмыкающихся и земноводных?

Раздельнополые животные, оплодотворение внутреннее. Семенная жидкость вводится в клоаку самки. У самцов имеются парные семенники, у самок – парные яичники. Размножаются откладыванием яиц.

 

5 Самостоятельная работа с самопроверкой

Информационная карта для учеников (Приложение 2).

Тема урока: Внутреннее строение пресмыкающихся

Системы органов

Общий план строения

Особенности по сравнению с земноводными

Значение прогрессивных черт в строении

Дыхательная

Трахея, …………………, ячеистые легкие

Дыхательные пути, ……………….. клетка

Лучшее снабжение …………………… организма

Кровеносная

……. круга кровообращения, ………………… ное сердце

В желудочке ……………..
перегородка

Кровь меньше ……………………….

Пищеварительная

Рот – глотка- …………………… – желудок – …………………….. кишка – толстая – ………………….

Более развиты зубы, …………………. железы

Лучшее усвоение пищи

Выделительная, половая

2 почки – ………………………….. – мочевой пузырь

Раздельнополы – у самцов …………………….; у самок ……………………

Почки выделяют меньше воды (т. к. продукт обмена – мочевая кислота)

Оплодотворение возможно и на суше, сохранение воды в организме

Скелет

Череп, ……………………….., состоящий из отделов шейного, грудного, поясничного, крестцового, хвостового. Пояса конечностей, скелет конечностей, грудная ……………. из ребер и грудины.

…… шейных позвонков, ребра с грудиной.

Лучшая подвижность …………………, грудная клетка помогает …………………

Размножение и развитие.

Яйцо покрыто защитной ……………………….

Развитие ……………….., (без превращения), на суше

Приспособление к жизни на суше

 

6 Закрепление изученного материала

Закрепление на тему «Внутреннее строение пресмыкающихся на примере прыткой ящерицы»

 

7 Рефлексия

Оцените свою работу на уроке.

 

8 Информация о домашнем задании

§ 41, подготовить сообщения по темам «Ящерицы», «Змеи», «Интересные факты о прыткой ящерицы».

 

Спасибо за урок, ребята! До свидания!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий