Тема «Роль бактерий в природе и жизни человека». Урок биологии в 7-м классе

- 9:45II И III СТУПЕНИ, БИОЛОГИЯ, Биология. Сценарии, Методичка

 

Татьяна КОЗЛОВА,
учитель биологии, член клуба «Хрустальный журавль»
ГУО «Гимназия № 1 г. Горки»,
Могилевская область

 

 

 

Цель: предполагается, что к концу урока

– учащиеся будут знать основные группы бактерий и их роль в природе и жизни человека;
– учащиеся будут уметь характеризовать роль бактерий в экосистемах и значение в жизни человека; анализировать текст учебного пособия, выделять главное в определенном фрагменте;
– учащиеся будут владеть терминами: «перегной», «симбиоз».

Задачи развития и воспитания:

– способствовать формированию учебно-познавательной, коммуникативной и общекультурной компетенций, умению выделять главное, анализировать и сравнивать изучаемые организмы, делать выводы;
– создать ситуации для овладения учащимися способами поиска, отбора, обработки и использования научной информации для получения новых знаний;
– содействовать развитию познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности; способствовать формированию умения работать с разными источниками информации;
– создать условия для формирования представлений о значении бактерий в природе и жизни человека.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, листы-задания, лабораторное оборудование.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

1 Организационный момент

– Мир живых организмов сложен и многообразен. Немалую роль в нем играют бактерии. Предлагаю вам продолжить знакомство с этими необычными организмами. А для этого вам необходимо прослушать мой рассказ и выполнить задание.

 

2 Актуализация опорных знаний

Сказка-небылица (найдите ошибке в тексте).

– В одном сказочном царстве правил мудрый царь. Однажды придворные сказали ему, что в царстве появились какие-то новые существа, очень маленькие и невидимые. «Как так? Кто такие?» – возмутился царь. Он созвал всех мудрецов своего царства, чтобы узнать всё о неизвестных пришельцах, но ни один мудрец не мог ничего рассказать о бактериях. Случайно к царю во дворец попал ученик седьмого класса. Там он рассказал всё, что знал о бактериях. Царь был доволен, что узнал так много нового, и хотел подарить полцарства, а мальчик сказал, что это мелочь и об этом знает любой школьник.

Правду ли рассказал мальчик царю? Что не так было в его рассказе? (Ответы учащихся).

 

3 Ориентировочно-мотивационный этап

– Обратите внимание на экран. На слайде изображен холодильник. Этот предмет есть у каждой семьи. А какую роль он выполняет? Как вы думаете, почему многие продукты, находясь не в холодильнике, быстро портятся. (Ответ учащихся).

Ребята, в моем холодильнике хранятся такие продукты: сыр, сметана, йогурт, кефир, и т.д. Посмотрите на эти продукты. Что их объединяет? (Ответ учащихся). Как вы думаете, только ли молоко принимало участие в производстве этих продуктов? (Ответы учащихся).

– за окном осень, а осенью опадают листья с деревьев. Но весной мы не наблюдаем гор листьев в парках, скверах и в городе. Как вы думаете, какие организмы перерабатывают эти листья? (Ответы учащихся).

Бактерии и листья перерабатывают, и продукты питания помогают приготовить. Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

Правильно, тема нашего урока «Роль бактерий в природе и жизни человека».

 

4 Операционно-обучающий этап

Используется прием «Фишбоун»

– Ребята, а знаете ли вы, что в природе есть животные, которые борются с бактериями, поселяющимися на поверхности их тела. Например, рыбы. Они выделяют слизь, которая обладает бактерицидным действием. А вот эта замечательная рыбка сегодня поможет нам с вами изучить тему урока (Демонстрация макета «Фишбоун»).

– Итак, ребята, основным вопросом нашего урока будет роль бактерий в природе и жизни человека (учитель прикрепляет к скелету черепа рыбы карточку «Роль бактерий»). Для того чтобы раскрыть этот вопрос, предлагаю вашему вниманию следующее задание: учащиеся первого ряда изучат роль бактерий в круговороте веществ и обратят внимание на схему круговорота; учащиеся второго ряда рассмотрят роль бактерий в формировании гумуса; ученики третьего ряда рассмотрят роль бактерий в обогащении почвы азотом.

