Занятие направлено на расширение, активизацию активного и пассивного словаря, формирование определённых грамматических конструкций, расширение кругозора, совершенствование психических процессов, развитие общей и мелкой моторики.
Ирина ГАЦКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский ясли-сад № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область
5708744i@gmail.com
Программные задачи:
– расширить и активизировать словарь существительных по теме, формировать обобщающее понятие «домашние животные»;
– расширить представления о жизни (питании) домашних животных;
– учить употреблять форму дательного падежа существительных в единственном числе;
– учить употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом с;
– учить составлять словосочетания с предлогом в;
– формировать навык построения простого предложения с предлогом у;
– развивать диалогическую речь, учить отвечать на поставленный вопрос целым предложением;
– развивать общую и мелкую моторику;
– развивать зрительное и слуховое внимание;
– формировать интерес к совместным играм, воспитывать чувство эмпатии.
Оборудование: набор предметных картинок с изображением домашних животных (кот, кошка, котёнок; коза, козлёнок; корова, телёнок; кролик, крольчиха, крольчонок; лошадь, жеребёнок; овца, ягнёнок; собака, щенок; свинья, поросёнок), предметные картинки (молоко, кость, морковь, трава); предметные картинки с изображением жилища животных (будка, конюшня, коровник, крольчатник, свинарник); кукла-игрушка Незнайка; нитка длиной 0,5 м (к концу нитки привязан бантик); клубочки ниток на каждого ребёнка.
Ход занятия
I Организационный этап
Учитель-дефектолог. Ребята, к нам пришли гости. Угадайте, кто это?
Отгадывание загадок о домашних животных
Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча, песнь поёт.
Только мышь его боится…
Угадали? Это…(Кот)
(Выставляется картинка с изображением кота)
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди –
Лучше в дом не заходи! (Собака)
(Выставляется картинка с изображением собаки)
Мычит: «Му-у-у», –
Кто это – не пойму! (Корова)
(Выставляется картинка с изображением коровы)
Даёт молоко нам, хотя не корова,
Шерстью своею делиться готова.
Она непоседа и егоза…
Как называем её мы?…(Коза)
(Выставляется картинка с изображением козы)
Быстрее ветра я скачу,
«Цок-цок», – копытами стучу,
Я громко «иго-го» кричу,
Садись на спину – прокачу! (Лошадь)
(Выставляется картинка с изображением лошади)
Любит кушать он морковку
И капусту для сноровки,
А следит за клеткой Толик,
Там живёт пушистый…(Кролик)
(Выставляется картинка с изображением кролика)
Хвост крючком,
Нос пятачком.
Кто это? (Свинья)
(Выставляется картинка с изображением свиньи)
Два ягнёнка-близнеца,
А мамаша их…(Овца)
Учитель-дефектолог. Догадались, кто у нас в гостях? (Дети называют животных на картинках) Правильно. Кот, собака, корова, коза, лошадь, кролик, свинья, овца – это домашние животные.
II Основной этап
Беседа о брошенных домашних животных
Демонстрируется кукла-игрушка Незнайка.
Учитель-дефектолог. Это Незнайка. Он хочет рассказать вам историю.
Вчера Незнайка возвращался домой и по дороге встретил маленького, брошенного котёнка. Котёнок дрожал от холода. Незнайке стало его жалко, он забрал котёнка домой. Отогрел котёнка, дал ему молоко. Котёнок жадно лакал молоко, потому что был голодный. И сейчас котёнок живёт у Незнайки.
Вы, наверное, тоже часто видите во дворе брошенных котиков и собачек. Жалко вам их? А как вы можете им помочь? (Ответы детей)
Игра «Чья мама?»
Детям предлагается послушать сказку.
Учитель-дефектолог. Играли на полянке жеребёнок, котёнок, крольчонок, телёнок, щенок, ягнёнок. (Выставляются картинки)
Кто играл на полянке? (Дети перечисляют)
Вдруг прибегает к ним поросёнок. Кто прибежал? (Поросёнок)
(Выставляется картинка)
Поросёнок говорит: «Вы тут все прыгаете, прыгаете, а вас мамы ищут».
Поросёнок не знал, у кого какая мама, всё перепутал: котёнку говорит, что его ищет мама-крольчиха. Правильно поросёнок назвал маму котёнка?
