К описанию опыта автор также прилагает материалы для тематической встречи в киноклубе по теме «Внутриличностный ресурс».
Артур АДАМОВИЧ,
педагог-психолог
ГУО «Первомайская средняя школа» Лидского района,
Гродненская область
В настоящее время кинопрофилактика, являясь одним из наиболее эффективных способов проведения профилактических занятий, представляется весьма сильным средством социально-психологического воздействия благодаря механизму внушения, заражения, убеждения и подражания. Оно оказывает серьезное воздействие на сознание подростков, которые только начинают осознавать собственную индивидуальность, проявляющуюся в сознании через одно из главных новообразований данного возраста – рефлексию, являющуюся одним из важных признаков образования Я-концепции.
Мы предприняли попытку объединить разрозненные Я-образы подросткового самосознания посредством влияния на наиболее значимые психологические механизмы, активация которых происходит за счет просмотра и обсуждения кинофильмов – в рамках школьного киноклуба «Ракурс».
Кинопрофилактика – это комплекс профилактических мероприятий, главной составляющей которых является просмотр кинофильмов на специализированную тематику. Информация, переданная при помощи кино, оказывает более сильное воздействие на сознание человека, чем проведение лекций, семинаров и т.д.
Основная идея школьного киноклуба «Ракурс» заключается в том, чтобы помочь учащимся сформировать новые паттерны поведения на различные жизненные ситуации, расширить внутриличностные ресурсы. Благодаря этому дети осознают свои цели и потребности, являются осознанными и активными участниками собственной жизни, что является первичной профилактикой потребления психоактивных веществ
Целесообразность проведения занятий в формате киноклуба состоит, с одной стороны, в организации досуговой деятельности, развитии коммуникативных способностей, формирующих умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности. А с другой стороны, посредством занятий у подростков развивается навык социализации и адаптации, формируется навык правомерного поведения, развивается навык получать и критически осмысливать социальную информацию.
Просмотр фильмов в группе и групповое обсуждение позволяет решать следующие задачи:
– формирование собственного мировоззрения на разных сферах жизнедеятельности: осознание своих целей и потребностей, действий, чувств, важных для построения собственной жизни;
– развитие эмоциональной сферы;
– воспитание навыка конструктивного общения и взаимодействия;
– сплочение коллектива за счет создания общего информационного пространства.
Для успешного функционирования школьного киноклуба необходимо придерживаться следующих принципов:
– лично-ориентированный подход;
– учет возрастных особенностей учащихся;
– атмосфера доброжелательности и взаимопомощи;
– эмоциональная насыщенность занятий;
– сотрудничество педагога и учащегося;
– добровольное участие в киноклубе.
Для того чтобы отобрать кинофильм для занятий, необходимо учитывать следующие факторы:
– фильм должен затрагивать актуальную и доступную возрасту подростка тему;
– фильм должен быть интересным и динамичным;
– фильм должен быть короткометражным;
Эти факторы были сформулированы после того, как я провел опрос среди учащихся, актуализировал собственные знания по возрастной психологии, проанализировал основные проблемы, с которыми столкнулся в работе с подростками в учреждении образования.
Занятия в рамках школьного киноклуба «Ракурс» проходят следующим образом. Я выбираю фильм на определенную тему, которую запланировал, отбираю короткометражный кинофильм или мультфильм, разрабатываю план занятия (Приложение 1). На самом занятии делаю небольшое вступление, и приступаем к просмотру кинофильма. После просмотра идет обсуждение в группах, делается стоп-кадр на ключевых моментах кинофильма. При необходимости прибегаем к технике «Пустой стул» или «Пластилин», если учащиеся хотят проиграть ключевые моменты кинофильма, по-своему закончить кинофильм и т.д.
Важно учитывать, что занятия в рамках киноклуба требуют активного участия ведущего. Его задача – не просто организовать совместный просмотр фильма, но и учувствовать в обсуждении, направлять беседу в созидательное русло, поддерживать активность на занятии и т.д. Подростки должны чувствовать себя свободно и раскованно, всегда получать конструктивную обратную связь.
Фильмы, рекомендуемые к просмотру
Название фильма |
Цель просмотра |
«Хочу танцевать» |
Задуматься и, возможно, изменить свое отношение к самому себе, к окружающим нас людям |
«Иваново детство» |
Обсуждение нелегкой жизни детей в годы Великой Отечественной Войны |
«Варя» |
Демонстрация детско-родительских взаимоотношений и поиск компромисса в них |
М/ф «Синий зонтик» |
Развитие позитивного восприятия стрессовых ситуаций |
«Цирк бабочек» |
Изменение стереотипа представлений о человеке с физическими недостатками как человеке с ограниченными возможностями |
Список литературы
1 Франко, Г.Ю. Искусство кино и отечественная культура / Программы дополнительного художественного образования детей / Г.Ю.Франко. – М., «Просвещение», 2005 г.
2 Коблик, Е.Г. Повышение социальной компетентности детей и подростков: Фильмотека / Е.Г.Коблик. – М., Генезис, 2006.
Приложение 1
Внутриличностный ресурс. Материалы для тематической встречи в киноклубе
Тема: Внутриличностный ресурс.
Цели: задуматься и, возможно, изменить свое отношение к самому себе, к окружающим нас людям.
Оборудование: мультимедийная установка, короткометражный фильм «Хочу танцевать» (режиссер – Кана Бейсекеев, время – 18 мин.)
Вступительная беседа:
– Люди, оставшиеся без всего, кто они?
– Люди в кризисе. Что ими движет и что мотивирует их менять свою жизнь?
– Какие вы испытываете чувства, когда встречаете этих людей?
– Как вы думаете, а какие они испытывают чувства, когда встречаются с нами?
– Где человек может искать ресурсы и силы для борьбы с трудностями?
– Почему важно быть честным перед самим собой?
– Сейчас мы с вами просмотрим короткометражный фильм «Хочу танцевать». Обычно авторы закладывают в название суть фильма. Но не спешите выстраивать предположения, так как образность названия может увести вас далеко в сторону.
– Попробуйте определить основную идею фильма.
Поговорим о вас:
– С какими чувствами вы начинали смотреть этот фильм? Изменились ли чувства к концу фильма?
– Почему произошла трансформация чувств?
Поговорим о главном герое:
– Почему главный герой занимался танцами?
– Какие у него были ожидания по отношению к себе от окружающих его людей?
– Почему он не бросил танцы?
– Что заставило его изменить свои ожидания по отношению к себе от окружающих его людей?
– Что сделало несчастного человека счастливым?
– Кто ему в этом помог?
Поговорим об идее авторов:
– Какой проблеме посвящен этот фильм?
– Актуальна ли эта проблема в современном мире?
– Какую идею хотел донести до зрителя автор фильма?
– Какие для этого они использовали средства?
– Какую роль отвели аварии, после которой главный герой потерял ногу, названию фильма?
Поговорим о воспитательной ценности фильма:
– Какой урок нам преподнес главный герой?
– Какой урок нам преподнесли авторы фильма?