– Итак, какова же роль бактерий в круговороте веществ? (Ученики по очереди выходят к доске и заполняют макет «Фишбоун).

– Ребята, вы познакомились с ролью бактерий в природе и знаете, что такое симбиоз и гумус. Но немаловажную роль они играют и в жизни человека. Обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на партах. Рассмотрите предложенную в них информацию и сформулируйте роль бактерий в жизни человека.

Картинки в конвертах

– Итак, подведем итог, какова же роль бактерий в природе и жизни человека? Сформулируйте ответ одним предложением. (Учащийся прикрепляет на хвост рыбе ответ. Например, роль бактерий огромна, без них невозможна полноценная жизнь на Земле).

 

Физкультминутка

 

– Ребята, что вы видите на экране? (На слайде изображено рукопожатие.) Для чего нужны рукопожатия? Предлагаю и вам пожать руку вашему соседу и соседям, сидящим сзади. Как вы думаете, до рукопожатий на ваших руках было много бактерий? А после рукопожатия? Правильно, их стало еще больше. Какой предмет, лежащий на вашем столе, поможет справиться с этими бактериями. Поднимите его вверх. Почему вы так решили? Правильно, это антибактериальные салфетки. Давайте воспользуемся ими и сделаем свои руки чище.

– Ребята, любите ли вы ставить опыты и экспериментировать? Я предлагаю вам немного поэкспериментировать на нашем школьном лабораториуме. Для того чтобы провести заседание нашего лабораториума, вам необходимо соблюдать правила безопасного поведения.

Класс делится на группы. Каждая группа получает свое задание.

 

Правила безопасного поведения:

1) Внимательно изучите инструкцию и порядок выполнения задания.
2) Точно выполняйте все указания учителя
3) Во избежание аллергических реакций не нюхайте растения и предложенные ингредиенты, не пробуйте их на вкус.
4) Аккуратно осуществляйте процесс перемешивания жидкостей.
5) Cодержите в чистоте свое рабочее место.

 

Практико-ориентированные задания

1-я группа. Задание-эксперимент «Интересно, интересно»

Приготовьте йогурт по предложенному рецепту и придумайте ему название. Назовите группу бактерий, которые будут принимать участие в изготовлении йогурта.

Рецепт

1) Возьмите термос с теплым молоком и добавьте туда закваску.
2) Закройте термос и переверните его несколько раз, для того чтобы содержимое его равномерно перемешалось.
3) Откройте термос, добавьте туда ложку варенья.
4) Закройте термос и еще раз переверните его несколько раз, чтобы варенье равномерно перемешалось с молоком.
5) Укутайте термос полотенцем и оставьте для заквашивания йогурта на 4 часа. Через 4 часа ваш йогурт будет готов.

 

2-я группа. Задание-эксперимент «Хрустящая, как настоящая»

Из предложенных ингредиентов приготовьте квашеную капусту по следующему рецепту. Назовите группу бактерий, которые обеспечивают квашение капусты.

1) Возьмите измельченную капусту, переложите ее в миску и перемешайте вместе с морковью.
2) Переложите капусту в стеклянную банку.
3) Приготовьте рассол: растворите в 250 мл воды одну чайную ложку соли и 0,5 чайной ложки сахара.
4) Залейте капусту рассолом.
5) Закройте крышку. Через 3 дня ваша капуста будет готова.

 

3 группа. Задание-эксперимент «Расти, репка, большая-пребольшая»

Из предложенных компонентов создайте компост по предложенной инструкции. Какие бактерии будут способствовать формированию компоста.

Инструкция:

1) Возьмите контейнер и разместите в нем предложенные компоненты в следующем порядке:

– ветки деревьев и кустарников
– трава
– опавшие листья
– небольшой слой земли

2) Закройте контейнер крышкой. Как вы думаете, для чего нужно закрывать контейнер?

 

4группа. Задание-эксперимент «Дачник-удачник»

Для повышения плодородия дачного участка ваши родители решили обогатить почву азотом. Из предложенных растений (гербарные экземпляры), выберите те, которые они могут посадить на своем дачном участке весной, чтобы на следующий год получить большой урожай.