Кто мама у котёнка? (Демонстрируется предметная картинка с изображением кошки)
А щенка, говорит поросёнок, ищет мама-корова.
Правильно ли назвал поросёнок маму щенка? Кто мама у щенка? (Демонстрируется предметная картинка с изображением собаки)
Поросёнок всё продолжал путать: «А телёнка ищет мама лошадь». Правильно ли поросёнок назвал маму телёнка? Кто у телёнка мама? (Демонстрируется предметная картинка с изображением коровы)
А ягнёнка ищет мама собака? Кто у ягнёнка мама? (Демонстрируется предметная картинка с изображением овцы)
Крольчонка ищет мама кошка? Кто у крольчонка мама? (Демонстрируется предметная картинка с изображением крольчихи)
А жеребёнка ищет мама-овца? Кто у жеребёнка мама? (Демонстрируется предметная картинка с изображением лошади)
Игра «Кто что ест?»
Детям демонстрируются предметные картинки с изображением собаки, кошки, коровы, кролика.
Учитель-дефектолог. Незнайке поручили покормить домашних животных. И ему дали вот эту пищу: молоко, кость, морковь, траву. (Выставляются картинки) Незнайка всё перепутал. Помогите Незнайке. Вот что он сделал.
Молоко дал корове. Правильно поступил Незнайка? Кому надо дать молоко? (Молоко надо дать кошке)
Кость Незнайка дал кролику. Правильно Незнайка поступил? Кому надо дать кость? (Кость надо дать собаке)
А потом Незнайка морковь дал кошке. Правильно Незнайка поступил? Кому надо дать морковь? (Морковь надо дать кролику)
Незнайка траву решил дать собаке. Правильно поступил Незнайка? Кому надо дать траву? (Траву надо дать корове)
Во время ответов детей возле картинок животных выставляются картинки с изображением корма для животных.
Гимнастика для глаз «Кот»
Кот на солнышке сидит.
Глаз закрыт, другой закрыт (закрыть по очереди оба глаза)
Кот играет в «Жмурки» (крепко зажмуриться)
– С кем играешь, Васенька?
– Мяу, с солнцем красненьким! (Открыть оба глаза)
Динамическая пауза «Котёнок»
Учитель-дефектолог держит в руках нитку длиной 0,5 м, к концу которой привязан бантик. Дети, как котята, подпрыгивают и пытаются достать бантик, который учитель-дефектолог поочерёдно держит над головой каждого ребёнка.
Пальчиковая игра «Наша кошечка играет»
У каждого ребёнка в руках клубок ниток.
Наша кошечка играет, (дети катают клубочек между ладошек.)
Маленький клубок катает,
Зубками его кусает, (сжимают клубочек в кулачке.)
А клубочек убегает (перекладывают клубочек из одной руки в другую.)
Игра «Кто где живёт?»
Учитель-дефектолог предлагает детям подойти к магнитной доске, к которой прикреплены плоскостные изображения жилищ домашних животных (будка, конюшня, коровник, крольчатник, свинарник).
Учитель-дефектолог. Собрались однажды на поляне домашние животные: собака, лошадь, корова, кролик и свинья. (Выставляются картинки)
Они играли, веселились. Пришла пора спать. Каждое животное пошло в своё жилище. Собака – в будку. Лошадь – в конюшню. Корова – в коровник. Кролик – в крольчатник. Свинья – в свинарник.
Дети под руководством учителя-дефектолога «расселяют» домашних животных по их жилищам.
Игра «Слушайте внимательно, называйте старательно»
Детям раздаются парные картинки (кошка с котёнком, коза с козлёнком, корова с телёнком, крольчиха с крольчонком, лошадь с жеребёнком, овца с ягнёнком; свинья с поросёнком, собака со щенком). Учитель-дефектолог называет картинки, дети показывают и называют свои картинки.
Учитель-дефектолог. У кого кошка с котёнком? (Ребёнок показывает и проговаривает: У меня кошка с котёнком.)
У кого коза с козлёнком? (У меня коза с козлёнком.)
У кого овца с ягнёнком? (У меня овца с ягнёнком.) И т.д.
III Заключительный этап
Учитель-дефектолог хвалит детей за успешно выполненную работу.
Учитель-дефектолог. Незнайке, домашним животным очень понравилось с вами выполнять интересные задания. Они будут очень ждать новой встречи.