 

5 группа. Задание-эксперимент «Полезно и вкусно»

Перед вами стакан с йогуртом, который можно приобрести в школьной столовой. Рассчитайте, какое количество полезных молочнокислых бактерий попадет в ваш организм, после употребления йогурта массой 250 граммов. Известно, что 1 грамм йогурта содержит 1000 000 бактерий.

 

6 группа. Задание-эксперимент «Будь здоров»

Учащиеся 7-го класса Никита, Егор и Иван обсуждали следующую проблему: Никита хотел повысить свой иммунитет, чтобы не болеть в период ОРВИ, Иван хотел укрепить кости кальцием, так как он активно занимается спортом, а Егор хотел нормализовать микрофлору кишечника после лечения антибиотиками. Какие продукты из предложенных вы порекомендуете для ежедневного употребления каждому ученику. («Растишка», «Имунеле», «Активиа»)

 

– Молодцы ребята, вы хорошо поработали. Надеюсь, теперь каждый из вас знает, как можно приготовить йогурт или квашеную капусту в домашних условиях, а также обогатить азотом свой дачный участок. За проделанную работу каждый из вас получает карточку с изображенной на ней бактерией. Что это за бактерии и для чего они вам будут нужны, я расскажу чуть позже.

 

5 Контрольно-коррекционный этап 

Тест

Баллы

Вариант 1

Вариант 2

1–2

1. Бактерии принимают участие в очистке сточных вод?
А) да     Б) нет

1. Бактерии принимают участие в производстве йогурта?
А) да     Б) нет

3–4

2. Бактерии, которые разлагают мертвые остатки растений или животных относятся к:
А) производителям
Б) потребителям
В) разрушителям
Г) кисломолочным бактериям

2. Бактерии, которые необходимы для приготовления кефира, относятся к: 
А) производителям
Б) потребителям
В) разрушителям
Г) кисломолочным бактериям

5–6

3. Заполните пропуск в тексте:
Форма совместного существования организмов разных видов, когда оба партнера получают пользу от другого, называется……

3. Заполните пропуск в тексте:
В результате деятельности бактерий в почве образуется………….., который повышает плодородие почвы.

7–8

4. Соотнесите:
1) создают органические вещества из неорганических
2) повышает плодородие почвы
3) без них не приготовить йогурт
4) осуществляют разложение органических веществ до неорганических
А – разрушители
Б – молочнокислые бактерии
В – перегной
Г – производители

4. Соотнесите:
1) организмы, которые потребляют органические вещества
2) способствуют обогащению почвы азотом
3) форма совместного существования организмов, когда оба партнера получают пользу
4) обеспечивают квашение капусты
А – азотфиксирующие бактерии
Б – симбиоз
В – молочнокислые бактерии
Г – потребители

9–10

5. Пастеризация – процесс одноразового нагревания чаще всего жидких продуктов или веществ до 60 °C в течение 60 минут. Перед вами пакет пастеризованного молока.

С какой целю проводят пастеризацию молока на предприятих?

5.

Перед вами пакет стерилизованного молока для детей 8 месяцев. Стерилизация – это тепловая обработка молока температурой выше 100°С.
С какой целью проводят эту процедуру с молочными продуктами, предназначенными для маленьких детей?

 

6 Деятельностная рефлексия

– Ребята, поменяйтесь работами и обратите внимание на ключ на экране. Проверьте работу своего соседа. (Взаимопроверка тестовой работы).

 

7 Этап определения и формулировки домашнего задания

Д/з § 5;

Задание на 9–10 баллов.

Японские биологи открыли бактерию, которая питается пластиком. Предложите практическое применение этой бактерии на предприятиях Республики Беларусь, а также в домашних условиях c целью улучшения экологической обстановки на территории нашей республики.

 

8 Рефлексивный этап

– Ребята, на прошлом уроке вы говорили о том, что бактерии обитают повсеместно: в почве, воде, на земле и в воздухе. А где же будет обитать бактерия, которую вы получили за выполнение задания. Я попрошу вас подойти к доске и разместить вашу бактерию так высоко, как высоко вы сегодня поднялись в ваших знаниях.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий